Вопрос 2675: 12 Т. В
школьных учебниках история раскола представлена чуть ли не в анекдотическом
ключе: люди, дескать, шли умирать, только чтобы не тремя, а двумя пальцами
креститься. А чего на самом деле добивалась власть?
Ответ:
«В истории многое связано с личностными особенностями. Никон обладал амбициозным характером и видел своей целью кафедру
Константинопольского патриарха. Царь же Алексей Михайлович
желал сближения с Западом и мечтал о византийским престоле. Речь шла об
искушении властью. Это и есть, по словам Александра Исаевича Солженицына,
отправная точка «великого церковного преступления, с которого началась гибель
России». Уже позже, в ссылке, Никон осознал, что правка книг получила такие
последствия, на которые он не рассчитывал. Кстати, уйдя с патриаршей
кафедры, он не только позабыл о реформах, но и сам стал печатать книги по
старым образцам. А уже его последователи свалили всю вину на старообрядцев.
Власть меняла обряды, проклинала обряды, боролась с обрядами, казнила за обряды
- и нас же назвали обрядоверами».
ИЛ.: Ни Никон, ни Аввакум, как руководитель противодействия безумным реформам Никона, не ставили в образец Библию и Апостольское учение, а потому и губили себя и вверившихся им, как слепым вожди. Лук.6:39 – «Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?» Ис.8:20 – «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». Иер.4:23 – «Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, — на небеса, и нет на них света». Деян.17:11 – «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так».