Вопрос 3402:
20 т. Что сделалось с некоторыми, как о.Виктор Потапов и о.Пётр Перекрестов,
еп. Евтихий? Они же были против беззаконий в патриархии и поддерживали приходы
РПЦз в России, а сейчас их голоса не отличишь от МП?
Ответ:
Так всегда было. Лучше помолиться о них, об их совести, ибо они достойны
сожаления и многих слёз искренних. Все они люди хорошие и когда-то многое
сделали для выяснения правды в России. Но благовестие в народ нести ни один из
них не удосужился, да и не знают они сего Апостольского труда. Каких-то семь
лет назад вот как говорил открыто о.Пётр Перекрёстов, а ныне так суматошно
мечется – успеть бы к закрытию райкома и хотя бы последние кусочки подобрать от
РПЦз.
От редакции узла «Мысли о России». «К
митрополиту Сергию пришла делегация, которая его умоляла отказаться от
Декларации, но он не внял просьбам своего духовенства и паствы, которые были
готовы его в отказе от Декларации до смерти поддержать. На вопрос делегации
митрополиту Сергию «Вы спасаете Церковь?», последний ответил: «Да, я спасаю
Церковь!» (там же, стр. 164). Итак, раскол создал митрополит Сергий в самой России. С 1927,
а не с 1990 года существуют т.н. «параллельные структуры» в России. А
русские иерархи, находящиеся в 1927 году за пределами родины, остались
единомысленны именно с теми в России, кто не принял Декларации… Если святейший
Патриарх Тихон заклял всех вступающих в общение с безбожной властью, а
митрополит Сергий в своей Декларации сделал именно это, не простирается ли это заклятие на
Московскую Патриархию по сей день? Имело и имеет ли
анафематствование Патриарха Тихона реальное значение и силу? А его заклятие?
Кем эти анафематствование и заклятие были сняты? Это серьезные духовные вопросы
и игнорировать их русский православный христианин никак не может…. Благодаря сергианской
политике, мiрские (безбожные) начальники начали контролировать церковную жизнь
до такой степени, что церковные кадры выдвигались и одобрялись ими. А правило
Седьмого Вселенского Собора гласит: «Всякое избрание во Епископа, или
пресвитера, или диакона, делаемое мiрскими начальниками, да будет не
действительно по правилу, который глаголет: аще который Епископ, мiрских
начальников употребив, чрез них получит Епископскую в Церкви власть, да будет
извержен, и отлучен, и все сообщающееся с ним». Опять-таки, имеет ли этот канон
реальное значение, реальную силу, или это просто «памятник истории»? При
обсуждении канонических причин, разделяющих Русскую Православную Церковь
заграницей и Московскую Патриархию, и этого вопроса не обойти… Нет
сомнений в том, что верующие в России, хотя бы внутренне, интуитивно, отвергают
экуменизм. Это само по себе отрадное и обнадеживающее явление. Большую, но не
единственную, роль в этом сыграли книги и статьи авторов Русской Православной
Церкви заграницей. Но не только книги. Наличие приходов и общин Зарубежной Церкви в России
несомненно помогло процессу осознания опасности предательства православия в
лоне Московской Патриархии.
Благодаря этим приходам,
дабы не потерять прихожан и власть, Московская Патриархия вынуждена была
открыто заговорить на многие запретные темы, в том числе и об экуменизме.
Среди сказанного, цитирую
по памяти, было утверждение лаврского иеромонаха, что, мол, епископы и
священники Русской Православной Церкви (Московской Патриархии), принимающие
участие в ВСЦ, представляют не Церковь, но только самих себя. Но на следующей
же литургии этот же лаврский иеромонах и его единомышленники будут служить на
антиминсе, выданном своим священноначалием и неоднократно повторять имя
патриарха как «Господина и отца нашего» – т.е. свидетельствовать своё полное
единомыслие в делах веры с теми, которые «всё делают от себя, а не от имени
Церкви». Как же быть в таком положении? Где же выход для этих монахов?
Как поступали в данных условиях православные, когда их иерархи оказывались на
пути к отступничеству, если не сказать, в ереси? И, рано или поздно, каждый
мыслящий, каждый сознательный и каждый истинно-православный священник
столкнется с вопросом: как и с кем мне быть? Сейчас наблюдается в России «вторая
волна» переходящего в лоно Российской Церкви (так обычно называют Русскую
Православную Церковь заграницей на территории России) духовенства. Это, как
правило, священники, которые себе не строят никаких иллюзий – выгод в этом
решении, как только перед Богом, нет. С проведением нового закона о свободе
совести, эти священники могут оказаться на совершенно нелегальном положении. И
всё равно они принимают такое решение.
Как же перед ними не преклоняться, их не
уважать? Если Московская Патриархия
прославила старца Нектария Оптинского, а прославленные святые служат для нас
образцом для подражания, то почему же нельзя идти по стопам преподобного
Нектария, не признававшего авторитет м. Сергия и его последователей? Мы, как
православные, должны
же прислушиваться к голосу своей совести…
И вот, в 1990 году она вдруг стала «плохой», она резко изменилась. Как? Почему?
Потому что до тех пор она была далеко, она была заграницей, она была
недосягаема, а теперь она у нас в России и перед каждым православным фактически
впервые за 60 лет стоит не отвлечённый, а реальный выбор. Между прочим, решение о принятии
приходов Зарубежной Церковью не было запланировано, долго обсуждаемо – из
России поступил ряд прошений в Архиерейский Синод и он решил протянуть руку
просящим. Это в традиции Русской Православной Церкви заграницей – быть на
стороне гонимых и страждущих.
Но ведь это происходит на
«законной территории» Московской Патриархии. Читателям, думаю, известно, что у
Московской Патриархии много приходов заграницей. Но не в этом дело. Дело в том,
что решение - быть в лоне этой Зарубежной Церкви или нет - сейчас реально стоит
перед каждым, а это страшно. Но есть и чисто психологический, человеческий
момент, который нам следует учесть… Российские приходы гонимы. Хотя они немногочисленны, верхний
эшелон Московской Патриархии их очень боится. Владыка Приморский Вениамин этого не скрывает…
Сколько сил и зла направлено против российских приходов. Любопытно, что в своей
неприязни к Зарубежной Церкви, хотя по разным побуждениям, объединяются
представители и «традиционного», и обновленческого направлений Московской
Патриархии. Этот грех, гонения своих же православных, лежит полностью на
совести иерархии и духовенства Московской Патриархии, которые в этом участвуют,
активно ли, или своим пассивным молчанием. Когда речь идёт о примирении Русской
Православной Церкви заграницей и Московской Патриархии, этот грех нельзя замалчивать… «Желаете ли Вы, чтобы мы от них
отказались? будет ли это нравственно? Будет ли это церковно и в духе
православия? Нет! На предательстве, пусть и ради «высшего блага», нельзя
строить церковную жизнь! Может быть,
мало кому из читателей известно и другое явление. Если кто-либо был рукоположен
в священнический сан архипастырем Русской Православной Церкви заграницей на территории
России (а их в настоящее время 4, включая Украину) и он желает перейти под
омофор патриарха Алексия II, то этого священника перерукополагают! Уже было по
крайней мере три известных нам случая перерукоположений: первый — известного
ныне благодаря своей антисектантской деятельности о. Олега Стеняева. Он был
рукоположен в иерейский сан бывшим епископом Валентином Суздальским, а
вернувшись в МП, рукоположен заново. Это перерукоположение можно ещё как-то
понять с точки зрения МП, поскольку еп. Валентин был ею запрещён в
священнослужении. Другие два случая — перерукоположения о. Владимира Родионова
и о. Димитрия Гольцева. Отец Владимир был первоначально рукоположен
архиепископом Лазарем (Журбенко), который получил хиротонию от зарубежных
иерархов, а о. Димитрий – епископом Вениамином, который был хиротонисан в
Канаде. Оба, также как и о. Олег, при переходе в МП вторично рукоположены.
Одновременно мы читаем в докладе Богословской комиссии Московской Патриархии
Архиерейскому Синоду о том, что мол, мы (православные) всегда признавали
таинства Римо-католической церкви и свидетельство тому то, что мы принимаем
римо-католическое духовенство в сущем сане! Это просто в ум не вмещается: своих же православных перерукополагают, а
римо-католических клириков принимают в сущем сане! Между прочим, слава Богу, не известен ни один случай
перерукоположения переходящего из МП в Зарубежную Церковь священника. А
переходящих в православие из ереси клириков (протестантов и католиков) Русская
Православная Церковь заграницей не только рукополагает, но и крестит… Ни
единение ради единения, а только если это единение приведёт к победе Правды.
Вспомним слова святителя Григория Богослова о
том, что бывает «доброе разделение и пагубное единение». Вот мы и должны
бояться этого «пагубного единения». Этого и боятся наиболее трезвые силы
русского зарубежья… возможно, не останется во всем мiре и голоса, способного
свободно, последовательно и до конца, по своим силам и возможностям,
противостоять современной апостасии. Этот голос замолкнет и, в лучшем
случае, станет подобен звуку некоторых нынешних ревнителей православия в
России, которые могут говорить, но не могут договаривать всё до конца, и
которые «парализованы» в возможности решительно и открыто действовать.
Желательно ли, в нынешнее апостасийное время, чтобы голос Русской Зарубежной
Церкви, Церкви, имеющей особую духовную качественность, особое церковное лицо,
замолк? Не надо себя тешить надеждой, что зарубежные иерархи войдут в состав МП
и произойдёт «переворот». Сколько сейчас звучит голосов мiрян и духовенства в
России и, реально говоря, почти никакого внимания на них не обращает «ведущий
слой», а если и обращает, только ради сохранения своей власти. Входя в общение
с МП, Зарубежная Церковь оказалась бы в общении и с представителями «официального
православия» – с теми, кто совершенно сознательно и нарочито соединяются и с
монофизитами, и с инославными. Желательно ли это? Можно ответить, что в случае
«слияния» с Зарубежной Церковью МП бы прервала общение с «официальным
православием». Опять-таки, не думаю, что она бы это сделала, а если да, то
весьма не скоро. Таким образом соединение с МП повлекло бы за собой и общение с
теми, которые, хотя бы частично, подлежат анафематствованию за участие в
экуменической ереси. Реально говоря, я просто не представляю, скажем, как
наши архипастыри могут сесть за один стол с членами «Священного Синода»
Московской Патриархии, с теми, от которых в настоящее время отрекаются
ревнители православия в лоне самой Патриархии. Заявления и действия членов Синода настолько
противоречивы, двусмысленны и временами просто лукавы, что нет малейшего
основания надеяться на наличие какой-либо искренности. Кроме того, каждый постоянный член Синода
скомпрометировал себя в вопросах веры – будь то речь перед раввинами,
прохождение через языческий огонь, модернистское богословие, духовное и
молитвенное братание с еретиками... Неужели можно говорить о действительном
желании с их стороны преодоления принципиальных расхождений? Известен ли вообще
хоть один случай, когда не на словах, а на деле Московская Патриархия проявила,
хотя бы к российским приходам, доброжелательное или просто христианское
отношение? Они могли бы хоть раз не воспрепятствовать общине Российской
Церкви в Москве получить помещение под храм. Этим они бы показали, что заслуживают
хоть малейшее доверие… Уже теперь, на уровне простых верующих, на уровне
рядового духовенства, нередко ощущается сближение – сближение в боли о
происходящем предательстве церковных интересов и позиций, о которых мы, в
частности, читаем в газете «Русь Православная», сближение в боли за Россию.
Протоиерей Пётр Перекрестов. 1998, г. Сан Франциско. (сравни т.19,
вопр. 3337)
Гал.2:18 –
«Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником».
Сир.7:9 – «и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к
поношению твоему». Сир.38:2 – «Не есть ли это скорбь до смерти, когда
приятель и друг обращается во врага?»
Так можно ли
прожить нам без скорбей,
Не знать переживаний,
треволнений,
Не надорваться в тягостной
борьбе,
И чтобы жизнь прошла вполне
полнее.
Мечтой такою захлебнулся шар,
Не ныне – много раньше при Адаме,
О том гутарит мал кто или стар,
Но исполненье снов тех не настанет.
Скорбь очищает муками
рожденья –
Под бременем разверзлись
ложесна;
Здесь не помогут никакие
деньги,
То знает каждая
страдалица-жена.
На каждом поколении какой-то штамп,
Незримая и прочная печать;
Нам уготовано лишь смертно прошептать:
«Все революции, репрессии опять?»
Нам надлежит немалыми
скорбями
Учиться плакать и глаза
лечить;
Не так смотрели, плод
негодный брали,
Повыползли нежданно палачи.
При выборах келейно в храме помолись,
Да не посадит Бог по милости нездешней
Того, кто есть бездушный коммунист,
Пусть лучше уж обмылок, иль с очками пешка.
Молотят нас события
стремглав,
Крошиться позвоночнику и
целому скелету,
Болезнь предсмертная нас
исподволь впрягла,
Как в дроги похоронные, в
телегу.
В скорбях свербят домашние сюжеты,
Различны мнения по сущим пустякам,
Душа раздетая себя приносит в жертву,
И здравый смысл с насмешкой проскакал.
По силам Бог даёт
температуру,
Хоть холод до костей
частенько продирает;
Победа не на блюдечке, а
добываем штурмом,
Умоется скорбями и даже хата с краю. 18.02.07. ИгЛа