Вопрос 1814: 7 т. На каких-то конкретных житиях могли бы показать, что эти святые сами придумывали «подвиги» себе?
Ответ: Таких житий очень много, и я частично их использую, чтобы
показать, что знание Писания обошло их стороной. От похоти плоти и от
разжигания дано только одно по настоящему действенное, Апостолом рекомендуемое
лекарство, не стареющее и вполне безгрешное. 1Кор.7:9 – «Но если не
могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».
Но стремящиеся к иному пути, который выдумали
черноризцы, прославляют свои пути, пренебрегая Божий путь, считая, что лучше
разжигаться под шкурой или в норе подземной. И нигде нет намёка на то, что если
дать какие-то иные, иноческие обеты, кроме крещения, то ты можешь теперь
разжигаться, а жениться тебе уже нельзя. Всё это от иного духа, но не Святого,
изрекшего это правило к Коринфской церкви. Ис.55:8-9 – «Мои мысли
— не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше
земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».
Варадат – 22 февр.
«Преподобный Варадат был родом из Антиохии.
Избрав себе подвиги созерцательной отшельнической
жизни, он заключился сперва в одной хижине, а потом чрез несколько
времени удалился на одну высокую гору и безвыходно стал жить в келлии, которую сам соорудил себе. Эту келлию
преподобный нарочито устроил так, что по размерам своим она была меньше его
роста, а потому он всегда стоял в ней, сгорбившись, а лежал, согнувшись.
Келлия
была без окон с одною только дверью, да и ту святой держал всегда закрытою,
чтобы оградить себя от сторонних посетителей, а для проникновения внутрь келлии дневного света вместо окон он устроил в стене скважины,
которые были так широки, что он никогда не имел в своем жилище защиты ни от
дождя, ни от солнечного зноя. В таком тесном и неудобном помещении
святой Варадат прожил много лет. Впоследствии уступив
убеждениям Антиохийского епископа Феодорита,
он вышел из своего жилища, но зато с этого времени стал носить одежду из
сшитых кож, которая с ног до головы покрывала всё тело его, и только около рта
и носа для свободного дыхания в ней были оставлены небольшие прорезы. Не имея возможности
в такой одежде ходить, преподобный постоянно стоял на
ногах с воздетыми к небу руками и прославлял Бога. Таким образом, святой
Варадат всегда пребывал в затворе. Он нёс такой
подвиг не для услаждения плоти, а для того, чтобы принуждать себя переносить
телесные боли и тем смирять свою плоть, так как он одержим
был сильными страстями и его постоянно разжигали пламенные, неукротимые
похоти. Когда преподобный ради получения обещанной подвижникам награды
в вечности довёл до изнеможения плоть свою, то отошел ко
Господу и принял от Него вечный покой».
Об отшельнике некоем – 4 февр.
«Через некоторое время отшельник встретил женщину и после продолжительной
беседы с нею от душевного невнимания своего был увлечен похотью. Придя
затем, под внушением диавола, в одно уединенное место
к реке, он уразумел, наконец, что впал в согрешение на радость своему врагу-диаволу. В отчаянии,
что он опечалил Духа Святого, Ангелов и святых отцов, из которых многие, живя в
городах, побеждали диавола, отшельник намеревался броситься
в речную быстрину, забыв, что Господь всегда готов придти на помощь всем
уповающим на Него и желающим исцелиться от своих согрешений».
Венедикт – 14 марта. «На святого
напала такая брань плотской страсти, какой с ним никогда не было. Блудный бес, преобразившись
в некую жену, виденную однажды преподобным еще в юношеском возрасте,
предстал пред его очами и в умерщвлённом теле его возжег такую страсть, что он
едва не впал в отчаяние. Ему на ум приходил наносимой лукавым помысл возвратиться в мир, но Божья благодать укрепляла его
и соделала победителем над страстью. Успокоившись, он
увидел недалеко от себя множество растущей крапивы и терновника. Сняв с себя
одежду, Венедикт нагим бросился в терние и несколько часов валялся среди него,
перенося сильнейшие ожоги всего своего тела, — и так он продолжал делать до тех
пор, пока не увидел, что он весь обливается кровью. Избавившись
таким образом от скверных помыслов и блудной брани, он пламенно
возблагодарил Господа».
Иаков постник – 4 марта. Но зная бесовское прельщение, воздвигающее брань против
плоти, и, боясь, как бы от излишнего милосердия и соболезнования к женщине не
привести свою душу к вечной погибели, в течение двух или трех часов держал свою
левую руку на огне, с твердостью претерпевая боль, до тех пор, пока не
отвалились суставы пальцев. Так блаженный боролся с диавольским
искушением, чтобы от нестерпимой боли ни один нечистый помысл
не пришел ему на ум. Увидав, что сделал святой, женщина пришла в ужас.
Женщина, придя к церкви,
исповедала все свои грехи пред епископом. Святитель, довольно поучив ее и видя,
что она истинно покаялась, просветил ее святым крещением и отослал ее в женский
монастырь. Так блудница сделалась невестою Христовою…. Подвижническая
жизнь святого Иакова так прославила его, что ради пользы душевной к нему
приходили из двадцати или тридцати монастырей иноки и клирики. И не только
духовные, но и множество мирских людей стали приходить к нему, получали
наставление в добродетельной жизни, и, сподобившись благословения и молитв его,
возвращались со многою пользой для души своей...
Когда осталась отроковица у
святого Иакова, диавол, видя, что святой находится в
пустынном уединенном месте вдвоем с отроковицей, и
находя, что настало самое удобное время для его козней, воздвиг на подвижника
бурю нечистых помыслов и скверного плотского вожделения и так разжёг его
похоть, что святой муж, — тот самый, который раньше не мог быть уловлен
прельщением посланной к нему самарянами блудницы, тот,
который ради сохранения целомудрия и чистоты жёг на огне свою руку, тот, кто
сотворил многие чудеса и изгонял бесов, — тот сильно был разожжён блудною
похотью, что, забыв страх Божий и свои многолетние постнические подвиги и
посланную ему от Бога благодать и силу исцелений, будучи уже в маститой
старости, был побеждён диаволом и пал. Он
изнасиловал девицу, растлил её и свое девство и, осквернив тело и душу, погубил
все свои прежние постнические труды. He довольно было
для него сделать один грех, и он прибавил к нему еще более тяжкий. Подобно
тому, как поскользнувшийся с горы летит вниз, падая с камня на камень и
разбиваясь, так случилось и с святым Иаковом: —
совершив один великий грех, он впал и в другой больший и лютейший, усугубляя
беззаконие беззаконием. Враг возбудил в нем страх, и он стал размышлять: девица
теперь скажет своим родителям, что я насиловал ее и будет мне стыд и поношение,
и я буду в большой беде из-за неё. Поддавшись наущению бесовскому, он убил
неповинную девицу, думая скрыть от людей свой грех и избегнуть позора. Но и на сем не остановился, а еще более
предался греху: ибо тело девицы, которое он осквернил и без милосердия убил
своей рукой, не предал обычному погребению в земле, а бросил в реку. Таков плод
горделивого самомнения, ибо если бы сей инок не считал себя святым и великим в добродетели, то не впал бы в такие лютейшие грехи и
не поругался бы враг над старостью того, кто в юности некогда победил его
ухищрения.
После сего диавол стал низводить Иакова как связанного пленника в последний
ров погибели, в самой тяжкий из всех грехов, в Каиново и Иудино отчаяние.
Старец, сидя в келлии, не знал, что остается ему
сделать. Сильно обличаемый совестью, воздыхая и предаваясь отчаянию, не смел он
уже ни открыть уст для молитвы, ни обратить свой ум к
Богу. Он задумал бежать в другую какую-нибудь отдаленную страну и, оставив
иночество, поселиться в миру, и на старости служить
миру и диаволу. Выйдя из пещеры, он быстро отправился
в путь, гонимый и волнуемый отчаянием, как сильною морскою бурею…. Спустя немного времени Иаков
сотворил еще большие чудеса, нежели какие творил до согрешения».
Иоанн прозор. – 27 март «Некоторой инок подвизался во
внешней пустыни в пещере, питаясь трудами рук своих, непрестанно молясь Богу и
преуспевая в добродетелях. Сознавая себя человеком, проводящим жизнь чистую и
добродетельную, инок тот возгордился, стал считать себя человеком
праведным и святым и думал сам о себе, что он никогда уже более не впадет в
грех. По Божию попущению, к иноку тому пришел однажды поздно вечером демон,
принявший на себя вид красивой женщины, как бы заблудившейся в пустыне; мнимая
женщина та, найдя двери пещеры открытыми, вошла в нее и, пав к ногам инока,
умоляла его пустить ее в пещеру, указывая на то, что уже настала ночь. Инок,
сжалившись над женщиною тою, пустил ее в свою пещеру, не
боясь соблазна, так как сильно надеялся на свои силы. Инок спросил пришедшую, — откуда она идет и каким образом заблудилась в
пустыне. Демон же, приняв образ жены, много беседовал с иноком, вызывая его на
грех. Инок, слушавший со вниманием, уже начал склоняться ко
греху; после многих любодейственных разговоров и
взаимного смеха, инок всё более и более смущался мыслями; пламя любодеяния
разжигалось в нем всё более и более и он уже хотел совершить беззаконие, как
вдруг жена та, громко закричав, исчезла как тень из рук его и стала невидима;
тотчас после этого в воздухе был слышен голос многих бесов, смеявшихся над
иноком и укорявших его такими словами: — «Возносящий себя будет низвержен; ты до небес вознёс себя, и потому теперь низвержен до ада».
Видя себя осмеянным, инок
тот впал в отчаяние и, оставив свою келлию и пустыню,
возвратился в мир: до такого падения низвело его высокое мнение о себе».
Афанасий Афонский – 5 июль
«Некий брат, будучи отправлен отцом на послушание в мирское селение,
прельстился по искушению врага плотским грехом и совершил блуд. Сознавши
затем тяжесть греха, он отчаивался в своих помыслах и, возвратившись в
монастырь, припал к ногам святого со слезами и рыданием и исповедал ему свой
грех и отчаяние. Преподобный, научив его многими полезными наставлениями и
убедив не отчаиваться в человеколюбии Божием, приказал ему оставаться среди
братии в своем первоначальном послушании. Между тем один из
старцев, по имени Павел, узнавши о падении брата и соболезновательном
милосердии отца, роптал и на первого и на второго: брата он укорял за то, что
он осмелился совершить столь скверный поступок, нарушивши обет чистоты,
а отцу говорил в лицо, что несправедливо прощать такого грешника, но ему
необходимо понести многочисленные и тяжелые наказания. Тогда кроткий
отец, сурово посмотревши на ропщущего, сказал:
«Павел! смотри, что ты
делаешь! За собой наблюдай, а не братии грехи рассматривай, ибо написано: «кто
думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12).
С того времени, по Божию
попущению, невидимый искуситель стал уязвлять сердце Павла стрелами скверных
помыслов и разжёг огнем сладострастия плоть его, и Павел не имел покоя в
течение трех дней и трех ночей, весь возгоревшись похотью
плотского греха, так что даже стал отчаиваться в своем спасении. А что было
хуже всего, так это то, что он стыдился даже открыть отцу свою борьбу. Зная
духом об этом, преподобный, призвавши Павла к себе,
наедине беседовал с ним о некоторых монастырских делах. Путем беседы он
понемногу привлекал Павла к исповеданию плотской его страсти. Тогда Павел,
упавши в ноги отцу, рассказал ему свою беду и просил у него облегчения.
Преподобный, преподав Павлу наставление не осуждать
согрешающего брата, отослал его в послушание его.
Другой брат, по имени Марк,
уроженец Лампсакии, жестоко обуревался
такою же греховною плотскою похотью; придя к отцу, он исповедал пред ним
свою страсть и испрашивал у него молитвенной помощи».
Развод. Раздел
имения и жизни: 1Кор.7:13
Расходятся, как в море
корабли, Втор.24:1
Похожие на червяков и слизней, Иов.25:6
А мыслят, что цари и
короли. Ис.23:9
Какой же был характер у Рахили, Быт.30:15
У бабки Сарры и прабабки Евы? Быт.21:12
Своим мужьям послушные ли были, Сир.25:29
Измена не клонила ль их налево? Чис.5:19
А если бы прознали про развод, 1Пет.3:6
Эмансипацией по утру
утираясь, Прит.31:15
Вошли б в такой вираж, и в
поворот, Втор.22:18
Не назовешь
который малость, шалость. Мф.19:10
Законы Моисея, шариата, 1Кор.14:34
Феминизации наручники сковали. Есф.1:19
И это минимальная расплата. Сир.7:21
За обузданье женщины нахальной. Еккл.7:26
Семья – в миниатюре
государство, Пс.126:5
Где муж глава, начальник,
президент. 1Кор.11:3
За кафедру-престол не надо
драться – 1Тим.2:12
Адам мне подарил ее – мой
дед. Быт.3:16
Неравенство Писанье утвердило, Еф.5:33
Жене послушной и безмолвной быть, 1Кор.14:34
Характер, непокорство сбрось в могилу. 1Пет.3:4
Мужьям же заповедно любить. Еф.5:25
Процесс бракоразводный,
ставший модным, 1Ездр.10:3
Усугубляет бурю и крушенье.
Сир.26:9
Исправить дело можем мы
сегодня: Сир.25:25
«На беглецов надеть тугой
ошейник!» Втор.22:22
Страх Божий – это крепкая узда. Есф.5:2
Бог сочетал, сковал желавших брака. Мрк.10:9
Измена истирает, как наждак, 1Кор.7:11
Через суды, убийства или драки. Вт.21:14
В разводе оставаться
одному, Мф.5:32
Возможность примириться,
как награда. Рим.7:3
Кто не женат, тот не попал
в тюрьму, Прит.21:9
В жар ревности, сравнимый только с адом. 17.6.03. ИгЛа Песн.8:6