Вопрос: 3129:
17 т. Как смотрят церковные верхи на существование на одной территории
различных православных юрисдикций?
Ответ:
Как угодно ворочают каноны. Когда я до этого говорил, что патриаршество – не
Евангельское устроение, и что можно дать свободу каждой епархии, а на съезды
собираться по-братски, меня за это задолбили: «раскольник», «самочинец», «еретик» и пр. Но вот дело дошло до объединения
и вдруг такой серией материалов наградили нас, что мои робкие намёки на
самостоятельность епархии покажутся вовсе уж детским лепетом.
Протоиерей Николай
Артёмов: «Поиски подлинной общей духовной основы приводят нас к тому
историческому моменту, когда Православная Российская Церковь была едина, когда
единой соборной волей в России было восстановлено патриаршество и Церкви
возвращен её канонический строй. Тем самым завершился не только синодальный
период в жизни Поместной Русской Церкви – завершилась «константиновская
эпоха» в истории Вселенского Православия. Это – плод совершенно уникального Священного
Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Доселе ему нет аналогов
в российской истории.
К началу 4-го века Церковь
в римской империи состояла из сотни независимых митрополичьих округов, которые
лишь постепенно слагались в патриархаты по соображениям целесообразности.
Подобным образом управлялась Церковь на Востоке и даже в значительной степени
на средневековом Западе. Возвращение к канонам и освященным традицией формам
управления было в духе Всероссийского Собора. В конце концов, на Соборе было
окончательно решено не лишать митрополичьи округа административных функций.
Было также признано «наиболее соответственным с прямыми задачами существования
округов образовать их из незначительного числа епархий в каждом округе. Бурное
обсуждение проекта, обилие доводов «за» и «против» (например, высказывались
опасения, что в округах могут возникнуть «сепаратистские тенденции») привело к
решению продолжить обсуждение на следующий день. На 169й сессии, где
присутствовало 157 членов Собора (из них 34 – архиереи).
Указом предвидится возможность прекращения
церковно-административной деятельности Синода, Высшего Церковного совета,
Епархиальных Советов, а также – косвенно – самого Патриарха. В этом случае – а
равно в условиях разобщения и невозможности нормальных сношений с московским
церковным центром – решение дел, обычно относящихся к компетенции высшей
церковной власти, предоставляется епархиальным архиереям на местах. На первый
взгляд, Указ № 362 выглядит как инструкция на крайний случай. Однако за этой
его внешней формой гораздо более объёмное восприятие реалий жизни Русской
Церкви и перспектива её дальнейшего устроения. Именно это соборное восприятие
отражалось и в позиции Свв. новомучеников
Российских – кандидатов в Местоблюстители, назначенных Патриархом Тихоном,
равно как и исполнявших обязанности Местоблюстителя. Все они ссылались на Указ
№ 362 как на церковно-правовую основу, сознавая здесь крепкую связь с
Патриархом Тихоном и нормами Всероссийского Собора. Наделение епархиальных
архиереев высшими полномочиями было мерой чрезвычайной. Но цель Указа № 362
именно в том, чтобы придать этим мерам легитимность, каноническую основу в
русле соборной мысли. Здесь все та же
идея об организации церковной жизни по принципу митрополичьих округов, по
образцу древней Церкви.
В Указе предвидится, хотя и прикрыто, вариант
узурпации власти в Церкви – говорится о возможности появления «непослушных».
Это и произошло в мае 1922 г., когда появилось «обновленческое» ВЦУ.
Епархиальному Архиерею в таком случае вменяется в обязанность самостоятельно
организовывать церковную жизнь – от приходского до епархиального уровня – при
содействии православных, «оставшихся ему верными», с дозволением совершать
богослужения «даже в частных домах».
В последний год
существования ВЦУ его участники много думали о дальнейшем пути. Указ № 362 –
выражение великой веры в соборность и творческую свободу Церкви, в её
способность сохранять внутреннее единство. Авторы Указа № 362 предвидели, что
указанное положение вещей может принять «характер длительный и даже
постоянный». Епархия, разделенная и восполненная таким образом в своем
архиерейском составе, образует не иное что, а «церковный округ», наделенный
всеми полномочиями для самостоятельной и полноценной церковной жизни (пункт 6).
В межведомственных отношениях в Германии имелось пространство для маневра – в
этом смысле оно отличалось от ситуации в советской России 20х-30-х гг., где
было несравнимо тяжелее».
1Кор.7:35 – «Говорю это для вашей же пользы, не с
тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения». 1Цар.13:6 – «Израильтяне, видя, что они
в опасности, потому что народ был стеснён, укрывались в пещерах и в ущельях, и
между скалами, и в башнях, и во рвах». Иов.7:11 – «Не буду же я
удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в
горести души моей». Иов.36:16 – «И тебя вывел бы Он из тесноты на
простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком».
Настаивать не
нужно на своём
В политике, в религии, в
застольях;
Допустит Бог – дорога на
подъём,
Даст Бог – и трасса
скроется в подполье.
Всё будет так, как скажет Иегова,
Он запланировал, чуть приоткрыв Свой
план.
И топчемся у самого простого,
Столетия не сдвинув ни на грамм.
Мы трудимся
и будет в том успех,
Что сходится с Его святою
волей.
А прочее лишь курицам на
смех,
В историю, в отвал, с
надсадной болью.
Сухие безучастные страницы
Умерших поколений – лишь урок:
Так стоило ли нам до смерти биться
Из-за сомнительных и выброшенных крох?
Ах, если бы нас вразумил
Создатель
Не спорить, не настаивать
на нашем;
О вышнем
мы заботиться бы стали,
Покорностью был путь в
конце украшен.
Великим назовётся только то,
Что пишется, творится с Иеговой.
Всё прочее да мнится мелкотой,
И недостойно, может, полуслова.
Угодно Богу, чтобы рано
встать,
Слезами умываясь в покаянье,
По Библии свой путь с утра
сверять –
Возвышенное в арсенал подтянем.
То сладкое, то горькое лекарство
Так часто Иисус нам подаёт.
И не голосовать за белых или красных –
Оно стократ сгорит, уйдёт под лёд.
Так стоило ли биться до упаду
И мучиться идеями масонов?
Всё разнаряжено
и сбудется как надо,
Пусть совесть, ум об этом нам напомнят. 15.05.06. ИгЛа