Вопрос 1024: 3 т. Может ли быть такое самоубийство, которое было бы оправдано Богом, угодно Богу?
Ответ: Бог дал священный дар жизни, и права отнять его никому не препоручал. Исх.20:13 – «Не убивай». Эта заповедь относится и к самоубийству. В Ветхом Завете не осуждается самоубийство только в одном случае. 2Макк.14:46 – «Совершенно уже истекая кровью, он вырвал у себя внутренности и, взяв их обеими руками, бросил в толпу и, моля Господа жизни и духа опять дать ему жизнь и дыхание, кончил таким образом жизнь». Во всех остальных случаях с Авимелехом, Саулом и Ахитофелом, и Иудой вывод один – они погубили себя для вечности. Суд.9:53,54 – «Тогда одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. [Авимелех] тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: женщина убила его. И пронзил его отрок его, и он умер». 1Цар.31:4 – «И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него». 2Цар.17:23 – «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер, и был погребен в гробе отца своего». 3Цар.16:18 – «Когда увидел Замврий, что город взят, вошел во внутреннюю комнату царского дома и зажег за собою царский дом огнем и погиб». Мф.27:5 – «И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился». Деян.1:18 – «Но (Иуда) приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой».
Из житий святых известны случаи самоубийства, но одни из них
осуждаются, а другие даже прославляются.
7 февраля, Парфений
воскресил самоубийцу в притворе храма.
22 марта, Дросида – сама
вошла в печь и сгорела. И многие так делали. К этому методу самосожжения
прибегали многие старообрядцы после безумной реформы Никона. Иногда сразу более
1000 человек подвергались самосожжению. Запирались в деревянном доме, и когда
царские посланники пытались их арестовать, они самосжигались.
15 мая, Пахомий – в женском
монастыре одна послушница упрекнула другую, что видела ее разговаривающей с
портным. Не выдержав упрека, она утопилась. Эта же, испугавшись, повесилась. Пахомий наложил епитимию на весь монастырь: не причащаться
семь лет.
22 июля, Мария Магдалина. Пилат был сослан и закончил
жизнь самоубийством.
12 августа, Фотий.
Христиане с женами и с детьми сами шли в печи.
8 октября, Пелагия. Воины пришли взять ее, она попросила разрешения переодеться, но взошла на второй этаж и выбросилась в окно, и разбилась насмерть, и всё это для того, чтобы сохранить девство.
Творения святого Иоанна Златоуста состоят
из 12 томов. Вторая часть в некоторых томах озаглавлена «Spuria,
т.е. творения, приписываемые Иоанну Златоусту». В этой
части книги помещена проповедь на этот случай с Пелагией, и он оправдывает ее.
30 октября, Зиновия, сестра сама вошла в печь к мучимому брату.
Согласно канонов церкви, самоубийство является смертным грехом всегда, и только в случае если самоубийца был умопомешанным, за него разрешается молиться.
Тим. Вопрос 14: «О таковом не подобает быть приношение,
ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким
тщанием испытывать, да не подпадет осуждению».
Скажи строптивым, малодушным,
Коварно злым и непослушным.
Что в неразумии своем
Меня слепцы лишь не находят,
И не идут прямым путем,
А ощупью в потемках бродят.
Пророк, напомни маловерным,
Что Я прийду не лицемерным
Судом судить, и будет течь
Река огня в тот день, – и будут
Их на цепях железный жечь,
Напомни им – да не
забудут.
Як.
Петр. Полонский