Вопрос 3997:
29 т. Читая высказывания разных деятелей и родных на смерть Солженицына, что-то
новое нашли для себя? И не изменилось ли Ваше мнение о нём? Что из того, что
говорили о нём, относите в какой-то мере и к себе?
Ответ:
Нисколько. Я постоянно молился за него, за живого, чтобы он родился свыше, и
молюсь и ныне о упокоении его души. И чем больше читаю самых разных
воспоминаний о нём, тем более убеждаюсь, что он не был евангельским
христианином. И очень уж похоже на то, что он был принят в масонскую ложу, ибо
нигде о масонах ни слова не говорит, и всё о Боге такими обтекаемыми фразами
поминает, как и в “Протоколах сионских мудрецов”. Вот (“АиФ”, №32, 2008 г.,
стр.3-4. “Без Солженицына”). “Его непримиримость критиковали даже коллеги
по цеху – мол, сколько же можно обличать, жил бы уже спокойно. А он спокойно не
мог - потому что, как сказал однажды сам Александр Исаевич, “душа воспитывается
в мучениях”. “Это счастье, что меня посадили”... Сам Солженицын стал живым
олицетворением совести и боли. А для власти – самым неудобным человеком на
земле. “Россия избрала самый искривлённый и самый тяжёлый путь расставания с
коммунизмом”. Адская жизнь обычно достаётся праведникам.
(“Труд”, 19 марта 1998
г., стр.4). “Строить Россию нравственную”. “Родина во лжи. Эта тема
сознаётся писателем как национальная трагедия, корни которой уходят ещё в
допетровские времена, а финал обозначается в наши дни… Ложь современной России,
истребляемой и истребляющей себя всякими возможными способами, – это не
преодолённая раскаянием и оттого многократно усиленная ложь – ложь атеизма и
коммунистической идеологии, тоталитарной государственности и “пролетарского
интернационализма”. Но ложь России советской, в свою очередь, впитала в себя,
безобразно умножив и усугубив, ложь России царской – ложь церковного раскола,
крепостничества, бюрократизма и имперских амбиций. “Мы должны строить Россию
нравственную – или уж никакую, тогда и всё равно”, – убеждён Солженицын.
Солженицын, возможно, единственный последователь и продолжатель духовных исканий
Достоевского. “Сегодня, - говорил он в 1983 г., - мир дошёл до грани, которую,
если бы нарисовать перед предыдущими веками, – все бы выдохнули в один голос:
“Апокалипсис!” Мы свидетели подневольного разрушения, а где и добровольного
саморазрушения мира. Весь ХХ век втягивается в воронку атеизма и
самоуничтожения”. Василий Розанов сказал о Чернышевском: “Конечно, не
использовать такую кипучую энергию для государственного строительства – было
преступлением, граничащим со злодеянием. С самого Петра I мы не наблюдали ещё
натуры, у которой каждый час бы дышал, каждая минута жила и каждый шаг овеян
“заботой об отечестве”. Ужели же эта вечная судьба России – ум, энергию, волю
самых любящих своих сынов, самых бескорыстных и искренних “не использовать”? Но
если “нет пророка в своём отечестве”, то – это наша вина. А не услышать сегодня
Солж., не внять его слову –– будет “преступлением, граничащим со злодеянием”.
(“Известия”, 6.08.2008,
стр.1-2). «Похоронят за алтарём храма Иоанна Лествичника на старом кладбище
Донского монастыря. К 11 утра, когда начиналась церемония, народу пришло, если
честно, совсем немного – подтягивались поодиночке или небольшими вереницами, но
милиция ухитрилась и из них создать очереди. Видел бы это Солженицын. Хотя,
конечно, именно он и не то видел. И не удивился бы. Всматриваясь в его лицо, не
веря, качали головами, крестились, кланяясь в пояс, а кто и в пол. Один старик
плакал навзрыд, как ребёнок... Путин положил букет роз к ногам, пристально
посмотрел на Солженицына, чуть заметно поклонился и, наскоро перекрестившись,
подошёл к Наталье Дмитриевне. Они поговорили минуту-две, после чего Путин,
поцеловав её в щеку и пожав сыновьям (Степану и Ермолаю) руки, не
подходя больше ко гробу, быстро вышел из зала. Через минуту его кортеж уже
выскочил из Академии наук”. (Снимок: Ермолай с бородкой и с сыном (возраст
его около 5 лет) на руках – оба в галстуках).
(“Известия” 05.08.2008,
стр.3). «На Ставрополье похоронены его отец Исай и мать Таисия. В селе
Саблинское проживает двоюродная его сестра Ксения Загорина, двоюродная сестра
писателя, его единственная близкая родственница на Ставрополье. Вскоре после
прихода к власти Михаила Горбачёва приехал известный человек из Союза писателей
СССР. “А я его спрашиваю: вы ж, наверное, тоже закорючку свою когда-то ставили
против Александра? – говорит Ксения Васильевна. А он давай отнекиваться”. Пишут
далее: Как жаль, что пришло время уступить этого человека вечности. Александр
Солженицын шёл рядом с нами по жизни, исполняя долг, ему предназначенный.
Солженицын ведь был не просто писателем, он был главным продолжателем
учительской русской литературы, которая в ХХ веке фактически оказалась
утрачена. В самом его облике было что-то апостольское. У него масштаб судьбы,
какого ни у кого другого не было: довоенное советское прошлое, потом война,
потом зона. Потом рак, потом высылка, «нобелевка» – такой набор одному человеку
выдержать трудно. Солженицын — человек великой судьбы, избранник. Этот масштаб
и то, что он ему соответствовал, отличает его от многих. Это не сумма, а цельный
исторический кусок: человек равен эпохе. Что гениально было в поведении
Солженицына, так это то, что во время хрущёвской «оттепели» и публикации
“Одного дня Ивана Денисовича” он воспользовался своей временной славой, чтобы
глубоко залезть в архивы, а не для того, чтобы «стричь купоны». Получается, что
он ограбил чекистов, что замечательно было видно и по тому почти персональному
гневу, который прозвучал при его высылке. Если Сталин – то он – анти-Сталин. Он
умел отражать в другом знаке то зло, которому явился свидетелем и страдальцем.
Он очень дорожил ролью великого писателя, которая ему выпала, и хотел и
старался ей соответствовать. Он ввязался в борьбу с системой, когда ему на
плечи уже легли годы в лагерях. Он хотел олицетворять голос народа,
но народ тоже разный, менялся и сам Солженицын. Сложность такого человека, как
Солженицын, прекрасна сама по себе. Это не ошибка, а нормальное качество,
которое не может умалить масштаба его фигуры”.
(“Известия”, 5 авг. 2008
г., стр.1-2). “Солженицын многим из нас выправил душу”. “Когда А.И.С.
вернулся, он не нашёл Россию такой, какой она нужна была ему: он ждал страну,
которая услышала бы его, желала бы обустройства и осознания своей великой роли.
А над ней нависало едва ли не то же “красное колесо”, только в другом обличье:
под лозунгом свободы и демократии шёл развал империи, горело там и здесь.
Горячий дым пожара надувал баснословные и позорные состояния, а рядом ломались
судьбы и бедствовали люди. Он понимал, что не политик, а без “поводьев власти”
обустройство не начнёшь. Он понимал, что глубина, с которой он видел прошлое и
будущее России, не будет усвоена лукавыми и незрелыми умами. Ни к чему она им.
Опасна. Враждебна. И полною ложкой хлебал великий писатель и мечтатель, что
составляет неотъемлемую горечь величия: непонимание. Решимость, с которой он
заглядывал в бездну, ища там суть, почти безрассудна. Дмитрий Медведев –
президент России: “Это невосполнимая утрата для России и всего мира. Вся жизнь
Александра Исаевича была отдана Отечеству. Он служил ему как истинный гражданин
и патриот и всем сердцем болел за судьбу российского народа, за справедливое
устройство страны. Неустанной заботой его было формирование нравственных и
духовных идеалов. Он считал их важнейшей опорой государства и общества и
боролся за их торжество”.
Патриарх Алексий II: “Будучи человеком
талантливым, неординарным и деятельным, А. И. прошёл непростой жизненный и
творческий путь, испытания всегда принимал со смирением и христианским
достоинством. Молюсь Владыке жизни Господу Иисусу Христу об упокоении души
новопреставленного раба Божия Александра в обителях небесных, “где нет ни
болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная”. Митрополит Кирилл:
“Пророческое служение, которое почивший нёс долгие десятилетия, помогло многим
людям обрести путь к подлинной свободе, нравственному осмыслению жизни. Он
смело обличал неправду и несправедливость, давал власти и обществу мудрые
советы о том, как достичь лучшего будущего. Как православный христианин
Александр Исаевич всегда болел душой о деле Божием. Участвовал в
церковно-общественной дискуссии. За это многие архипастыри, пастыри и миряне
нашей церкви, среди которых и я, неизменно были ему благодарны”. Иные говорили:
он был фантастически трудолюбив. Он всегда мечтал так обустроить нашу землю,
чтобы на ней хотелось жить. Но, думая о мире дольнем, он всегда был приобщён
миру горнему. Я разговаривал с ним последний раз примерно год назад. У него был
совершенно иной, не такой, как прежде, голос. Чувствовалась в нём какая-то
отрешённость, он словно готовился уже к встрече с другими сферами, и отправился
туда с чистой душой. Он отвечал за свои слова всю жизнь. Причём отвечал такими
делами – это не наши игрушечки. Он сказал: “Пусть каждый день поступком
отпечатывается в жизненный путь”. Именно с его подачи бились над вопросом “как
обустроить Россию”. Этот вопрос можно добавить традиционными российскими
вопросами: “кто виноват?” и “что делать?” Именно в такой постановке он питал
реформаторов. В последнее время мог быть назван действительным
олицетворением совести нации, и означает
то, что власть нуждается в такого рода людях. Но теперь даже трудно сказать,
кто может в этой нише заменить Александра Исаевича”.
Солженицын
Александр Исаевич родился 11 декабря 1918 года в казачьей семье. 1936 –
поступает на физмат Ростовского университета. 1939 – параллельно становится
заочником Московского ИФЛИ. 1942 – 1945 – фронт. Путь от Орла до восточной
Пруссии. 1945 – арестован. Фронтовая контрразведка за критические замечания о
Сталине, высказанные им в письме другу. Приговор – к восьми годам лагерей. 1953 – на вечное ссыльнопоселение. 1955 –
болезнь, рак. Операция, снова болезнь смертельная. И вдруг сама собою
отступает. 1962 г. ноябрь – “Один день Ивана Денисовича”. Печатается по личному
разрешению Н.С. Хрущёва. Начало всемирной славы Солженицына. Тщетно выдвигают
на Ленинскую премию. 1968 – знакомство с Натальей Дмитриевной Светловой – математиком, дисидентом, которая станет его второй
женой. 1969 – исключение из Союза писателей. 1970 – Солженицыну присуждена
Нобелевская премия по литературе. От поездки в Стокгольм отказывается – могут
не пустить обратно. 1973 – после обыска проведённого КГБ, повесилась машинистка
Солженицына Елизавета Воронянская. В Париже выходит первый том “Архипелага”. 13
февр. 1974 г. арест. Лишение советского гражданства, Высылка в ФРГ, вскоре
переселяется в Швейцарию. 1976 – переезд в США, горд Кавендиш в штате Вермонт.
1989 – после долгой цензурной отсрочки печатаются в России главы “Архипелага” и
Нобелевская речь Солженицына, что ознаменовало окончательную отмену цензуры. Август 1990 – возвращение советского гражданства, и
в сентябре того же года тиражом 27 миллионов экземпляров в СССР был опубликован
его манифест “Как обустроить Россию”, начинающийся словами: “Часы коммунизма
своё отбили”. 1990 – отказ от Государственной премии РСФСР за “Архипелаг” (“не
могу собирать на ней почёта”). 1994 – возвращение в Россию, путешествие через
всю страну на поезде. Выступление в Государственной думе. Встреча с президентом
Ельциным Борисом. 1997 – избран действительным членом Академии наук РФ.
Учреждение собственной премии – 25.000 долларов. Отказ принять орден святого
Андрея Первозванного. Возникли разногласия между Солженицыным и Сахаровым.
Солженицын верил в свою утопию. Каноническая православная воцерковлённость
Александра Исаевича для многих его читателей и почитателей стала новостью. В
самых известных вещах Солженицына обретение веры и религиозности не были главными темами.
Когда читаешь “Двести лет вместе”, появляется ощущение, что у писателя возникла
иллюзия окончательного решения еврейского вопроса. И опять же одних это
радовало, других раздражало. В последние годы мы увидели Солженицына в полной
гармонии с властью, что тоже несколько неожиданно для русского писателя, особенно
такого, как Солженицын. Но он никогда не боялся жить не по шаблону”. Еккл.2:18
– “И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому
что должен оставить его человеку, который будет после меня”. Иов.27:8
– “Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмёт, когда исторгнет Бог душу его?”
Лук.12:20 – “Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у
тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?” Лук.9:25 – “Ибо что
пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?”
Мф.4:8-9 – “Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему
все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав,
поклонишься мне”.
“Подражайте мне,
как я Христу” –
Разве не похвастался здесь
Павел?
В этом подражанье чудно
прорастут
Все послания, какие он
оставил.
Павел был, конечно, экстремист
В самом лучшем пониманье слова.
К этой планке только устремись,
И готовность спрячь при изголовье.
Подражали прежде старцу
Аврааму,
Нож точили и на сыновей.
На пьянчуг, на мотов жуть
упрямых,
Мужеством тьму нежности
развей.
«Подражайте мне!» – язык не повернёшь,
Чтобы смело, без натуги брякнуть,
Нестыковки чередою сплошь,
И не знамя держишь, просто тряпку.
В каждом деле, вздохе,
отношенье
Дух Святой чтоб нами так
владел,
В нас Христа увидел и
чеченец,
Не “Аллах акбар!” –
“Христос воскрес!” запел.
За собой самим никак не усмотреть,
Потому на пользу чудо-обличенья.
И на них не обозлиться впредь,
Нас никто не упрекнул хоть чем-то.
Подражай же, душенька,
Христу,
Не мечтай застрять и на
Фаворе.
Грех высасывает силы,
словно спрут, –
Кто рождён был свыше тот не
спорит.
Подражанье – метод воспитанья
Самый лёгкий у зверья и птиц,
Даже в норках, даже меж кустами
Слышен писк, шуршание и визг.
Господи, соделай образ новым,
Мой характер, веру,
подражанье.
Разломай в душе моей
засовы, –
Раб ленивый дичь свою не жарит. 17.06..0.8. ИгЛа