Вопрос 4043:
30 т. Кто из клира даст себя порукою за кого-либо, да будет извержен. 4Всел. 3
и 30. У нас есть для крещаемых поручители. Не
является ли это нарушением указанных правил?
Ответ:
В соборных постановлениях речь идёт о должниках, которых нужно было вырвать у
заимодавца. Поручавшийся делался, в случае нарушения
договора, должником и рабом, пока не расчитается. И
священнослужитель не мог тогда уже исполнять свои обязанности. Значит подобные
случаи, выходит, были. Вот и появились правила, запрещающие делаться
поручителем за неверных. А у нас фактически, кроме нравственного,
ни к чему не обязывает поручительство. Уже сколько такого было, что вздумав уйти из общины, человек запросто уходил, оставив
и духовных наставников, и восприемников своих и своих детей. И это ему никак не
обошлось, кроме как на Суде Божием. Апост.20 – «Кто
из клира даст себя порукою за кого-либо, да будет извержен». 4Всел. 3
– «Дошло до святого Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради
гнусного прибытка, берут на откуп чужие имения, и устрояют
мирские дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и
поручения по имениям приемлют, из сребролюбия.
Посему определил святой и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни
клирик, ни монашествующий не брал на откуп имений, и в
распоряжение мирскими делами не вступал; разве токмо по законам призван будет к
неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о
сиротах, и вдовах беспомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать
церковную помощь, ради страха Божия. Если же кто впредь дерзнет преступить сие
определение: таковый да будет подвергнут церковному
наказанию». Правило 30 – «Посему, пребывая в своем сане, и да
представят поручителей, если возможно им сие, или клятвенным обещанием да
отвратят сомнение». Относительно поручительства мирянам вообще нет запрета,
и даже напротив того, поощряется иногда. Сир.30:17-19
– «Добрый человек поручится за ближнего, а потерявший стыд оставит его.
Не забывай благодеяний поручителя; ибо он дал душу свою за тебя. Грешник
расстроит состояние поручителя, и неблагодарный в душе оставит своего
избавителя». Евр.7:22 – «лучшего завета поручителем соделался Иисус».
Сижу и слушаю, как
муж корит жену
За пересол, за квас,
немытую посуду.
Семья их – поле, что они
пожнут,
Когда от тишины лишь
черепки повсюду?
Она действительно с утра не добрала
До той шкалы, какую муж разметил…
Шла по любви она не за козла –
Ухаживал три года и попала в сети.
При ней детсад от
собственных ложесн,
Она кухаркой стала, сонной
прачкой.
Такой видать
к ней приторочен крест, –
Вообразить не мыслит муж
иначе.
Что нового с тех пор приобрела,
Как распрощалась с девством и свободой?
Колчан наполнила всего одна стрела, –
Благодарит Творца, что хоть на это годна.
Учась смирению безропотно
сносить
Допущенные свыше все
болячки;
На мужа не ропщи, довольна будь, что сыт,
И он в тебе желанное обрящет.
А муж… ему из пропотевшей шкуры
Не вылезать неделями до бани.
Не хмурым слыть, а напирать на юмор,
Просвет в молитве радостный настанет.
Муж – голова… и с шапкой
набекрень,
И виду не подать, пробоины
латая.
Хотя бы течь и несусветный
крен,
Солёность слёз в промоинах
глотает.
Но быв испытан Богом Иеговой,
Другим сумеешь дать благой совет.
Для победителей венцы уже готовы,
Узришь Христа, хотя б от слёз ослеп.
Возможен мир и в треснувшей
семье,
Когда жена, как Церковь
чтит Иисуса.
А муж глава – на меньшее не сметь,
Любить друг друга, по углам не дуться. 11.09.08. ИгЛа