Вопрос 616: 2 т. Мы все каемся перед
священником, а перед кем он кается, или он вообще не кается перед людьми, а
только перед Богом? Или перед епископом? А епископ – перед патриархом? А
патриарх, выходит, только перед Богом?
Ответ: По смыслу, как будто так бы и должно быть, а в действительности
дело обстоит так: в каждой из епархий есть кто-либо из священников, как
правило, престарелые иеромонахи, которые называются
духовниками. Во время поста священники приезжают в епархию и исповедаются перед
ним, как и миряне перед священником. Перед духовником точно так же исповедаются
и епископы, и патриарх, и папа, а сам он перед одним из священников. Вот как
выглядит примерная исповедь кающегося священника:
«Исповедаю Господу Богу
моему, во Святой Троице славимому,
пред тобою, честный отче, все грехи мои, соделанные в
минувшем лете жизни моей. Согрешил я пред Господом Богом против всех заповедей
Его:
своим маловерием, а иногда
и неверием, сомнением и вольнодумством, нерадением – а иногда и отчаянием – о
спасении своем, самонадеянием и человеконадеянием
более нежели на Бога, надеждою на мидосердие
Божие неразумною, забвением о правосудии Божием, недостатком преданности и
противлением воле Божией, человекоугодием,
небрежением о славе имени Божия; плотоугодием:
сладострастием, корыстолюбием, гордостью, самолюбием, безстыдством
и лицемерием; неблагоговейным отношением к имени Божию: легкомысленным призыванием этого Имени, ложной стыдливостью явить себя
благочестивым и набожным в очах людей мирских, осуждением благочестия других;
недостаточным почитанием
праздников Господних: леностным хождением в храм
Божий и неблагоговейным стоянием в оном, разсеянною
молитвою в храме и дома, праздноглаголанием,
нечестивыми и суетными помыслами в храме и дома, небрежением о чтении слова Божия
и душеспасительных книг, уклонением от утренних, вечерних и иных дневных молитв
или небрежным выполнением оных только устами, а не сердцем, неблагоговейным священнослужением и приготовлением к принятию Святых
Таин, небрежением об очищении себя от грехов и об исправлении своей греховной
жизни, неблагоговейным обращением с священными
предметами, торопливым изображением на себе крестного знамения, нарушением
установленных Церковью постов, леностным выполнением
своих служебных обязанностей, праздностью, разсеянностью,
мирскими забавами; недостатком любви и расположения к кровным
и сродникам, почтительности к начальствующим и старшим, признательности к
благодетелям, должной заботливости о воспитании своих чад плотских и духовных,
невниманием к своим подчиненным, к их нуждам и просьбам, разстройством
собственнаго здоровья, невоздержанием разного рода,
злословием, ненавистью и злобою против ближних; невоздержанием в плотских
удовольствиях, в пище и питиях, нечистыми мечтами и помыслами; присвоением себе чужого или незаслуженного по лености и небрежению
к своим обязанностям, попустительством или укрывательством недобросовестности
других, невниманием к нуждам бедных и нищих, безучастием к несчастным и
страждущим и вообще небрежением о благе ближних; осуждением ближних, клеветою
на них, лицемерным обращением с ближними, худыми пожеланиями и помыслами,
самолюбивыми и горделивыми, властолюбивыми и своекорыстными, похотливыми и
сластолюбивыми.
Покрой, Господи Боже мой,
неизреченным милосердием Твоим все грехи мои, во зле
мною содеянные во все время жизни моей, изглаголанные
и умолчанные по забвению и нерадению, словом, делом и
помышлением, ведением и неведением, зрением и слухом, вкусом, обонянием и
осязанием, которыми я прогневал Тебя, Бога и Создателя моего, причинил вред
ближним моим.
Прости и ты, честный отче духовный, меня, великого грешника пред Богом и всеми святыми Его и пред всеми людьми, разреши меня от всех грехов моих и отпусти с миром душу мою, и помолись о мне многогрешном».