Вопрос 2349: 10 т. Раньше по
радио из Америки слушали священника о.
Виктора Потапова. Сейчас его не слышно и не видно нигде, что с ним?
Ответ: Я жил у него в Вашингтоне
несколько дней в 1992 году в июле-августе. Мне он понравился и жена у него
замечательная, и дети ласковые, и он
такой доброхот, компьютером наградил меня бесплатно, но я не мог его взять. И
так он помогал не раз, и брошюра его «Молчанием предается Бог» замечательна.
Тогда там жил у него сын о. Глеба Якунина. Хочу, чтобы он у нас побывал, погостил
всей семьёй – я должник его. Он записал
меня на плёнку и по «Голосу Америки» передал на Россию. Вот что из интернета
имею, даю в сокращении. Интервью с ним. О.Виктор Потапов:
«Отчасти разногласия
между Церквами смягчились после причисления к лику святых Романовых,
новомучеников XX века, блаженной Ксении Петербуржской и соловецких мучеников.
Сейчас у двух Церквей есть и много общего: обе они не признают подлинности
останков последнего императора и его семьи, захороненных в Петропавловском
соборе Санкт-Петербурга, обе убеждены в экспансионистских планах католиков и
настроены против реформ богослужебного языка и календаря».
Вопрос:
Ранее одним из важных условий сближения РПЦЗ и РПЦ МП был вопрос, который
поднимался Зарубежной Церковью, о покаянии иерархов МП за сотрудничество «с
богопротивной и богоборческой властью». Сейчас этот вопрос как-то не
поднимается. В чём дело? Это изменение позиции руководства Зарубежной Церкви
или что-то другое?
Ответ: Я
не знаю, трудно сказать. Я хочу надеяться, что этот вопрос будет сейчас поднят
на встрече первоиерархов. Но нам требовать покаяния от других, не принося
покаяния за свои ошибки – немыслимо. Каяться надо обеим сторонам. Я надеюсь,
что вопрос будет поднят и будет найдено приемлемое решение. Может быть, во время
объединения произойдёт процесс покаяния с обеих сторон, как это сделали в своё
время митрополит Евлогий Парижский и митрополит Антоний (Храповицкий). Я думаю,
здесь нет ничего унизительного. Каяться всегда хорошо. Надеюсь, что это
произойдёт. У американских светских властей нет и не будет никакой роли. Им это
всё равно. Со стороны российских властей – шаг был сделан. Мне трудно сказать,
будут ли какие-либо еще шаги со стороны российской власти, – я не вхож в мир
российского руководства. Путин сделал своё дело, на которое, правда, особых
усилий не потребовалось. Но в историю это объединение, если оно произойдёт,
войдёт как президентское объединение. Насколько дальше Путин будет участвовать
в этом процессе? Мне кажется, от него больше ничего не ожидается.
- Каково
настроение среди рядовых верующих, внутри приходов, особенно тех, которые
сегодня почти никак не связаны с Россией по национальному признаку, поскольку
половина прихожан – американцы?
– Я думаю, что те,
кто были резко против сближения с РПЦ МП, уже от нас ушли. Их было мало и они
объединились вокруг митрополита Виталия, живущего сейчас в Канаде. От нас
отошли, может быть, три-четыре прихода. Но подавляющее большинство прихожан
либо безразличны, либо сторонники объединения. Многим людям надоело противостояние.
У большинства приезжающих из России в Вашингтон есть выбор – они могут пойти в
Американскую Автокефальную Православную Церковь и молиться по-английски, или
приходить к нам – не потому, что мы Зарубежная Церковь, а потому, что они себя
здесь хорошо чувствуют. Русская традиция жива, служба идёт на
церковно-славянском языке, пользуемся и русским языком. Они не разбираются
особенно в политических нюансах нашего разделения. Большинство наших прихожан,
безусловно, приветствуют объединение. Тем более, что евхаристическое общение
между мирянами есть уже более 10-ти лет. Люди едут в Россию и причащаются там
свободно. Так же и у нас приезжие из России могут причащаться.
– Оно
происходит явочным порядком или иерархия все же дала разрешение? -
Это началось явочным порядком, но потом иерархи признали это.
-
То есть, сейчас официальных препятствий к евхаристическому общению на уровне
простых прихожан нет? - Да. В дальнейшем, хотя митрополит
Лавр – человек мягкий в обращении, но, я полагаю, что он поставил себе цель
добиться установления евхаристического общения и с этого пути он не
сойдет.
- Планировалось
ли включение Вас в состав делегации для приезда в Россию вместе с митрополитом
Лавром? – Нет, этого никогда не планировалось. Я попал в черный
список по известным причинам. Я в свое время выступал против патриархии –
написал книгу «Молчанием предается Бог». Я не отказываюсь от того, что писал.
Но в конце брошюры я призывал к единству Церкви. Мы не можем забывать, что
Церковь – это не только и не столько епископы, сколько народ Божий. Я только
что вернулся из России, был в Оптиной пустыни и многих святых местах, много
ездил – где бы я ни был, я такое благочестие встречал, такое
благоприятное отношение ко мне. Я вижу, что Церковь жива. К сожалению, за
политическим противостоянием мы не видим этого, забываем. Нашей Церкви это
благочестие очень нужно. Нам нужно привиться к стволу Русской Церкви.
Я уверен, что и мы,
зарубежная Церковь, можем очень помочь Московской патриархии – у них осталось
много от советского. Например, деспотичное отношение епископов к священникам.
Я могу митрополиту и моему епископу говорить всё, что я думаю и не бояться, что
меня снимут. Этот момент соборности отсутствует в патриархии в большей мере,
чем у нас – мы можем им помочь в этом.
- Ваши
прихожане к вопросу сближения и объединения относятся несколько проще. А вот
прихожане РПЦЗ, которые живут в России, настроены более негативно к возможности
слияния. –
Разумеется. В своё время я был противником создания параллельных структур с
самого начала. Я говорил митрополиту Виталию, что это неправильно. Я
понимал людей, которые были недовольны Московской патриархией, я им очень
сочувствовал. С другой стороны, создавать параллельные структуры в России нам
не под силу и я опасался, что наши архиереи не смогут обращать должного
внимания этим российским структурам. Я не пророк, но всё произошло так, как я и
предвидел. Очень многие переходили в РПЦЗ из-за личных конфликтов с епископом –
т.е. у многих не было идейной причины для перехода. Конечно, было много и тех,
кто переходил к нам по совести.
Сейчас стоит большая
проблема, что делать с российскими приходами РПЦЗ. Это может быть ещё
один внутренний раскол. Так как мы в своё время способствовали расколу
греческой Церкви. Я не знаю, как наши архиереи будут решать эту проблему. С
Сибирской епархией это может быть решится проще – патриархии ничего не стоит
учредить Ишимскую епархию. А с другими - не знаю как. Слава Богу, что я не
архиерей и не должен решать эти сложные проблемы». Беседовал Владимир Ойвин, «Портал–Credo.Ru» . На днях о.Иоаким
получил приглашение от о. Виктора Потапова посетить их и привезти с собой
фотовыставку. На 4 сентября уже намечен отъезд брата туда до 25 окт.. Прит.25:25 – «Что холодная вода
для истомлённой жаждой души, то добрая весть из дальней страны».
Боязно ехать; доедет и раскается, будет
дом во сне видеть и говорить: 2Цар.14:32 – «Лучше было бы мне
оставаться там». (О.Иоаким вернулся из США 27 окт. 2004 г, дововлен
Потаповыми).
Нам
хорошо быть в тишине одним Мф.17:4
С любимыми, с
родными и друзьями. Лук.9:33
С надеждой на Фавор
тогда глядим: Мрк.6:31
«Свой монастырь-уют
создать желаем!» Гал.1:17
Там у подножия горы преображенья Мф.17:14
Толпа гудит, их суета заела; Иоан.6:26
Детей выращивают, сватают и женят Лук.17:27
И свозят в «монастырь», что куплен был в
Махпеле. Быт.50:13
Мы отутюжены и
празднично одеты, Иез.16:13
Двунадесятые для нас
деликатесы. 2Цар.6:19
А там, внизу,
остались наши дети, Мф.19:29
Нужда их давит, как
виноград под прессом. Сир.38:30
Нам хорошо, здесь можно спать в три
смены, Мф.26:45
Виденья обязательно прибудут; 2Кор.11:14
Кто ревностен, придёт к нам на
замену, Сир.30:6
Преображенные, мы отдохнём покуда… Евр.6:11
Здесь первая попытка
дядей прытких Деян.4:32
Создать монастырёк
за облаками. Мрк.9:5
Не суждено, игла
утянет нитку Еккл.12:11
На помощь тем, кто
из руки лакали. Суд.7:7
Три аввы-рыбака наверняка Иоан.16:13
Не раз смеялись над собой тогдашним, Исх.4:3
Как монастырь замыслили поднять за облака, Фил.2:21
Свой труд и каноническую пашню. Иер.20:9
Не знали в эйфории, что творили, Иов.39:34
Какие предложенья
выдали Иисусу; Мф.16:22
Без колесницы Илии
пешком поворотили 4Цар.2:12
Не по своему - по
Иеговы курсу. Мф.26:39
Их бесноватая страна, заждавшись,
ищет, Лук.9:13
Посты грядущие и
огненное бденье. 2Кор.11:27
Да, волю Божию творить – есть наша пища, Иоан.4:34
И даром
накормить всех не за деньги. Мф.10:8
Нам хорошо, что нас
Христос нашёл, Иоан.15:16
Не в монастырь
Фаворский запечатал, Иоан.17:15
С незаграждённым
ртом я – молотящий вол, 1Кор.9:9
И в мире
правит мной мой Иисус-Начальник.ИгЛа 17.8.04. Евр.12:2