Вопрос 1550: 6 т. Поясните, пожалуйста, нет ли противоречия: Исх.33:11 – «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии» и : Исх.33: 20-23 – «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]». Как мог Моисей разговаривать с Господом лицем к лицу, если в последующих стихах, в церковных службах мы разумеем, что никто не может видеть лица Господа? Что же тогда может видеть Моисей? Что такое слава Моя? Видит ли Моисей сзади самого Господа, или только отблеск славы Его? И как, вопреки указанию Господа, подтвержденного Иисусом Христом: Ин.6:46 – «Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца», - православные всё же дерзнули изображать первое Лицо Троицы?
Ответ: При толковании истинном нужно понять правило, каким пользовались святые отцы; говорю о тех, чьи толкования безусловно и бесспорно божественны. Это главнейшее условие – чтобы данное толкование не противоречило ни одному месту Писания. Конкретно по этим стихам должны быть основные столпы – стихи Библии, через которые ни в каком случае нельзя переходить. Это: Бог, как дух - невидим. Бога изображать запрещено и невозможно. Ин.1:18 – «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». 1Ин.4:12 – «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Исх.25:40 – «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе». Втор.4:12 – «И говорил Господь к вам [на горе] из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас». Втор.4:15 – «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня».
Изображение Бога Отца в виде Старца, убеленного сединами, оправдывают некоторыми местами Писания. Дан.7:13 – «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему». Дан.7:22 – «Доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые». Дан.7:9 – «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь». Иез.1:26 – «А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем». Фил.2:6-8 – «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу».
Бога Отца запрещено изображать. Но православных никто не сможет сдвинуть с их привычек. А по правде нужно было бы все эти изображения ликвидировать повсеместно и запретить изображать Бога Отца, чтобы не кощунствовать.
Всё, что говорится о видении Моисеем Бога, есть просто образное разъяснение любопытства, в некоем образе. Всё, что говорится в Библии о Боге Духе, нам никогда не вместить в свой ограниченный разум, и нужно к этим описаниям относиться по мерам антропоморфизма.