Вопрос 3771:
26 т. Солженицыну тоже задают вопросы и он на них
отвечает. Нравятся ли его ответы Вам?
Ответ:
Ответы у Александра Исаевича чёткие, ясные. Не заискивающие. Это нам пример,
как нужно отвечать. Но он всё ведёт от ума, не ссылаясь на мнение Библии. Вот
несколько вопросов к нему и его мнение.
Вопрос: В связи с Богровым, который был евреем (убил
Столыпина П.А.), кое-кто упрекает Вас в антисемитизме. Как Вы отвечаете на
эту критику? Ответ: «Критика совершенно безосновательная, вздорная.
Самого Богрова я описал абсолютно реально, со всеми подробностями его жизни,
его семьи, его идеологии. Это приём вообще бессовестный со стороны тех, кто его
запустил в американскую прессу, и непорядочный со стороны тех, кто это
повторяет, книгу не читав (Август Четырнадцатого). Я
бы предложил, например, такое определение антисемитизма – это пристрастное и
несправедливое отношение к еврейской нации в целом. Нельзя требовать от
художника скрывать истину, какой она была. Нельзя исходить из того, кто как
истолкует; надо исходить из того, как оно было. Против «Августа» это
использовали просто как дубину… Это просто
поразительно, до какой степени меня оболгали. В двух странах – в Советском
союзе и в Соединённых Штатах – как с конвейера сходят все мнения абсолютно
одинаковые. Чем это объяснить? Я стал говорить о слабостях Запада. Пресса
возмутилась. Вознегодовала на мою речь. С этого момента я стал как бы личный
враг американской прессы, поскольку я там её коснулся. Говорят, что я будто бы
утверждаю, что в России революция сделана руками инородцев, то есть других
народов. Я предупреждал Запад о худшем, что может случиться. Потому что всегда
вернее готовить себя к худшему. Начинающим литераторам я бы дал совет ни в коем
случае не получать литературного образования. Будешь кому-то подражать. А это
не нужно. Любая жизненная специальность обогатит писателя, но не литературная». (т.7. стр.479-494)
Вопрос: Бертран Рассел после встречи с Лениным сказал, что
это был наиболее злой человек из всех, с кем он в своей жизни встречался. Ответ:
«Можно с этим согласиться. Необычайно злой. Отсутствие всякого милосердия.
Отсутствие человеческого подхода, человечности в отношении к народу, к массам
людей. Ко всем тем, кто не идёт точно по его линии. И даже если соратники
чуть-чуть отличались, - меньшевики так чуть-чуть откалывались, - то он
ненавидел их, он их топтал, поносил последними словами. Даже не беря слово
«зло» в метафизическом смысле, в широком, а вот так, в ежедневном понимании, –
да, следует приложить это слово к Ленину. Постепенно люди обратятся к реальному
представлению. Мне кажется, что миф сойдёт, культ сойдёт. Конечно, отдельные
записки и письма Ленина могут быть ещё и по сегодня
скрыты. Письмо Ленина об изъятии церковных ценностей страшно похоже на него. А в общем-то и среди того, что напечатано, начнёшь читать –
волосы дыбом становятся. И в переписке Маркса и Энгельса тоже ужасные вещи
есть. Страшно читать, как они рассуждали, какая у них бандитская тактика по
отношению к людям, какие приёмы». 2Тим.3:13 – «Злые же люди и
обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь».
Пр.26:23 – «Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то
пламенные уста и сердце злобное».
Я пал пред
Господом в отчаянье великом
И громко я взывал: «О, горе
нам! Увы!
Погрязшие
в грехе превыше головы,
Дерзаем мы предстать перед
Господним ликом.
Ещё со дней отцов презрели мы закон,
Угасли светочи, и мрак настал кромешный,
И предал Ты во власть языческих племён
Царей, священников и весь Израиль грешный.
Мы в рабстве, но и тут
Ассирии владык
Ты умягчил сердца и
сжалился над нами,
И ныне мы сошлись под
древними стенами,
Дабы из пепла вновь Ерусалим возник.
Но в счастии своём
и в тягостной неволе
К соблазну мы грядём в расставленную сеть.
Доколе, Господи и Боже наш, доколе
Деянья грешников намерен Ты терпеть?
Страшусь я, что придёт
конец долготерпенью,
Ты грянешь бурею карающей с
высот,
И обречёшь навеки
истребленью
Мятежный род!» О. Чюмина