Вопрос 1972: 7 т. Почему даже архиереи перестали проповедывать, и когда им про это напомнишь, они в ответ: само богослужение и есть проповедь. Всегда ли так вели себя пастыри и архипастыри?
Ответ: Если пастырь не проповедует, то его ждет великое
горе, и он есть убийца кровавый. 2Тим.4:2 – «проповедуй слово,
настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким
долготерпением и назиданием». 1Кор.9:16 – «Ибо если я
благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность
моя, и горе мне, если не благовествую!» Деян.20:26-7
– «Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови
всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию».
Василий Вел. – 1
янв. «Одним из важнейших его
занятий в это время было проповедание
слова Божия. Часто он проповедывал
не только каждодневно, но и по два раза в день, утром и вечером. Иногда
после проповеди в одной церкви, он приходил проповедывать в другой. В своих
поучениях Василий живо и убедительно для ума и сердца раскрывал красоту
добродетелей христианских и обличал гнусность пороков;
предлагал побуждение стремиться к первым, удаляться последних, и всем указывал
пути к достижению совершенства, так как сам был опытный подвижник. Самые
толкования его направлены прежде всего к духовному
назиданию его слушателей».
Димитрий Рост. – 21 сент.
«Вступив в управление Ростовской митрополиею, святитель Димитрий нашел в ней
великие нестроения.
… В то же время он старался
искоренять в людях всякого звания злые нравы, зависть, неправду и другие
пороки. Особенно
огорчало святителя духовенство своим невежеством и пренебрежением к
проповедыванию Слова Божия.
«Увы
окаянному времени нашему,– говорил святой Димитрий в одном из своих поучений, –
что отнюдь пренебрежено то сеяние, – весьма оставлено Слово Божие,
и не знаю, кого сначла исправлять требуется, сеятелей или землю, иереев ли или
сердца человеческие, или обоих вместе? Вкупе непотребны
стали, и нет творящих добро, нет ни одного. Сеятель не сеет, а земля не
приемлет; иереи небрегут, а люди заблуждаются; иереи не учат, а люди
невежествуют; иереи
слова Божия не проповедуют, а
люди не слушают, и слушать не хотят».
У многих из духовных лиц
святитель не находил даже доброго нравственного воспитания. Напротив, с
горестью приходилось ему замечать, что отцы семейств были невнимательны к
исполнению главных христианских обязанностей своими домашними.
«И что еще удивительнее, –
продолжает св. Димитрий,–что иерейские жены и дети
многие никогда не причащаются; и еще узнал, что : иерейские сыны приходят
ставиться на места отцов своих, которых когда спрашиваем, давно ли причащались,
многие поистине говорят, что и не помнят, когда причащались. О окаянные иереи,
нерадящие о своем доме! как смогут заботиться о святой церкви, домашних своих
ко святому причащению не приводящие? Как смогут приводить прихожан, когда не
пекутся о спасении душ тех, которые с ними в их доме»?
Еще более святитель
исполнился благочестивою ревностью, еще сильнее стал он скорбеть, когда узнал,
что некоторые священники, забыв страх Божий, не воздают должного почитания
Пречистым и Животворящим Тайнам Христовым. В одном из своих поучений иереям
святитель повествует о таком событии.
«Случилось нам в январе
1702 г. ехать в город Ярославль. На пути вошел я в одну сельскую церковь.
Совершив обычное моление, я хотел воздать достойную честь и поклонение
Пречистым Христовым Тайнам и спросил тамошнего священника:
«Где Животворящие Христовы Тайны»?
Священник, как будто не
понимая моих слов, стоял в недоумении и молчал. Тогда я снова спросил его: «Где
тело Христово»?
Священник не понял и этого
вопроса. Один же из опытных иереев, меня сопровождавший, спросил его: «Где
запас»?
Тогда священник вынул из-за
угла «сосуд зело гнусный» и показал хранимую в нем с
таким небрежением великую святыню, на которую и Ангелы взирают со страхом.
– «И возболезновал я о том
сердцем весьма, – говорит святитель, – что в таковом непочитании хранится тело
Христово, и что чести Пречистым Тайнам подобающей не знают. Удивись о сем небо,
и земли ужаснитесь концы»!
Святитель стал заботиться о
немедленном искоренении таких вопиющих недостатков…. В первом послании
святитель отечески увещевал пастырей оставить свое злонравие, запрещал им
рассказывать о согрешениях своих духовных чад и тщеславиться своим званием и
положением духовного отца…. умолял, чтобы они как можно чаще поучали народ и
сами тщательно исполняли свои обязанности… Стремясь
совершенно искоренить недостатки в среде духовенства, Святой Димитрий сознавал,
что наиболее действительным средством для сего
служит доброе учение и воспитание.
…. Святитель написал после
сего сочинение «Об образе Божии и подобии в человеке» и разослал его по своей
епархии. А царь Петр повелел как можно чаще печатать
это сочинение.
… Он хорошо знал, что не
только в Малой, но и в Великой России редко у кого есть славянская Библия.
Ее могли приобрести только люди богатые, бедняки же были совершенно лишены той
духовной пользы, какую доставляет чтение сей
Богодухновенной книги. Многие лица даже в среде духовенства не знали порядка
библейского повествования… В этом большим препятствием
было для него совершенно расстроенное его здоровье.
… Святитель Димитрий был знаменитым
проповедником своего времени и часто обращался к своей пастве с
красноречивым словом назидания. Никакие труды и обязанности никогда не
отвлекали его от проповедания Слова Божия. Проповедуемые им
истины христианства, изливаясь прямо из души проповедника, являлись всегда
живыми и действенными и увлекали слушателей своей простотою беседы отца с
детьми, учителя с учениками. Если бы возможно было отыскать и собрать в едино
все поучения сего Российского Златоуста, их должно бы оказаться великое
множество. Но к величайшему сожалению весьма многие его поучения утрачены».