Вопрос 3854: 26 т. Есть такое выражение, что о мёртвых говорить только хорошее или ничего не говорить. Правильно ли это?

Ответ: Абсолютно неправильно. В Библии описывается, что и после смерти о человеке говорится то, каков он был при жизни. Хотя и тут были исключения. 2Цар.1:23 – «Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов [они были]».

 

И гроб опущен уж в могилу, И всё столпилося вокруг...

Толкутся, дышат через силу, Спирает грудь тлетворный дух...

       И над могилою раскрытой, В возглавии, где гроб стоит,

       Учёный пастор, сановитый, Речь погребальную гласит...

Вещает бренность человечью, Грехопаденье, кровь Христа...

И умною, пристойной речью Толпа различно занята...

А небо так нетленно-чисто, Так беспредельно над землёй...

И птицы реют голосисто В воздушной бездне голубой...

                                                    <1836>. Ф.И.Тютчев

Пс.108:14-17 – «да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится; да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле, за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его; возлюбил проклятие, - оно и придет на него; не восхотел благословения, - оно и удалится от него». Сир.24:35 – «Она оставит память о себе на проклятие, и позор её не изгладится».

 

Каждый год и цветёт И отцветает миндаль...

Миллиарды людей На планете успели истлеть...      1929.

Что о мёртвых жалеть нам! Мне мёртвых нисколько не жаль!

Пожалейте меня! Мне ещё предстоит умереть!     М.Светлов

3Цар.13:2 – «И произнёс к жертвеннику слово Господне и

сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе».

 

Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана.

       Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома посёлка,

       Мою постель, подушку мокрую,

       И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка.

Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкой.

       Вы шли толпою, врозь и парами,

       Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

       Шестое августа по старому, Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.

       И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,

       Нагой, трепещущий ольшаник

       В имбирно-красный лес кладбищенский,

       Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно,

И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно.

  В лесу казённой землемершею Стояла смерть среди погоста,

  Смотря в лицо моё умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом.

То прежний голос мой провидческий

Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская И золото второго Спаса

Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины, Простимся, бездне унижений

Бросающая вызов женщина! Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,

Полёта вольное упорство,             1953. Борис Пастернак

И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство».

2Пет.1:15-16 – «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память. Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия».

 

И всюду клевета сопутствовала мне.

Её ползучий шаг я слышала во сне

И в мёртвом городе под беспощадным небом,

Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.

И отблески её горят во всех глазах,

То как предательство, то как невинный страх.

Я не боюсь её. На каждый вызов новый

Есть у меня ответ достойный и суровый.

Но неизбежный день уже предвижу я, –

На утренней заре придут ко мне друзья,

И мой сладчайший сон рыданьем потревожат,

И образок на грудь остывшую положат.

Никем не знаема тогда она войдёт,

В моей крови её неутолённый рот

Считать не устаёт небывшие обиды,

Вплетая голос свой в моленья панихиды.

И станет внятен всем её постыдный бред,

Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,

Чтоб в страшной пустоте моё осталось тело,

Чтобы в последний раз душа моя горела

Земным бессилием, летя в рассветной мгле,

И дикой жалостью к оставленной земле.   1922. Ахматова

Деян.9:39 – «Пётр, встав, пошёл с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними».

 

Когда великое свершалось торжество,

И в муках на кресте кончалось Божество,

Тогда по сторонам животворяща древа

Мария-грешница и пресвятая Дева, Стояли две жены,

В неизмеримую печаль погружены.

       Но у подножия теперь креста честнаго,

       Как будто у крыльца правителя градскаго,

       Мы зрим – поставлено на место жён святых

       В ружье и кивере два грозных часовых.

       К чему, скажите мне, хранительная стража? –

       Или распятие казённая поклажа,

       И вы боитеся воров или мышей? –

       Иль мните важности придать Царю царей?

Иль покровительством спасаете могучим

Владыку, тернием венчанного колючим,

Христа, предавшего послушно плоть Свою

Бичам мучителей, гвоздям и копию?

       Иль опасаетесь, чтоб чернь не оскорбила

       Того, Чья казнь весь род Адамов искупила,

       И, чтоб не потеснить гуляющих господ,              1836.

       Пускать не велено сюда простой народ?       А.С. Пушкин

Рим.5:8 – «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками». Евр.9:15 – «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное».

 

Когда колокола торжественно звучат

Иль ухо чуткое услышит звон их дальний,

Невольно думою печальною объят,

 Как будто песни погребальной,

Весёлым звукам их внимаю грустно я,

И тайным ропотом полна душа моя.

       Да, умер он, давно замолк язык народа,

       Склонившего главу под тяжкий царский кнут;

       Но встанет грозный день, но воззовёт свобода

       И камни вопли издадут,

       И расточённый прах и кости исполина

       Совокупит опять дух Божий воедино.

И звучным голосом он снова загудит,

И в оный судный день, в расплаты час кровавый,

В нем новгородская душа заговорит

Московской речью величавой...

И весело тогда на башнях и стенах

Народной вольности завеет красный стяг. Аполлон Григорьев

Ис.29:15 – «Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?» 1Кор.4:5 – «Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».

Hosted by uCoz