Вопрос: 3150:
17 т. Правда ли, что Лев Толстой покаялся перед смертью и его монахи
причастили, и что его сестре-монахине Александре разрешили его отпевать?
Ответ:
Остались записи живых свидетелей последних дней Толстого и им можем верить
больше, чем просто слухам. Сестра-монахиня не Александра, а Мария действительно сокрушалась о беспокаянной кончине брата и надоедала не раз о том
старцам, и ей разрешили в келейной
молитве его поминать, и не больше. Ни о каком отпевании никто не упоминает. Севастьян Карагандинский (Фомин) был очевидцем приезда в Оптину Льва.
«Батюшка как-то рассказал
мне о приезде Льва Толстого в скит после тайного своего отъезда из «Ясной
Поляны». И было это так: когда Лев Толстой в один из последних дней октября
1910 года приехал в скит, батюшка был келейником у старца Иосифа. Л. Толстой
приехал в Оптину пустынь накануне из Козельска уже поздно вечером и ночевал в монастырской
гостинице. Гостиник о.Михаил
потом рассказывал, что за чаем Толстой расспрашивал о старцах и спрашивал, кто
принимает из них, принимает ли старец Иосиф, говорил, что он приехал
повидаться, поговорить со старцами. «А приехали, – рассказал о.Михаил, – они вдвоём. Постучались. Я открыл. Лев Николаевич
спрашивает: «Можно мне войти?» Я сказал: «Пожалуйста». А он говорит: «Может,
мне нельзя, я- Толстой». «Почему же, говорю, мы всем
рады, кто имеет желание к нам». Тогда он говорит: «Ну, здравствуй, брат». Я
отвечаю: «Здравствуйте, Ваше сиятельство». Он говорит: «Ты не обиделся, что я
тебя братом назвал; все люди – братья». Я отвечаю: «Никак нет, а это истинно,
что все братья». Ну и остановились у нас. Я им лучшую комнату отвёл. А утром
пораньше я служку к скитоначальнику Варсонофию послал, предупредить, что Толстой к ним в скит
едет».
О дальнейшем о.Севастьян рассказывал так: «Старец Иосиф был болен,
я возле него сидел. Заходит к нам старец Варсонофий и
рассказывает, что о.Михаил прислал предупредить, что
Л.Толстой к нам едет. Я, говорит, спрашивал его, а кто тебе сказал? Он говорит
– сам Толстой сказал. Старец Иосиф
говорит: «Если приедет, примем его с лаской и почтением, и радостно, хоть он и отлучён был, но раз сам
пришёл, никто ведь его не заставлял, иначе нам нельзя». Потом послали меня
посмотреть за ограду. Я увидел Льва Николаевича и доложил старцам, что он возле
дома близко ходит, то подойдёт, то отойдёт. Старец Иосиф говорит: «Трудно ему.
Он ведь к нам за живой водой приехал. Иди». Я пошёл, а его уж нет, уехал. Мало ещё отъехал совсем, а
ведь на лошади он, не догнать мне было. Потом сообщение старцам от сестры его монахини
Марии было, что и от неё из Шамордина он уехал. Потом
со станции Астапово пришла телеграмма нам о болезни
Л.Н., в ней от его имени просили старца приехать причастить его. О.Варсонофий сразу выехал со Святыми Дарами, хотел его
напутствовать, а окружающие Толстого его к нему не допустили. О.Варсонофий письмо дочери его Александре передал. Писал
ей, что это ведь воля Вашего отца, чтобы я приехал. Всё равно не допустили. И
жену его Софью Андреевну тоже не допускали. Она в своём вагоне приехала и жила
на станции в нём. О.Варсонофий очень тяжело пережил
это всё, сам почти больной вернулся. Всегда волновался, вспоминая это. И
сказал: «Хоть он и Лев, а цепей порвать не мог. А жаль, очень жаль». И старец
Иосиф сокрушался о нём. А что кто-то посылал о.Варсонофия, то он говорил, что это неправда. «Только
по одному желанию самого Льва Николаевича я поехал в Астапово»,
– утверждал он». «Надежда», стр.94-96, выпуск 7. 2Тим.2:25 – «с кротостью
наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины». Гал.6:7-8
– «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что
посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а
сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». У Льва была дьявольская
гордыня – не просто гордость. Он был жуткий кощунник
над святыней и над Церковью. И где теперь его последователи? Пришли к власти
его почитатели, и всех толстовцев в ГУЛаге сгноили. Ос.8:7 – «Так
как они сеяли ветер, то и пожнут бурю». Если Лев не раскаялся в своём
богохульстве, то уже почти сто лет где он? Иоанн
Кронштадтский назвал его львом, рыкающим в Ясной Поляне.
Несправедливость
раньше нас пришла,
А уж потом мы с нею
побратались;
Передавила к Божьей правде
шланг
Сначала чуточку, приращивая
малость.
И ныне даже стало нам привычно:
«За справедливость?» – даже бросит в шок;
За честными агенты злобы рыщут,
Выкручивают руки, к стенке и на эшафот.
«По справедливости сегодня
не прожить!» –
Орёт упрямо искренне
заблудший.
С любовницей прокрался в
новый джип,
Он словно в танке и намного
глуше.
От совести зашторены зенки
Таращит в телевизор полупьяный;
Такие на поверхности легки,
Похожие же льнут к подобной дряни.
За правых билась Божья
справедливость,
Дарила страх, о вечности
заботу,
Взывала к Аврааму, к ней
прилепился Иов –
Она сжигает раннюю заботу.
Но в отношенье Бога и себя
Не справедливости ищу, а только милость;
Грехи не умерли, до времени лишь спят,
Где в прежнем не раскаялись, а сжились.
По справедливости я должен
быть казнён
Со всеми потрохами и добром.
Я без ума грешил, а грех
теперь на Нём,
И за меня не я, а Он был
погребён.
Несправедливость нам не
оправдать,
Смягчить же сможем щедрым подаяньем.
Чтоб благовестием наполнить города,
Дорожки проповеди и к селу протянем.
И в отношении себя
несправедливость
Приемли, если сможешь, и
стерпи.
Где суд без милости не оказавшим
милость,
С отрытой Библией восстанем вопреки. 25.05.06. ИгЛа