Вопрос 4021:
29 т. Я люблю Христа и желаю спасения всем. Но на работе стыжусь заговорить о
Боге, о душе и ничего с собой не могу тут поделать. Почему так?
Ответ:
Если в вас есть огонь Духа Святого, вы заговорите и вам не удержаться. Иер.20:9
– “И подумал я: «не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во
имя Его»; но было в сердце моём, как бы горящий огонь, заключённый в костях
моих, и я истомился, удерживая его, и не мог”. Просите у Бога милости
быть Ему верной всегда и везде. Если кому-то не скажете о Жертве Христовой, то
потом этой возможности может и не быть. 1Кор.9:17 – “Ибо если
делаю это добровольно, то [буду] иметь награду; а если недобровольно, то
[исполняю только] вверенное мне служение”. Ложный стыд надобно побороть
и с радостью возвещать о Грядущем Мессии Иисусе Христе. 2Тим.1:8 – “Итак,
не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но
страдай с благовестием Христовым силою Бога”. Если даже кто-то и
засмеётся над вами, то и в этом есть награда за смелость. Страдай за Любимого с
радостью. 1Пет.4:16 – “а если как Христианин, то не стыдись, но
прославляй Бога за такую участь”. Вот проповедь на тему о ложном стыде
из прошлого столетия.
“Мрк.8:38 – “Ибо кто постыдится
Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын
Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами”. Этими
словами отмечено явление, которое, на первый взгляд, может показаться странным
и невозможным. Неужели можно стыдиться Иисуса Христа? Неужели можно стыдиться
Его словес, Его учения? И если такое явление возможно было во дни земной жизни
Спасителя, во днях Его плоти, когда Он приходил и жил между людьми в смирении и
неизвестности, то допустимо ли оно теперь, после двух тысячелетий истории
христианства — Его славы, Его силы, Его благотворного и чудесного влияния на
мир и человечество? История знает поразительные примеры ложного стыда среди
людей, а наблюдение над человеческою душой подтверждает, что начало греха,
живущее в человеке, прививая ему злое, сплошь и рядом искажает и добрые
начинания и свойства в человеке и, направляя их в дурную сторону, делает их
сугубо злыми. Так сознание человеком своего достоинства в мире, необходимое и
ценное и в христианине, — обращается в гордость и самолюбие. Так и стыд, это
драгоценнейшее свойство человека, отличающее его резко от других земных
творений, ограждающее чистоту его души, эта естественная и врождённая защита от
всего низменного и греховного, - обращается нередко в ложный стыд, который
становится иногда источником тягчайших преступлений, а иногда и источником
духовной смерти. В этом смысле и слово Божие поучает: Сир.5:25 – “есть
стыд, ведущий ко греху, и есть стыд — слава и благодать”. Нужны ли
примеры? Один из них ярко начертан в Евангелии в живом образе: Ирод даёт клятву
плясавице исполнить всякое её желание, и отдаёт ей голову Иоанна Крестителя,
осуждая на смерть праведника, вопреки голосу и сердечной жалости. Было бы,
однако, неудивительно если бы такие явления наблюдались среди людей, отдавших
себя в плен гpеху и страстям, — среди людей, у которых всё доброе или
подавлено, или искажено. Но вот мы видим, среди душ святых и даже особо
избранных действует тот же ложный стыд: так соблазнительно и сильно это
искушение. В каком-то непонятном самозабвении, несмотря на прямое предсказание
Спасителя, после горячих заявлений о верности Господу, Апостол Пётр троекратно
отрекается от Него, устыдившись признать себя Его учеником то перед служанкой,
то перед праздными расспросами воинов: Мрк.14:71 – “Он же начал
клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите”. Мф.26:75
– “И выйдя вон, плакал горько”. Горькими слезами покаянной скорби
он загладил отречение, бывшее мимолетным порывом человеческой слабости.
И всё-таки впоследствии, и после нового его
призвания Воскресшим Господом, пред ним опять явилось то же искушение
ложного стыда, но в более тонких, в более скрытых, а потому и в более опасных
его проявлениях. Предстояло в Антиохии, среди христиан, впервые назвавшихся
этим именем и образовавших Церковь из язычников, засвидетельствовать о том, что
христианство бесповоротно порвало с еврейством и с его племенными
особенностями, что Ветхий Завет, с его обрядовой и национально-еврейской
стороны, кончен и уже не нужен, как свеча среди яркого дня, — что для того, чтобы
быть христианином, не нужно сначала и непременно сделаться евреем. Против
такого духовного и всемирного значения христианства восставали евреи, даже
принявшие христианство, и восставали с такою силой, с таким нездоровым рвением,
с такими угрозами разрыва и преследований, что Апостол Пётр стал молчать и
скрываться и поначалу как бы уступал еврействующим себялюбивым вожделениям (Галат.2:11-15).
Конечно, и это было кратковременным проявлением слабости, и впоследствии
Апостол искупил и загладил его твёрдостью учения и исповедания всемирного
значения христианства и верностью Христу даже до уз и смерти.
Хочется применить сказанное к переживаемому
времени, Христианство имеет всемирнoe и вечное значение. Насаждать и укреплять
его религиозные и нравственные начала в жизни, служить им, открыто их называя,
не подменивая названия христианства как религии другими силами
чисто-человеческими, — это задача всякого верующего, всякого, подобно первым
антиохийским последователям Христа, нарекшего себя христианином.
В жизни личной, семейной, общественной и
государственной религиозно-нравственные основы христианства должны занимать
первое место, и ими должны определяться наше поведение, направление мысли и
жизни — вся деятельность. Конечно, это требование особенно важно и применимо к
тем лицам, учреждениям и силам, которые так или иначе являются руководителями
жизни. Государство должно служить нравственным целям; власть, законодательство,
общественный строй, назревающие реформы этого строя — всё это должно иметь и
исходным началом, и завершительною задачей заветы христианства как религии, как
богооткровенной истины, а не человеческой системы морали. Может ли, в таком
случае, жизнь государственная не касаться Церкви, и может ли Церковь не
касаться государства? Напротив, они, действуя согласно, должны и могут служить
одной задаче духовного воспитания людей, действуя каждый в своей области:
Церковь — в области духа, в сокровенной внутренней жизни человека; государство
— в области внешней жизни, помогая Церкви, силою материальной и силою власти,
закона, суда, образования, печати и внешнего распорядка, насаждать и укреплять
религиозно-нравственные начала. Потому-то и говорит Апостол о власти, что она
назначена в поощрение добрым и в наказание зло творящему, что она—Божий
слуга (Римл.13:1-6; ср. 1Петр.2:15), — слуга воли и правды вечной и
Божьей, а не слуга человеческой, колеблющейся воли и человеческой условной
правды. Если всего этого нет, ясно, что и общество и государство перестали быть
христианскими. Что же мы видим? Растущее озлобление, усиление преступности,
падение нравственных начал жизни, разбои, грабежи, лень, пьянство — всё это,
по-видимому, взывает к усилению религиозно-церковного воздействия на народ.
Отсюда ясно, что в предполагаемых реформах общественного и государственного
переустройства должны быть положены открыто и решительно начала
религиозно-нравственные.
Это ясно и, по-видимому, не
требует никаких доказательств. Но современным людям, и опять, как древле, под
влиянием того же еврействующего направления мысли, ныне только принявшего иные
формы, но не менее враждебного ко всему христианскому, скрывающего имя еврейства, но остающегося таковым по существу, — под влиянием
того же еврейства, которое некогда, в первенствующей Церкви, выступило врагом
всемирного и всеобъемлющего значения христианства, современным руководителям
жизни часто «стыдно» назваться христианами.
И вот, идёт бесконечная путаница понятий,
подмена христианских начал жизни другими, заимствованными от христианства, но
искажёнными и известными под громкими модными названиями, бесконечная
разноголосица мнений и воззрений, бесконечные попытки устроить и упорядочить
жизнь на спорных и неясных началах человеческих, ни для кого не обязательных и
вечно меняющихся. Что такое «культура» и «культурные задачи», к которым теперь
так часто взывают? Что такое «право» и «правовой строй», на которые
теперь так много надеются? Что такое пример цивилизованных народов», что такое
“цивилизация”, “прогресс” и просвещение, о которых говорят любая газетка и
любой листок? Что такое равенство и свобода, эти кумиры современности, если они
рассматриваются вне христианства? На чём обосновать и братство всех людей, если
не верить в Бога, их Небесного Отца? Есть ли во всех этих перечисленных и
названных нами понятиях определённое и неизменное содержание? А ведь к ним
обращаются как к новому евангелию, ими проверяют всё и вся, на них хотят
строить всё здание жизни, весь круг человеческих отношений. Есть ли в них, в
этих понятиях, какая-либо внутренняя обязующая сила? Всё это не более и не
менее, как жалкие попытки затенить название, затенить и исказить силу
христианства другими пышными названиями, понятиями, модными и принятыми. „Не принято» говорить текстами
Священного Писания «не принято» и «стыдно» обращаться к источнику вечной мудрости; стыдно ссылаться на Евангелие — это знак «лампадного мировоззрения»; стыдно искать
руководства у Церкви— это знак отсталости и клерикализма.
Что же удивительного, если под влиянием того
же нового кумира и идола, желающего и требующего от своих поклонников усилий
разложить христианство, устранить значение Церкви, ослабить государство,
уничтожить патриотизм, ввести материалистические основы жизни под видом
прогресса,— «представители народа», страха ради иудейска и из ложного стыда, стыдятся
явиться патриотами, стыдятся быть помощниками и соработниками власти, стыдятся
стать на сторону порядка, честью и обязанностью почитают стоять непременно за
оппозицию — сопротивление правительству, стыдятся высказаться против убийств и
замыслов на цареубийство? Неужели можно думать, что всё это — люди совершенно
бессовестные, люди злые и безвозвратно безнравственные? Неужели можно
предположить, что все они, в самом деле, искренно оправдывают всё то зло,
которому служат?
Думать так — значит слишком низко думать о
людях. Здесь очень часто — гибельный ложный стыд, здесь малодушие и слабоволие
пред натиском и силой зла, здесь боязнь осуждения со стороны модных идолов и
кумиров, здесь страх пред теми силами, которые нагло взяли в свои
руки руководительство жизни и насилием, запугиванием желают подавить и
обессилить всякое сопротивление злу. Для нас всё это — показатель того
гибельного пути, куда приводит ложный стыд. Для нас – это грозное
предостережение. Для нас это — объяснение того, по-видимому, невозможного
явления, о котором сегодня говорит нам Евангельское чтение: Мрк.8:38 – “Ибо
кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того
постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми
Ангелами”. Не таким людям, не рабам моды, не пленникам ложного стыда
устроить жизнь, не таким людям, хромающим на оба колена, ею руководить! Нужны
люди и деятели убеждённые, искренние, верующие в Бога и Христа, верующие в добро
и помощь Божию, открытые и небоязненные сыны Церкви. Нужны люди, которые
будут называть Бога, Христа, религию и Церковь их собственными именами, не
стыдясь ложным и постыдным стыдом, не подменивая вечных и святых основ всякой
жизни модными человеческими измышлениями.
Только такими людьми строится жизнь, а не
разрушается; только такие люди откроют нам выход к светлому существованию и к
счастью России из нынешнего тяжёлого безвременья. Что бы ни делали злые
силы, какими бы преступлениями не позорили народ, какими бы тучами и ложью не
омрачали они сознание и настроение сынов родины, – победа и торжество суждены
не им, а людям веры, чуждым ложного стыда, неколебимо, бесстрашно и прямо
идущим правым путем религиозно-нравственного устроения жизни. К ним, в конце
концов, перейдут слабые и смущённые, пока ещё колеблющиеся, но в существе
любящие Бога и христианскую веру, к ним и с ними — и Божье благоволение, и
Божественная всесильная помощь.
Сильные и твёрдые! Вам похвала и честь и
отрадная вера, что Сын Человеческий не постыдится вас, когда придёт в славе
Своей. Тайные ученики Христовы, Никодимы современные, колеблющиеся и ложным
стыдом стыдящиеся! Вам слово вещее: укрепитесь колена расслабленные,
поднимитесь сердца унылые! Сила врагов — мнимая, она вся утверждается и
покоится на вашей нерешительности и боязливости. Встаньте во весь рост
христианских убеждений, — и сила врагов сразу рухнет. Дерзайте же, дерзайте
люди Божии, ибо Иисус победит враги, ибо Он всесилен! Аминь”. Рим.1:16 –
“Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила
Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину”.
2Тим.1:12 – “По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я
знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день”.
Рать перевёртышей
историю кромсает,
Выруливает напрочь влево,
хорохорясь,
“Святые” сны смакуют из
русалок,
И ветерок шлифует против
ворса.
Не всё по-нашему, и даже вовсе нет
Намёка на устройство к улучшенью.
И бойкий ум, страшась, начнёт коснеть
И, не скупясь, пометится на шельму.
А кем бы мог в ближайшем
эдак стать,
И след оставить яркий или
тусклый?
Но не сподобился, не
рассмотрел Христа,
Сокровища не возвратил
Иисусу.
Перевернулся на иной рубеж,
Где трусость и корысть чины хватают;
Пословицу «семь раз отмерь — и режь»,
Не воспринял и выл по-волчьи в стае.
Чуть только власть успела
ворохнуться,
Мятеж, переворот ли
совершить,
В адептах прежних и не так
уж густо,
И белый флаг на красный
перешит.
В какие дебри ум ни забредал,
О стойкости идей не помышляя!
Себе, семье боясь добыть вреда,
О твёрдости ни звука, только слякоть.
Ещё сегодня славят Иегову,
И на двенадцати камнях
пылает жертва;
Стада волов сюда к закланью
гонят,
И норовит пробиться каждый
первым.
Но от стабильности пунктиром нет следа,
Сын на отца поднял преступно руку.
И преданности прежней не видать,
Дворец с гаремом в одночасье рухнул.
Мы со Христом –
стабильность наш удел,
А перевёртыши на вечерю не
вхожи,
Страж на стене свой срок не
проглядел, –
Принять Христа и ныне всем возможно. 13.09.08. ИгЛа