Вопрос 1293: 4 т. Когда фарисеи искушали Христа вопросом о разводе, как они хотели его уловить?
Ответ: Мф.19:3-11 – «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано».
Искушение заключалось в том, чтобы принудить Христа ответить вопреки закона Моисеева, и на этом начать процесс против Плотника из Назарета, который, по их мнению, в законе не разбирался так, как они. Евр.10:28 – «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью». Иоан.7:15 – «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?»
Многоженство евреям было разрешено, и иногда их к этому даже
уговаривали, когда они не желали брать жену умершего бездетного брата. Слово
«по всякой причине» говорит, что у них было очень много причин, и они в этом
окончательно запутались, как сегодня в епархиальных управлениях. Апостол Павел
на эти вопросы отвечал очень просто: развод недопустим, а если всё-таки
развелись, то жить одному.
1Кор.7:11 – «Если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей. …39. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе». Рим.7:1-3 – «Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа».
Фарисеи хотели втянуть Христа в диспут о целесообразности всех правил, какие они написали по бракоразводным процессам, ибо предания старцев они соблюдали очень тщательно, и около каждого дома лежала куча камней для исполнения приговора, как кинжал у любого чеченца. Закон провозглашал побиение камнями немедленно. Если бы хотя по одному пункту Христос выразил бы несогласие, они немедленно должны были Его арестовать. Комментарии к Моисееву закону имели ту же силу, что и сам закон. Просто они расширяли захват сети для уловления преступников закона. Христос именно здесь навеки утвердил незыблемый столп. Мф.19:8 – «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так». Это «не было так» отправляло слушателей к истоку жизни, в райские обители. Тогда продолжалось еще ветхозаветное время.
Сейчас новозаветное время, и Христос говорит: Откр.21:5 – «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны». Это новое и есть новозаветное, апостольское, оригинал, с которым мы должны сравнивать всё, что у нас есть в церкви и в жизни. И по любому вопросу, по любому искажению, извращению, какие мы видим в церкви, ныне считающиеся истинными, мы постоянно должны повторять, указывая на времена Апостолов «а сначала не было так», повторяя это каждый день тысячекратно. Это касается и богослужения и церковной структуры управления, и разводов, и молитвы, и отношения к властям, и свободы церкви. Если это не так, как при Апостолах, значит это – чужое, не наше, и всегда не в нашу пользу.