Вопрос 3201:
18 т. Нельзя ли в церкви петь более понятные песнопения, а то стоишь, как
посторонний, а так хочется участвовать в общем пении. Всегда ли так было, что
народ безмолвствовал при пении?
Ответ:
Не всегда. Вот что пишут знатоки песнопений:
“Православный молитвослов”.
Николай Нахимов. “При пении слова молитв и священных песен так сливаются, что
часто пропадают для слушателя, как пропадают для него даже слова Евангелия
и Апостола в потрясательных гласах
чтецов, редко к тому же искусных. Создаётся положение для молящихся поистине
ужасное, и длится оно у нас, всё усиливаясь, страшно сказать, уже десять веков.
Мы будем глубоко благодарны всем лицам, которые почтут наш труд серьёзной
критикой: такие издания, как наше – дело не личное, а православно-общественное.
Мы просим только наших будущих критиков не обличать нас в такой, примерно,
форме: “Смотрите, братие, что сей еретик написал! Да где же он учился
богословию?” А, обличив, наставить, т.е. указать, что и почему у нас ошибочно,
а главное, как именно должно быть
исправлено. Все сделанные таким образом указания мы печатно же обсудим
и, в чём прегрешили, чистосердечно покаемся. “Я сделал, что мог; пусть те, кто
могут, сделают лучше”.
Во избежение возможных
недоразумений обратим внимание благочестивого читателя на то, что предлагаемые
переводы предназначены исключительно для уяснения смысла молитв, но ни в коем
случае не для замены церковно-славянских текстов на русские при
богослужении или даже во время домашней
молитвы. Автор подчёркивает это в своём послесловии, и это ясно также из того,
что переводы сознательно сделаны чисто прозаическими, без малейших намёков на
какую-либо метрику или ритмику, которыми
так пленяют нас церковно-славянские тексты… Переводчики оставляют без перевода
иные слова, как “умиление”, считая его понятным. И немудрено: ошибочность здесь
проистекает из того, что слово, на пути из славянского языка в русский,
изменило своё значение, так что в русской классической литературе оно
употребляется уже неверно по отношению к ц.-слав. богослужебным текстам.
Предлагая читателю переводы одного из лучших дореволюционных исследователей
ц.-слав. богослужебной литературы, издательство надеется, что они будут полезны
для уяснения смысла наших широко известных
и ценимых во всём мире, поразительных по красоте слога и
глубокомыслию, но к сожалению, часто столь малопонятных молитв и
песнопений”. Число гласов в Сирийской церкви доходит до 257. Св. Иоанн Дамаскин
избрал 8 наиболее простых. Св. отцы
церкви заботились об искусном пении, одобряли только благоговейное,
скромное и порицали в нём театральность. “Несчастный бедняк, – говорит иона Златоуст,
– тебе бы надлежало с трепетом и благоговением
повторять ангельское славословие, а ты вводишь сюда обычаи плясунов, махая руками, топая ногою, двигаясь
всем телом”. Что касается чтения и большей части песнопений, то в первые три
века христианства он предоставлялся настоятелям. В одних церквах пел весь
народ, в других – только клир. Иногда во
время богослужения некоторые из его участников пели новые песни по собственному
вдохновению. Этим начали пользоваться еретики. Во избежение таких соблазнов в
церкви, Лаодикийский собор (368г.) определил, чтобы во время богослужения пел
только клир, а мирянам предоставлено лишь ответное пение на ектениях, Символа веры
и молитвы Господней.
Ариане совершали всеночное бдение, а утром шли
в храмы за город, и их стройное и благозвучное пение привлекало и православных.
Поэтому Иоанн Златоуст обратил особое внимание на чин ночного богослужения, сам
совершал его и придал ему более торжественности благолепия. В противовес
арианским хождением по городу с пением Златоуст установил крестные ходы с
зажжёнными свечами, с преднесением крестов”. Богослужение в православии – это
совершенно неприкасаемая цитадель. Богослужение заняло место Слова Божия и
потому православные так намертво
держатся за букву, как протопоп Аввакум.
Мы поём после богослужения в трапезной.
В 16 т. “…открытым оком” помещено более
60 песнопений и мотив известен. На большее невозможно пойти – совершенно невозможно. Конечно, если есть
победы, то сердце воспёт песнь Богу в любом месте. Неем.12:38,40 – “Другой
хор шёл напротив них, и за ним я и половина народа, по стене от Печной башни и
до широкой стены,.. Потом оба хора стали у дома Божия, и я и половина
начальствующих со мною”. Надписания псалмов указывают 52 раза, что
псалмы пели не по одиночке, а хор. Исх.14:31 – “И увидели зраильтяне руку
великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ
Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы
воспели Господу песнь сию”. 1Цар.21:11 – “И
сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в
хороводах и говорили: «Саул поразил тысячи, а Давид — десятки тысяч»?”
В церкви были профессиональные певцы. 2Пар.29:28
– “И всё собрание молилось, и певцы пели, и трубили трубы, доколе не
окончилось всесожжение”. Когда беда затопляла народ, не до песен было. Пс.77:63
– “Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен”.
Пс.136:4 – “Как нам петь песнь Господню на земле чужой?” Но если
сердце настроено на победу, то и в
заключении будешь петь. Дан.3:51 – “Тогда сии трое, как бы одними
устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога”. Сир.44:5
– “Мудрые слова были в учении их; они изобрели музыкальные строи и гимны
предали писанию”.
Пример, оригинал и
эталон
Всегда держать перед собой
незримо;
Всё для того, чтоб не
брататься с злом,
Пройти соблазн, не замечая,
мимо.
Но где маяк в потёмках обрести,
Где тот светильник, столп на высоте,
Один на всех и знатных, и простых,
К которому бы вёл друзей, гостей?
Пример Христа недостижим и
свят,
Он кроток и смирен превыше
меры;
За Ним грядущим не
отвращаться вспять –
Рабом последним будь и
станешь первым.
Вчера, сегодня и вовеки Тот же,
Смиреньем поражающий врагов;
Молясь Ему, мы многое
возможем,
Приемля от Его щедрот,
даров.
Все наши знания, дискуссии
и споры
По Библии нам надобно
сверять;
Тогда не спрятаться за
знаньем, словно в норы,
Отвергнем легион
учителей-зверья.
К сияющим Евангельским вершинам
От навыка потянется душа;
Не будешь мерить всё своим аршином,
Но с Божьей помощью вопросы разрешать.
Куда бы в обольщенье ни
забрёл,
В какую бы пучину ни
стянуло,
Лишь воззовёшь к Христу, и,
как орёл,
Он вынесет Иуду и Саула.
И даже им, предателям, тиранам,
Он не отказывает, не изгоняет вон;
Елей любви и строгости на раны,
На песнь хвалы перелицует стон.
Взирайте на распятого
Иисуса,
Поправшего мрак всяких
заблуждений.
Препятствия к добру все
потрясутся,
Герой родится, победитель, гений. 01.08.06. ИгЛа