Вопрос 1965: 7 т. Какое основное качество отличает первых христиан и тех, кто стали принимать на себя звания иные, «ангельские»?
Ответ: Любовь ко Христу и к ближним. Те
христиане были переполнены желанием донести истину о воскресшем Искупителе до
самых концов вселенной. Они умирали за это. Их казнили за проповедь. Проповедь
– это выражение подлинной любви и к Богу и к людям. Но когда стали учить, что
нужно дать некий обет, буквально заклясться, что ты не выйдешь из-за стен
монастыря, что тебе абсолютно безразлична участь тех, кто не твоего круга – не
инок, не монах – вот это-то и было вершиной нелюбви к Богу и к людям. Пренебрежение
заповедью Христа идти в мир с проповедью. Вот пример – вчерашний распинатель стал Апостолом, благодаря проповеди и встрече со Христом. Голос свыше при самом обращении Савла возвестил о его дальнейшей жизни и назначении, и он
всею жизнью старался это выполнить, видя в этом высшую любовь, когда он за дело
проповеди полагал жизнь. И какой голос, от кого всегда раздавался тем, кто
желал спастись? Но этот голос гнал их в пустыни, и там замораживал, как
тибетских йогов, впадающих в анабиоз
пещерный. Деян.22:21 – «И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к
язычникам». Какой же голос отшельникам говорил бежать как можно
дальше в пустыню и гнал он их всё глубже. Когда их находил кто-то, они тут же
срывались и снова искали еще более глубокую яму и пещеру. Но наш Господь не
изменяет свои намерения относительно способа спасения людей. Евр.13:8 –
«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
Лук.4:42 – «Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в
пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не
уходил от них».
Высоко в горы лезут только бесы и люди,
которых называют альпинисты и они там срываются в
пропасти, как козлища. Господь наш уходил для молитвы в пустыню и тут же
возвращался с победой. Если же не возвращаются, значит диавол их там проглотил? Мф.4:1 – «Тогда
Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола».
Лонгин –
16 окт. «Предание же церковное к
засвидетельствованному в Евангелии прибавляет, что Лонгин
был тот воин, который пронзил рёбра распятому Господу Иисусу Христу, и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз
своих. Тот же Лонгин был и в числе стражей,
приставленных Пилатом к Животворящему телу Иисуса Христа, лежавшему во гробе. Когда же Господь преславно
воскрес от гроба и Своим чудным восстанием навел на
стражу ужас, тогда Лонгин и два воина окончательно
уверовали во Христа, и сделались
проповедниками Воскресения
Христова, – ибо они возвестили Пилату и архиереям обо всем происшедшем.
Архиереи и старейшины, устроив совещание, дали воинам довольно денег, чтобы они
утаили о воскресении Христовом и сказали, что ученики Христа, пришедши ночью,
украли Его, когда они спали (Мф.28:11-13). Однако Лонгин
денег не взял и утаить чуда не захотел, но еще
усерднее стал свидетельствовать о нем, и свидетельство его было истинно.
Посему Пилат и все иудейское сонмище возненавидели Лонгина,
и весь гнев свой, который они прежде имели на Христа, обратили теперь на Лонгина. Лонгин открыто проповедовал
о Христе, что Он есть Истинный Бог, и что он, Лонгин,
был самовидцем животворящей смерти Его и воскресения. За сие свидетельство Лонгин подвергся ненависти и гонению со стороны врагов
Иисуса Христа, которые стали изыскивать причину, чтобы погубить его, но, не
находя за ним вины, не решались, потому что Лонгин
был старейший из воинов, человек честный и известный самому кесарю. Когда же Лонгин узнал об их злом намерении, то восхотел лучше быть
отверженным от них и остаться со Христом, чем жить в
селениях Иудейских. Он оставил свой воинский сан,
одежду и пояс и, взяв двоих друзей своих, которые имели такую же ревность по
Христе, уклонился от народного общения и посвятил себя на служение Единому
Богу… пошел со своими друзьями в Каппадокию; там он
стал проповедником и Апостолом Христовым, и многих обратил от
заблуждения к Богу…
Вскоре сделалось известным
всему собранию иудейскому в Иерусалиме, что Лонгин распространяет свое учение по всей Каппадокии и проповедует о воскресении Христовом».
Мартин Милостивый – 12 окт. «И
вот, по внушению Святого Духа, он громко начал свою пламенную проповедь,
возвещая Божие слово язычникам и часто вздыхая из глубины души, что такое
множество народа не знает Господа Спасителя».
Василий Вел. –
1 янв. «Беседы как на Шестоднев, так и на
псалмы, говорены были в храме и потому наряду с изъяснением заключают в себе
увещание, утешение и поучение….
Григорий Богослов так
отзывается о достоинстве творений Василия Великого. «Везде одно и величайшее
услаждение – это писание и творения Василиевы. После
него не нужно писателям иного богатства, кроме его писаний. Вместо всех – один
он стал достаточен учащимся для образования».
Макарий
Ег. – 19 янв. «Однажды преподобный Макарий пошел из скита
к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда
они уже приближались к горе, преподобный сказал
своему ученику: «Пойди немного впереди меня».
Ученик пошел впереди
преподобного и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и
несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал: «Слышишь ли, слышишь ли, ты,
демон! Куда ты идешь?» Жрец остановился и сильно побил инока, так что он едва
остался жив. Схватив, затем, брошенное было, бревно, жрец убежал. Спустя
немного ему встретился преподобный Макарий,
который сказал ему: «Спасайся, трудолюбец, спасайся». Удивленный
такими словами преподобного, жрец остановился и спросил его: «Что
хорошего ты усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами?»
«Я вижу, что ты трудишься», – отвечал
преподобный. Тогда жрец сказал: «Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу
чрез это, что ты человек Божий. Вот перед тобою встретился со мной другой инок,
который бранил меня, и я исколотил его до смерти». И с этими словами жрец
припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря: «Не
оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в христианство и не
соделаешь иноком»… Потом, окрестив его, они сделали его иноком, и ради него множество язычников обратилось в
христианство».
Серафим Сар. – 2 янв. «Блаженному
иеромонаху Тимону, верному ученику своему,
подвизавшемуся в Надеевской пустыни, причем преподал
ему последние душеполезные наставления.
«Сей, – повторял он ему,– сей, о. Тимон, – данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на
песке, сей и на камне, сей при пути, сей и в тернии, всё где-нибудь да прозябнет и возрастёт и плод принесёт, хотя и не скоро. И
данный тебе таланта не скрывай в земле, да не истязан
будешь от Господина своего; но отдавай его торжникам,
– пусть куплю делают»…. побывал и в том небольшом, между стеною келлии и печкою, помещении, где угодник Божий часто подвизался
в молитвенных трудах, и куда едва мог войти один человек, оставаясь там в стоячем или коленопреклоненном положении, ибо присесть
или облокотиться нельзя было там никак».
Григорий Арм.
– 30 сент. «Он устроил множество монастырей, в которых с успехом процветало
дело евангельской проповеди. Так всё благоустроив, святой Григорий удалился
в пустыню, где, угождая Богу, и окончил свою земную жизнь… Так
уверовала Армения во Христа».
Иоанн Богосл.
– 26 сент. «Святой Иоанн начал проповедывать им о Христе и
обличать их прельщение, и многие из них, уверовавши, крестились.
После сего вышел Иоанн на
торговую площадь, где собрался к нему почти весь город, чтобы слышать слово
Божие… От старости он не имел уже сил
проповедывать слово Божие даже и в окрестностях Ефеса.
Теперь он только поучал епископов Церкви и воодушевлял их неустанно учить народ
слову Евангельскому, а особенно помнить и проповедывать первую и главную
Евангельскую заповедь, заповедь любви…. Кроме великих трудов по распространению
христианской веры среди язычников, св. Апостол Иоанн послужил Церкви Христовой
еще и трудами письменными. Он написал св. Евангелие, три послания и
Апокалипсис, или книгу откровений».
Спевсипп –16 янв. «Святой Поликарп, епископ Смирнский,
ученик святого Апостола и Евангелиста Иоанна
Богослова, желая, по действию Духа Святого, умножить словесное стадо верующих
во Христа, послал в различные страны своих учеников с тем, чтобы они безбоязненно
проповедывали всюду слово Божие».
Кодрат –
21 сент. «своею проповедью многих он привел к свету Богоразумия».
Каллистрат – 27 сент.
«сюда принес он драгоценный бисер – веру во Христа, которым обогатил сына
своего, отца Каллистрата и всех домашних своих, передавая
им о Христе Иисусе всё, что видел своими очами и что слышал от Апостолов».
Алфей
Ап. – 26 мая. «Святой Апостол Алфей
происходил из галилейского города Капернаума,
но где он проповедывал Евангелие – неизвестно».
Лукиллиан
– 3 июня. «Однажды блаженный Климент,
исполненный Духа Святого, сказал: «0 возлюбленный брат мой Дионисий! Видишь ли,
как обильна жатва Господня посева в язычниках и как мало делателей в слове
проповеди Божией. А так как ты вполне научен православной вере и достиг
совершенства в добродетелях христианского закона, то, – прошу тебя, – иди в
Западные страны для имени Господа нашего Иисуса Христа, как добрый воин Его
ополчись против врагов Господа нашего и побеждай их силою укрепляющего тебя
Бога».
Святой Дионисий от всего
сердца согласился на это, и тогда блаженный Климент
начал ему искать и собирать друзей, помощников и сослужителей,
благочестивых и премудрых, сияющих святой жизнью. Между ними избрал он и
святого Лукиана, поставил его епископом и подружил с
святым Дионисием, чтобы ему он был спутником и сподвижником
в проповедании слова Божия, прочим же – отцом в
Духе Святом, учителем и наставником. Устроив так, блаженный Климент
приветливыми словами утверждал избранных, говоря: «Идите, прелюбезные братия,
идите, непобедимые воины Христовы, и как Господь пребывал со святыми отцами
нашими Апостолами и с их сподвижниками, так да пребудет и с вами, проповедниками
Его святого имени: ибо (многое и) неисчетное
число народа из язычников будет вами приобретено для Господа и введено в ограду
Его».
Лука – 18 окт. «Прибыв в Рим,
святой Лука также находился при Апостоле Павле и вместе с Марком, Аристархом и
некоторыми другими спутниками Апостола, проповедовал Христа в этой
столице древнего мира. В Риме же святой Лука написал свое Евангелие и книгу
Деяний святых Апостолов. Святой Апостол Павел руководил им в сем деле и потом
одобрил написанное святым Лукою Евангелие. Точно также и книга Деяний
Апостольских написана была, как говорит церковное предание, по повелению
Апостола Павла».
«По кончине Апостола Павла, святой Лука, как
говорит церковное предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации,
Галлии, а в особенности в Македонии, – в которой он и прежде трудился несколько
лет, а также и в соседней с Македонией Ахаии.
Уже в глубокой старости
Апостол Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много
трудов и огорчений ради славы святого имени Иисусова.
Он пришел в Египет, пройдя предварительно всю Ливию, и в Египте, – в Фиваиде, –
многих обратил ко Христу».
Аполлинарий – 23 июля. «пришел из Антиохии в Рим; здесь
вначале, вшедши в иудейское собрание, он назвался иудеянином. И стал возвещать учение об Иисусе
Христе, доказывая свидетельством пророческих книг, что Христос есть истинно Сын
Божий, пришедший для спасения рода человеческого; он поведал и о всех чудесах Господа Иисуса, которые Он сотворил среди
Израиля. Когда святой Апостол Петр ежедневно проповедовал
таким образом в сонмище иудейском, многие из иудеев уверовали во Христа, и не
только из иудеев, но многие и из римлян, слыша проповедь Апостола, с радостью
принимали его слово, говоря: – Бог взыскал род человеческий, пославши Сына Своего для обновления мира.
И, уверовав во Христа,
крестились. Не мало времени спустя святой Апостол Петр обратился к ученику
своему Аполлинарию, пришедшему с ним из Антиохии, с такими словами: «Вот ты хорошо наставлен в
познании Христа, Сына Божия и вполне уведал все Его
божественные деяния. Итак прими освящение Святого Духа
и иди в многолюдный город Равенну и, ничего не боясь, проповедуй там имя
Иисуса Христа!»
Аристион – 3 сент.
«Сей св. Аристион был епископом Александрии
приморской. Он ревностно проповедовал о Христе и Его спасительных
страданиях, смерти и воскресении, а также поучал народ о том, что всё на земле
тленно и скоропреходяще, а вечны и нетленны только будущие небесные блага. За
таковое учение он был приведен на суд к правителю города Александрии и, после
того, как исповедал Христа истинным Богом, осужден был на сожжение, и в сем
мученическом подвиге окончил свою блаженную жизнь».