Вопрос 2913:
15 т. Вы столько говорите о рождении свыше, о водительстве Духом Святым. Но
почему же в молитвах утренних и вечерних
об этом нет ни слова и о проповеди там не читаем?
Ответ:
Потому и нет, как и у Никодима: Иоан.3:10 – «Иисус отвечал и
сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Они не знали
того и значит вывод соответственно один, что сами не имели рождения от Слова
Божия, а верили по убеждению, что есть рай и есть ад и нужно умолить Хозяина
пира пропустить их. Они такие и молитвы составляли. Внимательно прочтите все
молитвы, а уж о церковных и говорить не нужно – они пропитаны этим содержанием.
Нигде не найдёте первоапостольского духа, а всё пропитано монашескими вздохами,
страданиями, желанием попасть в рай и избежать ада. Это в чистом виде
ветхозаветные молитвы, миновавшие Псалтирь в его новозаветной трактовке.
Включали в молитвы всё, что напоминало хотя бы отдалённо молитву, и даже то,
что по видениям и откровениям. А больше по своим монашеским представлениям, как
молитвы Макария Египетского, Василия Великого. А вот то, что стоит во главе, в
самом истоке молитв Апостолов, того нет ни в
одном молитвослове. Почему? Единственно потому, что монахи не были
возрождены от Слова и никакого значения не придавали благовестию в мире. А потом и вообще ополчились против проповеди
и глушили её, и бубнили свои молитвы, и
главное, чтобы научиться кланяться и молиться цветасто и превыспренне. А вот
как молилась Церковь. Деян.4:24-31
– «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко
Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них! Ты устами отца нашего
Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы
замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и
на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего
Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом
Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью
говорить слово Твоё, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на
соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их,
поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили
слово Божие с дерзновением». По тому, как всколебалась земля и по
тому, что говорили слово Божие смело, можно без погрешностей заключить, что
молитва была услышана. Почему же ни в
одной сегодняшней молитве нет этих слов, которые я специально подчеркнул: «дай
рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твоё»?
Составители молитв были монахи, составители
житий были монахи и потому они не могли дать того, чего не имели – привязки к
Библии, но гнули и выкручивали под свой
куколь – «спасение удобнее всего и
надёжнее всего конечно же в монастыре», и чтобы ни один не вылазил
оттуда и учился молчать, учился молиться по их, уже веками раньше составленным
молитвам более опытными делателям Иисусовой молитвы, которые хранили бисер
девства и занимались духовным деланием с
созерцанием.
Собранье песен сих, где каждый стих
Наполнен скорбью чёрною до
края,
Сложил я – ведатель
страстей людских –
Поскольку сам в себе их
порицаю.
Писал , чтобы слова дойти
могли
До христиан во всех краях
земли.
Писал для тех, кто в
жизнь едва вступает,
Как и для тех, кто пожил и созрел,
Для тех, кто путь земной свой завершает
И преступает роковой предел.
Для праведных писал я и для грешных,
Для утешающих и безутешных,
Для судящих и для
осуждённых,
Для кающихся и грехом
пленённых,
Для добродетелей и
злодеев,
Для девственников и прелюбодеев,
Для всех: для родовитых и ничтожных,
Рабов забитых и князей вельможных,
Писал равно я для мужей и жён,
Тех, кто унижен, тех, кто
вознесён,
Для повелителей и
угнетённых,
Для оскорбителей и
оскорблённых,
Для тех, кто утешал
и кто утешен,
Писал равно для конных и для пеших,
Писал равно для малых и великих,
Для горожан и горцев полудиких,
И для того, кто высший властелин,
Которому Судья лишь Бог
один;
Для суетных людей и для
благих,
Для иноков, отшельников
святых.
И строки, полные моим
страданьем
Пусть станут для кого-то
назиданьем.
Пусть кающийся в
горьком прегрешенье
Найдёт в моих писаньях утешенье.
Пусть обратит мой труд, моё усердье
Себе во благо человек любой.
И стих мой, став молитвой и мольбой,
Да вымолит Господне милосердье. Григор. Нарекаци