Вопрос 3849:
26 т. Тема смерти по-различному варьируется у писателей и поэтов. Насколько же
описание смерти у них сходится с тем, что поведала о смерти человеческой
Библия?
Ответ:
Не всегда сходится. И очень уж похоже, что некоторые в Библию даже и не заглядывали.
Им бы только соригинальничать покрупнее. Такая ответственная и страшная тема, а
они куражатся словами над тем, где человек вывалит в страхе язык и из орбит
вылезут глаза. Плетут о смерти, об аде, и особенно об Ангелах и серафимах,
демонах и сатане разную чушь. А когда кто говорит истину, таких назвают даже
суесловами.
Мне нравится, что
вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна
не вами,
Что никогда тяжёлый шар
земной
Не уплывёт под нашими
ногами.
Мне нравится, что можно
быть смешной –
Распущенной – и не
играть словами,
И не краснеть удушливой
волной,
Слегка соприкоснувшись
рукавами.
Мне нравится ещё, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуия!
Спасибо вам и сердцем и
рукой
За то, что вы меня – не
зная сами! –
Так любите: за мой ночной
покой,
За редкость встреч
закатными часами,
За наши не-гулянья под
луной,
За солнце, не у нас над
головами, –
За то, что вы больны – увы!
– не мной,
За то, что я больна – увы!
– не вами! М.Цветаева
Деян.17:18 – «Некоторые
из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили:
«что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих
божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение».
О мысли люты!
Кончается мое
На свете бытие, Преходит
житие,
Пришли последние минуты,
Пришёл ко мне тот час,
Который преселяет нас Во
мрачну бесконечность.
Отверста моему смятенну
духу вечность:
Погаснут данные мне искры
Божества,
Потухнут мысли все и
чувство вещества,
В ничто преобращусь навек
из существа;
Престрашною судьбою
Расстанусь навсегда
Со светом и с собою, Засну,
и не проснуся никогда.
На то ль я, Боже мой,
произведён Тобою,
Чтоб сей вкусил я страх И
претворился в прах?
Щедролюбивая и всемогуща
сила
Нельзя, чтоб действие
лютейшее сносила —
Восстану я опять. Но, ах,
возможно ли исчезнуть и восстать?
Когда есть Бог,
возможно, <1759>.А.П.
Сумароков
А Бог, конечно, есть, мы
знаем то неложно.
Иов.21:19-26 – «[Скажешь]:
Бог бережет для детей его несчастье его. - Пусть воздаст Он ему самому, чтобы
он это знал. Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева
Вседержителева. Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число
месяцев его кончится? Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних? Один
умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный; внутренности
его полны жира, и кости его напоены мозгом. А другой умирает с душею
огорченною, не вкусив добра. И они вместе будут лежать во прахе, и червь
покроет их».
Усопший брат! кто
сон твой возмутил?
Кто пренебрёг святынею
могильной?
В разрытый дом к тебе я
нисходил,
Я в руки брал твой череп
жёлтый, пыльный!
Ещё носил волос остатки он;
Я зрел на нём ход постепенный тленья.
Ужасный вид! Как сильно поражён
Им мыслящий наследник разрушенья!
Со мной толпа безумцев
молодых
Над ямою безумно хохотала;
Когда б тогда, когда б в
руках моих
Глава твоя внезапно
провещала!
Когда б она цветущим, пылким нам
И каждый час грозимым смертным часом
Все истины, известные гробам,
Произнесла своим бесстрастным гласом!
Что говорю? Стократно благ
закон,
Молчаньем ей уста запечатлевший;
Обычай прав, усопших важный
сон
Нам почитать издревле
повелевший.
Живи живой, спокойно тлей мертвец!
Всесильного ничтожное созданье,
О человек! Уверься наконец:
Не для тебя ни мудрость, ни всезнанье!
Нам надобны и страсти и
мечты,
В них бытия условие и пища:
Не подчинишь одним законам
ты
И света шум и тишину
кладбища!
Природных чувств мудрец не заглушит
И от гробов ответа не получит:
Пусть радости живущим жизнь дарит, <1824>.
А смерть сама их умереть научит. Е.А.Баратынский
Быт.2:7 – «И создал
Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и
стал человек душою живою». 3Ездр.4:11 – «как же сосуд твой мог бы
вместить в себе путь Всевышнего и в этом уже заметно растленном веке понять
растление, которое очевидно в глазах моих?»
Прем.Сол.12:1 – «Нетленный
Твой дух пребывает во всём».
Что ты можешь? В
безумной борьбе Д.С. Мережковский
Человек не достигнет
свободы:
Покорись же, о, дух мой,
судьбе И неведомым силам природы!
Если надо, – смирись и живи! Об одном только помни,
страдая:
Ненадолго – страданья твои,
Ненадолго – и радость земная.
Если надо, – покорно вернись, Умирая, к небесной отчизне,
И у смерти, у жизни учись –
Не бояться ни смерти, ни жизни!
2Цар.22:5 – «Объяли
меня волны смерти, и потоки беззакония устрашили меня». Дан.4:2 – «Но я
видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моём и видения головы
моей смутили меня».
Я видел - наши
игры с каждым днём
Все больше походили на
бесчинства, -
В проточных водах по ночам,
тайком
Я отмывался от дневного
свинства.
Я прозревал, глупея с каждым днём,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нём
Не нравились, – и я зарылся в книги.
Мой мозг, до знаний жадный,
как паук,
Всё постигал: недвижность и
движенье, –
Но толка нет от мыслей и
наук,
Когда повсюду им
опроверженье.
Но вечно, вечно плещет море бед, -
В него мы стрелы мечем - в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
От вычурного этого вопроса.
Зов предков слыша сквозь
затихший гул,
Пошёл на зов, - сомненья
крались с тылу,
Груз тяжких дум наверх меня
тянул,
А крылья плоти вниз влекли,
в могилу.
Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденьи смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса. 1972. Высоцкий
Еккл.7:1 – «Доброе
имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения». Иак.1:15 – «похоть
же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».
Я полностью
реабилитирован. Имею раны и
справки.
Две пули в меня попали На
дальней глухой Колыме.
Одна размозжила локоть,
Другая попала в голову
И прочертила по черепу
Огненную черту.
Та пуля была спасительной – Я потерял сознание.
Солдаты решили: мёртвый – И за ноги поволокли.
Три друга мои погибли. Их положили у вахты,
Чтоб зеки шли и смотрели – Нельзя бежать с Колымы.
А я, я очнулся в зоне. А в
зоне добить невозможно.
Меня всего лишь избили
Носками кирзовых сапог.
Сломали рёбра и зубы. Били
и в пах, и в печень.
Но я всё равно был счастлив
– Я остался живым.
Три друга мои погибли. Больной, исхудалый священник,
Хоть гнали его от вахты, Читал над ними Псалтирь.
Он говорил: «Их души Скоро предстанут пред Богом.
И будут они на небе, Как мученики – в раю».
А я находился в БУРе. Рука
моя нарывала,
И голову мне покрыла
Засохшая коркой кровь.
Московский врач-»отравитель»
Моисей Борисович Гольдберг
Спас меня от гангрены,
Когда шансы равнялись нулю.
Он вынул из локтя пулю – Большую, утяжелённую,
Длинную – пулемётную – Четырнадцать грамм свинца.
Инструментом ему служили Обычные пассатижи,
Чья-то острая финка, Наркозом – обычный спирт.
Я часто друзей вспоминаю:
Ивана, Игоря, Федю.
В глухой подмосковной
церкви Я ставлю за них свечу. 1987.
Но говорить об этом
Невыносимо больно. Анатолий Жигулин
В ответ на распросы близких
Я долгие годы молчу.
Пс.85:13– «ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего». Пс.143:7 – «простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных».