Вопрос 2073: 8 т. Какие заслуги ставили себе отшельники?
Ответ: Наиглавнейшей заслугой себе они ставили первейшее нарушение главнейшего наказа Христа – нести
благую весть не знающим ещё истины спасения. Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и
проповедуйте Евангелие всей твари».
Иоанн Прозор. – 27
март «Я вспомнил тогда, что
сказал мне преподобной, увещевая меня остаться в пустыне: «Сорок лет я пребываю в этой келлии и
за всё это время я не видел ни лица женского, ни какой-либо монеты, ни
кого-либо ядущим или пьющим; равным образом и меня никто не видал ядущим или
пьющим».
Никандр – 24 сент. «Как сам он,
так и супруга его Анастасия вели богоугодную жизнь, часто бывали в храме Божием,
слушая слово Господне и поучаясь заповедям Христовым. Старший сын их Арсений,
постоянно видя пред собой благочестивый пример своих родителей, оставил мирскую
суету и принял монашеское пострижение. Но еще более прославился своими
подвигами и чудесами его брат Никон, впоследствии преподобный отец наш
Никандр».Однажды, молясь в церкви, преподобный услышал евангельские слова: «Придите
ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое
на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой
душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30).
Сии слова поразили Никона, и он решил скорее привести в исполнение свое
заветное желание. Давно слышал он об одном каком-то пустынном, удалённом
от сел и деревень месте, между Псковом и Порховом, среди диких лесов и
непроходимых болот; но не знал Никон человека, который бы мог точно указать
ему то место; желая постоянно исполнить на деле слова, сказанные Духом Святым
чрез праведного пророка и царя Давида: «Далеко удалился бы я, и оставался
бы в пустыне; поспешил бы укрыться от
вихря, от бури» (Пс.54:8-9), - смиренный подвижник усердно молил
Господа, говоря: «Господи и Владыко живота моего, Иисусе Христе, Сыне Божий,
услыши молитву мою, удостой меня видеть пустыню, пошли мне мужа, который бы
наставил меня на путь спасения и указал бы мне то уединённое место».
Молитва святого была
услышана, и, по внушению Духа Святого, из Пскова он отправился в свое родное
село Виделебье. Здесь Никон узнал, что одному человеку по имени Феодор известно
то место. Придя к Феодору, преподобный стал просить его: «С юного возраста
слышал я о пустынном месте, но не было человека, кто бы указал мне его. Тебе
известно место сие; ради великого имени Божия, укажи мне его; за сие и сам ты
получишь награду от Господа и моей грешной душе будешь наставником».
Вопрос 2074: Встречались ли Вам в «Житиях» такие случаи,
когда страждущие, обращаясь к «великим» пустынникам с вопрсами, тем самым хотя
бы на миг отвлекали их от самоубеждения: «пустынник всгда прав»?
Ответ: Иногда такими алмазами истин обсыпали этих «Великих», что диву даёшься, склоняясь на
сторону просителей – столько в их словах
знания Писания и столько грубого упорства и непоколебимой замшелости в беглецах
в драных хламидах. Иоан.3:8 – «Дух дышит, где хочет, и голос его
слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким,
рожденным от Духа». 2Пет.2:16
– «но был обличен в своём беззаконии: бессловесная ослица,
проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка».
Иларион Вел. - 21
окт. «Когда Иларион почивал, то
рядом с ним как будто ложились бесстыдно глумившиеся нагие женщины… Он
устроил себе маленькую келейку, наподобие гроба, так что она едва вмещала его в
себе, и жил в ней, подвизаясь в борьбе с невидимыми духами.
Когда преподобный Иларион прожил много лет в
той пустыне, слух о святости его жизни прошёл по всей Палестине, и к нему
начали стекаться люди, искавшие помощи в его святых молитвах. Первою пришла
некая женщина из Елевферополя, проведшая в супружестве пятнадцать лет и
оставшаяся бездетной. Терпя от мужа за неплодие постоянные укоры и оскорбления,
она дерзнула прибегнуть к святому и припасть к его ногам. Иларион, увидав её,
отвернулся. Тогда она начала со слезами молить его: Зачем ты отвращаешься от меня, раб Божий,
когда я нахожусь в печали? Зачем бежишь от меня, когда я умоляю тебя с
рыданиями? Воззри не на женщину, а на боль ее сердца и на ее слезы!
Умилосердись надо мною, угодник Христов! Вспомни, что Спаситель почтил наш пол, облекшись
от него человеческой плотью, что и сам ты рождён женщиной. Посему не отвергни без помощи меня, притекшую к тебе
и ожидающую от твоих молитв разрешения своему неплодию, за которое мой муж
постоянно укоряет и оскорбляет меня».
Вопрос 2075:
Что служило источником прозорливости для насельников монастырей, и не им ли
сказал пророк Михей 3:7 - «И устыдятся прозорливцы, и посрамлены
будут гадатели, и закроют уста свои все они, потому что не будет ответа от Бога»?
Ответ: Они не искали ответа строго по Писанию, а ждали каких-то
откровений, знамений. Им всё время нужно было, чтобы кто-то извне указал
им. Ис.47:10 «Мудрость твоя
и знание твое — они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: «я, и
никто кроме меня»».
Мария Египетская – 1 апр. «Иоанну, игумену монастыря, где ты живёшь, скажи:
смотри за собой и своей братией, во многом надо вам исправиться, но скажи это
не теперь, а когда Бог наставит тебя…
Игумен Иоанн, как о том передавала еще преподобная Мария авве Зосиме, нашёл
некоторые неисправности в монастыре и устранил их с Божиею помощью».
Вопрос 2076: Разве плохо, что человека в монастырях
приучали к полному послушанию старшему?
Сегодня нигде нет никакой дисциплины и
навыки таковые не были бы лишними.
Ответ: Послушание – великая вещь. Но у всего великого есть начало и возрастание. 1Цар.15:22 – «И
отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как
послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и
повиновение лучше
тука овнов». Послушание Господу
спасает от блужданий ума, ведет к
достижению благой цели. Ис.29:24 – «Тогда блуждающие духом
познают мудрость, и непокорные научатся послушанию». На послушании строится и добро и злодейство.
Какие послушные были гитлеровцы, большевики, киллеры всех веков. Но Бог дал
человеку свободу, и эта свобода начинается в свободе духа, в разуме, чтобы ты
мог избрать и принести послушание в здравомыслии Богу. Если же свет Евангельский погашен, то
отдающий приказание делается орудием дьявола, а исполнитель следует за слепцом и обеих ожидает провал в
ад. Самое преступное то, что этого послушания
стали требовать во имя Христа; и всю вину за исполнение безумств своих теперь
уже взваливали на Иисуса. Священное Писание учит нас иметь послушание Богу; и это вполне достижимо, когда душа возродилась свыше и движима Духом Святым, всё делает с любовью и
самоотречением. 1Пет.1:22 – «Послушанием истине чрез Духа, очистив
души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга
от чистого сердца».
В монастырях шло часто
извращение личности, и самые садистские замыслы
без затруднений покрывались тем, что это творилось якобы для полушания
Христу. Бездумность, полное выхолащивание
мысли, приводило к бегству из монастырей, ярому бунту, так что игумену приходилось спасаться бегством или
погибать. Рим.6:16 –«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете
себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к
смерти, или послушания к праведности?»
Уставы повелевали наказывать розгами непослушных. Это во всех
уставах самых знаменитых монастырей. И самым страшным преступлением было
бегство из монастыря. Равным ему было только сокрытие подготовки к побегу или
заступничество за наказанного – этих без милосердия предавали проклятию.
Произошла подмена Царствия Божия монастырем и воля Бога была полностью заменена волей, хотением
начальника монастыря. Пахомий Великий так и пишет : «всех зол хуже –
противиться воле Божией и угождать своему хотению».
И поэтому всякое
непослушание безжалостно каралось. Человек мог прожить только в беспрекословном
послушании любому эксперименту своего аввы. Евр.2:2 – «Ибо,
если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало
праведное воздаяние».
Стр. 155 п. 8. «Древние иноческие уставы».
«Теперь предложу о достопамятном деянии аввы Муция, который, когда, отрекшись
от мира, искал приятия в обитель, прождал за воротами монастыря в
томительном страдании долее, нежели кто
другой и своим неутомимым терпением достиг того, что его сверх обычая
киновийского, приняли в обитель вместе с маленьким сыном, которому было тогда
около 8 лет. Когда они, наконец, были приняты, то тотчас были размещены в
разные келлии и отданы под науки разным старцам, чтобы отец не помышлял, что из
всего, им оставленного, у него остался по крайней мере сын, а напротив, чтобы, как
знал он, что теперь уже не богат, так
перестал сознавать себя и отцом. Чтобы
потом яснее обнаружилось, что в нём берёт перевес: кровное ли сострадание, или
повиновение самоумерщвлению, которое по любви ко Христу должен
всему предпочитать, нарочно оказывали пренебрежение к его детищу, одевали его в тряпки более, чем
в настоящую одежду, держали неумытым и
нечёсаным, так что взгляд на него мог скорее скорбь причинить отцу, чем доставить
утешение. К тому же часто и побои наносили ему; и отец своими глазами
видел, что невинного малого бьют
понапрасну. Не смотря однако же на то,
что с сыном его так поступали
каждодневно на глазах его, он от любви ко Христу Господу и добродетели
послушания хранил сердце свое свободным от всякой тревоги и
смущения. Ибо, не считая уже его своим, после того, как вместе с собою и его принёс в жертву Христу и
не на настоящие оскорбления его смотрел, а
паче утешался верою, что они никогда не бывают переносимы
бесплодно, почему мало думал о сыне и
слезах его, а всю заботу обращал на свое преуспеяние в смирении, такое
отрешенное настроение его ума и сердца не могло укрыться от аввы киновии, и
он, желая показать твёрдость его духа,
в один день, когда сын его о чём-то плакал, как бы в сердцах на него,
приказал отцу схватить его и бросить в
реку. Тот, как бы от самого Господа прияв повеление, бегом побежал, схватил
сына и на своих руках притащил его на
край реки, бросил его в неё. Такова была
горячность его веры и стремительность послушания. И утонул бы отрок, если бы наперёд
нарочно посланные туда братия, и заботливо обложившие берег речной, его
брошенного уже не вытащили из глубины
реки». (Древние иноческие уставы» стр. 572. глава 27).
В тот день была
жара и духота,
И мог под солнцем выстоять
не каждый,
Когда Спаситель, свесившись
с креста,
Сказал в толпу, что Он
томится жаждой.
Был старший стражник
слишком зол и груб,
Чтоб дать воды из глиняного
кубка. –
Ползет на трости до Христовых губ
Злым уксусом напитанная губка.
Так шли часы, мучения
полны,
И пот тяжёлый смешивался с
кровью.
Вверху креста крепилась к
изголовью
Доска-табличка с
надписью вины.
Читались буквы крупные на ней
По-римски, гречески и арамейски:
«И» - значит Иисус, «Н» - Назорей,
В насмешку «Ц» и «И» -
Царь иудейский.
Над площадью, над скопищем голов
Все взоры эта надпись
призывала.
«И», «Н», «Ц», «И» - и сокращенье слов
С тех самых пор зову – инициалы. Надеж. Веселовская 1990