Вопрос 627: 2 т. Согласно вашим словам, если не помнишь момента встречи с Богом, то обращения не было. Даже если разумом принимаешь и священное Писание и все правила-каноны – все равно нельзя принимать крещение? Нужно ждать этого яркого момента? А если этого никогда не произойдет?
Ответ: Мне приходится очень сильно напрягаться, чтобы не
заплакать здесь же за кафедрой. Дорогие мои, милые мои, любезные мои. Я говорю
только о том, что нахожу в Писании, и что нахожу сам. Я мог бы вам не говорить
этого, чтобы не тревожить вас, принимающих умом Писание и каноны, и правила, но
я не могу удержать в себе эту радость встречи со
Христом, благодати Духа Святого, крещения Духом Святым, которая не уменьшилась
во мне за 40 лет, а только всё разгорается сильнее и сильнее. Иез.47:1,4-5
– «Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога
храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под
правого бока храма, по южную сторону жертвенника… И
еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил
тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут
был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока,
что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток». Когда наш
батюшка допускает до крещения всех, прошедших оглашение в несколько лет, но в
которых огня нет и нет, он вынужден это делать, говоря: «Мы не можем
руководствоваться чувствами», и нет никакого канона, который воспрепятствовал им
креститься: «Не могу же я требовать с них, чтобы все были такими как ты, и так
понимали». На это я отвечаю: «На меня и не надо быть похожими, потому что я
грешный и очень страстный, увлекающийся человек, но ты же видишь, что они
мертвые, что в них нет никакого огня, что они не будут двигаться вперед». Но,
по пословице: бодливой корове Бог рог не дает – я не священник, но все же
мысленно эту рогожку примеряю на себя: а если бы?.. Я точно также допустил бы
их до крещения, будучи связан канонами, но я бы им говорил обязательно: «Вы
мертвы, вам нельзя креститься, вы обманываете этим себя и Бога. Если вы
креститесь сегодня, то дверь в храм окажется просто сорванной с петель,
взломанной, протараненной канонами, которые сметают и меня вместе с дверью. И
вы с тлеющим гнильем в мозгах войдете на литургию верных как настоящие
христиане, не будучи таковыми по духу. Вы отныне перестанете
тосковать за закрытыми дверями и будете считать себя как бы достигшими
всего. Вы будете подобны молодому ростку, опущенному в кипяток, не созревшему
до его температуры. Вы уже не будете тосковать нежным стенанием горлинки, прося
любви. В вас незримо вселится чувство победителя-насильника, добившегося, но не
получившего взаимности. Блаженны плачущие. Блаженство это не для хористов, а для плачущих. Рожденный свыше во
всем и везде видит Бога, одного Бога – в травинке, в ветке, в событиях, в
скорбях и испытаниях. Сердце усваивает Его Одного, и
им живет, даже само будучи не очищено, и оно тоскует, желая обращения к нему».
Православные сегодня об этом ничего не знают, всё сведено к механическому
формализму и сорочьему снобизму всё знающих и
повидавших, всё изучивших. Мф.6:33 – «Ищите же прежде Царства
Божия и правды Его, и это все приложится вам». Душа
в которой не вспыхнул свет любви к Богу – она должна тосковать, искать
Возлюбленного и плакать о Нем, если этой встречи нет, если Он прошел мимо. Песн.5:4-6
– «Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность
моя взволновалась от него. Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с
рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка. Отперла я
возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не
стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не
отзывался мне».
Я представляю
как на эти вопросы отвечает Андрей Кураев, Амвросий Юрасов и другие академисты
профессора. После их ответов хочется пить воду, смочить рот и внутренности. Они
криком кричат: мы сами этого не пережили, зачем вы нас спрашиваете? Их ответы
понятны миру и мир слушает их. 1Иоан.4:5 – «Они от мира, потому и
говорят по-мирски, и мир слушает их». Но они не одни, так отвечают все,
так преподают в академиях. Они цитируют Библию, но слова их мертвы, они не
оживотворяют уже, когда проходят через них. Это я отношу ко всем, будь то
патриархия, зарубежники или старообрядцы.
Где вы, познавшие радость
спасения?
Где вы, омытые кровью с
креста?
Иль вы не видите наши
мученья,
Или забыли заветы Христа?
В тьме беспросветной весь мир погибает,
Тысячи стонут в неравной борьбе.
В пламени адском вся внутренность тает.
Сжальтесь, прийдите, зовем вас к
себе!
Нас покрывают лохмотья
порока,
Нищи, убоги мы, помощи
ждем.
Скоро ль услышим мы голос
пророка,
Скоро ль спасенье и мир
обретем?
В чаде угарном больного веселья,
В пламени жгучих безбожных речей,
В чаше отравы мы ищем забвенья,
Гибнем мы! Где ж вы? спасите скорей!
Дней остается теперь уж
немного,
Верно, что близится
страшный конец.
Взор наш тускнеет и мучит
тревога,
Слышишь ли призыв погибших
сердец?
О, укажите нам путь к
избавленью.
Нам говорят, вы познали Его.
Или вы чужды душой к сожаленью?
Иль не способны любить никого?
Где вы, о
где вы, носители света,
Дети чертога и вечного дня?
Мы вас зовем и не слышим
ответа,
Иль вы заснули, молчанье
храня?
Слушайте, слушайте призыв набатный,
Слушайте вопль ваших братьев-людей.
Он затопил ширь земли необъятной,
Горы и бездны как волны морей.