Вопрос 2780:
13 т. Говорят, что верующие у гроба умершего ощущают, что умерший что-то как бы
видит, и черты лица, хотя и неживые, но
отражают что-то неземное. Почему же неверующие ничего этого не видят, а в
некрологах только пишут о тяжёлой и продолжительной болезни?
Ответ: Верующие не только ощущают, но и видят
иногда, как в “Путешествии
пилигрима” Джон Буньян
описывает. И сами умирающие видят невидимое
стоящим. Деян.7:55 – “Стефан
же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса,
стоящего одесную Бога”. Вот как описывает смерть А.С. Пушкина его
ближайший друг и поэт.
Он лежал без
движенья как будто по тяжкой работе,
Руки свои опустив. Голову
тихо склоня,
Долго стоял я над ним,
один, смотря со вниманьем
Мёртвому прямо в глаза;
были закрыты глаза.
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нём, - в жизни такого
Мы не видали на этом
лице. Не горел вдохновенья
Пламень на нём; не сиял острый ум;
Нет! Но какою-то мыслью,
глубокой, высокою мыслью
Было объято оно: мнилося мне, что ему
В этот миг предстояло как
будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним, и
спросить мне хотелось:
Что видишь? 1837. Василий
Жуковский.
В акафисте “Слава Богу за всё” в кондаке 12 написано: “Я видел много раз
отражение славы Твоей на лицах умерших. Какой неземной
красотой и радостью светились они, как воздушны, нематериальны были их черты,
это было торжество достигнутого счастья, покоя; молчанием они звали к Тебе. В
час кончины моей просвети и мою душу, зовущую: Аллилуия!”
Нас время лечит
каплями забвенья,
Хотя и ноют шрамы по ночам,
Боль отдаляется, свидетелей
всё меньше,
И тех, кому за муки
отвечать.
Забвенье – дар, которым засыпает
Кровоточащие страдания пылинкой,
Тушуется в деталях наша память
И корку цементирует песком и красной глиной.
Но есть незаживающие язвы,
И чем они свежее, тем
доступней;
Трагедию
Иисуса представляем ясно,
Пробиты длани, бок и прободёны ступни.
Те раны бередят, чтоб
исцелиться,
К ним прикасаются, кто веры чудной жаждет,
И просветляются запачканные лица,
Белее снега бывшие чернее сажи.
Струится кровь и в нас
втекают строки
О добровольных муках
Властелина,
И делается узким путь
широкий,
Где пьяный рёв бы, там святые гимны.
Забвение не властно и преступно –
Страдания и боль Христа как бы сегодня.
Смерть не смогла навеять запах трупный,
И не подвластна времени и моде.
Кровь в Чаше поднимает
архипастырь,
Птенцы орлиные слетаются к
святыне;
Окроплены той кровью были в
Пасху,
Та кровь текущая и в холод
не застынет.
Боль и отчаяние лезут на Голгофу,
Гордыня опрокинута, сражённая страданьем.
Вновь молот падает в тысячелетий грохот,
И присно Матери беззвучные рыданья.
В забвенье безысходность
исчезает,
И память о Воскресшем обновится.
Мы осоляем
раны те слезами,
В крови омытому взойти на небо чистым. 22.6..05. ИгЛа