Вопрос 2181:
8 т. Что Вас побудило заняться темой о монашестве? И что нового для себя Вы
узнали, исследуя эту тему?
Ответ: Постоянно удивляюсь, что всегда, когда
кажется, что тема уже исчерпана и вычерпана, вдруг откуда-то и совсем уж с
неожиданной стороны подплывает новое, в
древнейшей упаковке. Так и здесь, от любителей монашества в прошлом, получаю
книгу и из неё ещё ущипнул полезное о священномученике Иоанне Восторгове, не монахе, ибо он протоиерей, и известнейший
черносотенец, как его описывают. И вот что за дифирамбы монашеству он пишет.
Оказывается, на монашество было много нападок и он их
пытается опровергнуть. Но никто нигде не говорит о монашестве в сравнении с
Библией, что оно само по себе не Евангельское установление. Они путают
девственников с монахами. Я за девственников, чтобы они служили миру, шли на
проповедь. Наш труд не против девственников, но против противников Христу, кто
высасывал силы из народа, и они сотнями тысяч гибли в пустыне. А там
теперь мусульманство и буддизм, язычество и коммунизм, безбожие и колдовство. И
виновато в этом неевангельское учение о монашестве.
«Настольная книга для монашествующих и
мирян» Составитель Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 1998 г. По
благословению Евсевия архиепископа Псковского и
Великолукского. 400 стр. 12 тыс. экз.
Стр.3. «Монашество –
великая Божия тайна. И для тех, кто дерзает вступить в эту святую тайну и
приобщиться к истинному духу иночества, на все времена сохранил Господь в
писаниях опыт Отцов, которые прошли этим путем в радость Вечности. Ответы
проверялись в моей длительной монашеской жизни во времени на личном опыте и на
опыте других. Это для тех, в чьём сердце затеплится любовь к таинственному
монашескому житию в Боге.
Стр.5. Датой основания монастыря считается
15/28 августа 1473 года. В этот день был освящён храм Успения Но начало монастыря положено значительно раньше, когда в пещерах
поселились монахи, имена которых до нас не дошли. Монашеская летопись
повествует, что «Сама Пречистая Дева избрала это место в долине потока Каменца, благословила его Своими
избранными людьми и до сих пор охраняет
его».
Стр.6. Оклеветанный завистливыми
людьми, игумен Корнилий, по преданию, был обезглавлен
царем Иоанном Грозным 20 февраля 1570 г. и причислен к лику преподобномучеников.
Стр.7. И совсем не случайно
всякий, кто входит в полумрак Богомзданных пещер
монастыря, невольно чувствует благоговейный
трепет от соприкосновения с вечностью по молитвам тысяч подвижников обители,
погребенных в пещерах.
Стр.11. Ослабление
строгости христианской жизни, со вступлением в Церковь таких язычников, которые
в христианстве заботились только о мирских интересах, побуждало ревнителей благочестия уходить из городов и
селений в пустыни, чтобы там, вдали от мирских волнений проводить жизнь в
подвигах.
Стр.19. При жизни Пахомия основанное им
общество монахов возросло до 7 тысяч, а через сто лет после него - до
50 тысяч.
Стр. 22. В России…
кельи и другие здания, построенные монахами в монастыре, считаются собственностью монастыря. Не запрещается
владеть движимым имуществом – книгами,
деньгами и т.д. Причем деньги можно помещать в банки и кассы. Запрещается торговля
(кроме продажи вещей своего приготовления), принятие чужих вещей на сохранением, кроме книг;
поручительство и ходатайство в делах, не относящихся к духовному ведомству.
Монахи освобождены от податей и телесного наказания. Сложивший
с себя монашество по личному желанию и с позволения духовного начальства
возвращается со всеми правами, принадлежащими ему по происхождению, но с
лишением чинов и отличий, заслуженных им до пострижения. После добровольного
сложения сана данное лицо в течение 7 лет находится под церковной епитимией; в это время ему нельзя жениться, приписываться к
обществам в той губернии, в которой он
был монахом, и жить в столицах. Сложившие сан не имеют также права поступать н гражданскую службу. (из полного православного Богословского
энциклопедического словаря).
Стр.32. Знают дети человекоубийцы-диавола, что с падением монашества и
Православия падёт всё православное: вера, житие, подвиг, смиренномудрие, богослужение, покорность церковной власти.
34. Неужели «неестественны»
подвиги, неестественные требования могли дать такие плоды?
Монашество наложило печать порядка, мира, чистоты и на русскую семью, сделав ее домашнею церковью в нашем народе. Дало
повиновение старшим, безгневие, терпение своей доли,
равнодушие к земным благам и неудобствам.
35. Заметьте же еще один бесспорный и изумительный закон
жизни, подтвержденный всей историей Церкви и доселе подтверждаемый: в тех
общинах и церквах, в тех народностях, где процветало и процветает монашество,
где мы видим напряженное стремление к иноческому подвигу, в то самое время
процветала и процветает и приходская
жизнь. И наоборот, где не было и нет монашества,
падала и падает жизнь прихода. Монастыри – это как бы запасные водоёмы живой
воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни. Они дают
живительную и спасительную влагу душам жаждущим.
36. Таковы нынешние несториане, копты, Армяне.
Таковы некоторые и православные народности, которых не станем называть ради любви: их
православие без монашества и подвижничества - только в одном названии.
37. Самое лучшее лекарство
не поможет трупу. Уничтожьте монастыри,
разорите обители, хождение по святым местам: ничего не достигнете.
40. Есть люди от природы
склонные к тихому пребыванию вне шума мирского, неспособные к житейской борьбе,
чуждые жизни семьи, расположенные к молитве и созерцанию дел Божиих. Они идут в монашество. Естественно ли их отвращать
от подвига?
Есть люди. разбитые жизнью, потерпевшие кораблекрушение в житейском
плавании; им жизнь мира не мила, они потеряли к ней вкус и склонность, они
чувствуют себя там одинокими. У них опустились руки, упало сердце, погасло
мужество. Они идут в монастырь и там находят для себя покой души».
41. (Обвинения
против монашества: тунеядство, эгоизм. И возражения Восторгова Иоанна).
«Монахи теперь собирают и хранят, и запасают силы, которые выступят на дело борьбы за святыни веры.
Войско, конечно, нужно только во время войны; войны же бывают редко… но безумно
то государство, которое не готовит войско во дни мира.
Так и монашество… плотским людям противен один вид монашества, ибо оно мешает
им заглушить голос совести, напоминает
им, что они блудны и скотоподобны…
народ любит и ищет, и находит не
дурных монахов, а хороших. Но эти монахи, говорят далее, лицемерят и лицемерием
обманывают простодушных богомольцев. Скажем и на это, что когда богомолец
увидит, что монах, которого он считал хорошим, оказался дурным, он поищет и
найдет хорошего. Монашество только возглавие, завершение и совмещение всего
христианского подвижничества.
45. Монахи могли бы
накормить духовной пищей многих. О необходимости духовного просвещения народа.
48. Что, если и этого
утешения не дать нашему народу? Куда он
пойдёт в своей тьме и куда потом он придёт?
49. Покажите народу нашему
эту величавую, изумительную, несказанную красоту нашей церковности и
богослужения, чтобы затрепетала его душа
от дивных молитв и песнопений Церкви; чтобы чувствовала она себя в райском
блаженстве, в общении с Ангелами во время богослужения; чтобы незаметно
пролетали для неё часы продолжительных
ваших молений.
51. Позвольте поблагодарить
за ваш свечной завод.
56. За время, протекшее от
первых слов проповеди Евангелия и до наших дней, в области нравственного учения
буквально никто, нигде, никогда ни на
единую черту не мог прибавить что-либо новое, высшее и совершеннейшее, сверх
того, что сказано христианством.
58. Деревянные,
кипарисовые, перламутровые, каменные, золотые, серебряные, медные, костяные –
эти кресты у монахов являются их проповедью себе самим и другим людям и всему
миру.
61. Кто не понимает сущности монашества,
тот не понимает и христианства; кто
не любит, не чтит монашество, как
благороднейший плод и цвет христианской
жизни, тот далёк от Православия. И больше того - не вышел еще за пределы той веры, о которой Апостол говорит: «бесы веруют и
трепещут». Иак.2:19 Кто не сознал, какое значение в
христианстве имеет аскетизм, подвиг, самоотречение, тот не ведает даже азбуки христианства. Кто повторяет
с чужого голоса, будто монашество есть враг всякой радости, тот еще не
знает о той радости, о которой говорил Спаситель Апостолам в самые тяжкие и скорбные часы: «да
радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». «радости
вашей никто не отнимет у вас». - Иоан.15:11; 16:22.
63. Церковь высоко ставит
подвиг монашества, видит в нём путь спасения избранных душ, и можно безошибочно
сказать и утверждать, что те христианские общины, в коих угасает или угас дух
монашества, тем самым свидетельствуют, что они уже на пути к вырождению и
смерти.
67. Хулители и враги монашества насилуют
совесть тех людей, которые ищут тесного и скорбного жития и особого подвига
иноческого».
69. (Славяне
грубы были, по полведра вина зараз выпивали. И чтобы
пробудить их совесть, нужны были подвиги монахов, кормление себя комарам).
«Это был единственно доступный и понятный грубой языческой среде язык, ибо надо
крепко кричать, чтобы разбудить крепко спящего.
71. Таких проповедников
часто очень не любят: но кто не даёт спать разоспавшемуся человеку, разве тот
приятен ему?
73. Колокола, храмы, кресты - тропинка к единому
на потребу.
92. Скачет шестой дух нечистый. Он приносит с собой
равнодушие ко всем людям. Он приносит с
собой замкнутость на себе».
121. (О
монахе Феофиле, выпускнике академии, которого митрополия за хорошее поведение в
монастыре назначило секретарем. Настолько он понравился народу, что к
нему паломничество было, и к архиерею
уже не обращались. Но снова он
отпросился в монастырь, но настоятель монастыря стал его всячески преследовать. И донимал
плохой игумен хорошего монаха до самой
смерти своей. Братия пожелала Феофила иметь у себя настоятелем
после умирающего этого игумена. Но старый злобился) «на Феофила: «Что, этот негодяй будет моим
преемником?! Умру, но не прощу!» Но назавтра наступил перелом - попросили друг
у друга прощение. Господь допускал дьяволу вселяться в наместника, с
тем, чтобы выработать терпение у
Феофила; от этого никто не пострадал.
Ноги на
молитве не подгибать, но на обеих стоять ровно. На стену не опираться.
131. Не шептаться в церкви,
со своего места на чужое место не переходить.
138. Брать в монастырь с
испытанием на один год. Иначе отпускать со всем своим стяжанием. Кто вопреки устава живёт – изгонять
тех. Ушедших - после моей смерти не принимать обратно.
188. Открывать настоятелю и грехи братий, не
только свои. 4 Вс.
Собор правило 4. 7 Вс.21; Двук. 4.
194. Работал и ночью авва Ахила: «но как бы не прогневался на меня Бог и не осудил
меня за то, что, будучи в силах работать, не работаю. Потому я тружусь и делаю по силам моим».
195. Авва Иона так с
верёвкой в руках и умер и не могли руки и ноги ему свести и переодеть для
погребения.
196. Один брат пришёл к авве
Силуану в гору Синайскую.
Увидев, что братия работают, он сказал старцу: «Заботьтесь не о пище
тленной. Иоан.6:27. Мария же
избрала благую часть». Лук.10:42. Старец сказал своему ученику: «Захария, подай брату книгу и отведи его в пустую келью».
Когда наступил девятый час, брат прислушивался у двери, не посылают ли его
звать к трапезе. Но как никто его не
звал, он сам, встав, пошёл к старцу и говорит ему: «Авва, ужели братия сегодня
не ели?» - «Ели», - отвечал старец. -«Почему же не
позвали меня?» - спросил брат. – «Потому, отвечал старец, - что ты человек
духовный и не имеешь нужды в такой пище, а мы, как плотские, хотим
есть, и потому работаем. Ты избрал благую часть, читая целый день, и не хочешь
вкушать плотской пищи». Брат, выслушав это, поклонился старцу и сказал: «Прости
меня, авва». Тогда старец говорит ему: «Так и Мария
имеет нужды в Марфе, ибо и Мария похваляется из-за
Марфы».
223. Доблестный монах Аввакир искушаем был братией
семнадцать лет, изгоняли из трапезной, ибо был обычай новопоступивших
искушать тридцать лет: «благодарю Господа, что вы меня на спасение моё
искушали, я эти годы был свободен от
искушений бесовских». Лествица, степень 4.
291. Ропотник
– сколько зла от него по всякому делу». Е.Сирин.