Вопрос 2690:
12 Т. Старообрядцы часто говорят
о необходимых шагах навстречу со стороны Московской Патриархии. А какие шаги
навстречу можно ожидать со стороны Русской Православной Старообрядческой
Церкви?
Ответ:
«Наши предки, преодолевая естественный человеческий страх,
уповая на Бога, клали свои головы за Старую Веру: за двуперстие, за сугубую аллилуию, за «единый аз» и за соборность церковную.
Изменять теперь древним церковным традициям мы тем более не
имеем права. Это не значит, что старообрядческая Церковь застыла в
неподвижности, что мы не смеем развиваться. Нет, конечно. Обратимся хотя бы к
«книжной справе». Ведь это процесс, который шёл и до раскола, и идёт у нас
постоянно, только не так, как при Никоне, а с осторожностью, с обоснованностью
и с согласия общего соборного разума.
Собор 1971 года РПЦ назвал старые книги, чины и обряды «равночестными и равноспасительными»,
то есть такими же пригодными для христиан, как и новые обряды, чины и книги. Но
мы не можем с такой формулировкой согласиться. Для нас новые обряды и чины
далеко не равнозначны старым, истинным, святорусским. Для примера обратимся к
вопросу о крещении. У нас нет сомнения, что оно должно быть трёхпогружательным,
а не обливательным, как это принято в РПЦ. И
лучше вслед за предками мы лишимся живота, чем оставим отеческое благочестие.
Мне кажется, что вообще путь к преодолению раскола не может лежать в плоскости
поиска компромиссов. Мол, мы будем складывать персты так, как вы хотите, а за
это вы будете петь, как нам приятно. Ты мне, я тебе — это ложный путь. Истинный
же путь — в приближении к идеалу. Поэтому те шаги, которых мы ждём от
Московской Патриархии, — это движение, направленное в сторону Святой Руси,
наших общих древнерусских святых Божиих угодников. Мы,
например, с удовлетворением отмечаем, что среди новообрядцев
возобновился интерес к древним канонам иконописи, к древним церковным роспевам, что на храмах восстанавливаются осьмиконечные кресты, прозванные прежде «раскольничьими».
Но при этом мы сомневаемся,
что уже в скором времени произойдёт полный возврат РПЦ к старым обрядам
и к нормам древней церковности, поэтому в разговорах о «сближении» и
«соединении» пока мы не видим реального смысла. Но эти сомнения не должны мешать нам жить в добрососедстве с другими традиционными конфессиями России, в первую очередь — с РПЦ. Неоправданная
показная конфронтация должна уступить место нормальным межцерковным
отношениям. Нынешние старообрядцы, немного отдышавшись после многовековых
гонений, как истинные христиане, уже сегодня стремятся принимать участие в
общественной жизни — помогая бедным, утешая несчастных, возрождая в людях веру.
Благотворительность Церкви может быть весьма разнообразной. Но для этого мы
должны объединять усилия с другими общественными силами, несущими социальное
служение. И прежде всего с РПЦ. Вот в этом мы готовы
сотрудничать».
ИЛ.: Только выделенные места говорят, что объединение совершенно невозможно, ибо за идеал взята не Библия, а никогда не бывшая «святая Русь» с её безумными деяниями. Ностальгия по ушедшему, что Бог Иегова ниспроверг и испепелил навсегда. Если бы Андриан был искренним последователем Христа, то разве мог бы он так путать и указывать как на образец стоящее слева? Никакое образование не даст ничего старообрядцам, доколе рождение свыше, обращение ко Христу, встреча со Христом не будут поставлены во главу угла. Лук.6:46 – «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» Ис.44:18 – «Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели». Мих.4:12 – «Но они не знают мыслей Господних и не разумеют совета Его, что Он собрал их как снопы на гумно».