Вопрос 3388:
20 т. У нас в храме висит икона Николая II. За какие заслуги перед Церковью его
считают святым?
Ответ:
Именно «считают. А где он на самом деле, один только Бог знает. Недавно была
редкая по своей объективности и наивности статья про него (АиФ, №8,2007,
стр.28). «Государь спас душу, но погубил империю. Николай II:
бездарность или святой? 90 лет назад, 23 февраля 1917 г., в Петрограде
началась революция, приведшая к падению династии Романовых и отречению Николая
II. Свои видением личности государя поделился историк, священник Василий
Секачёв. «Его воспитали очень верующим… Государь
безгранично верил в русский народ. А народ этот уже давно жил практически без
Бога, только формально оставаясь православным. В начале 1917 г. от Николая II
отреклись родственники и военачальники. Все командующие фронтами и флотами
(кроме адмирала Колчака) и все великие князья прислали ему в Ставку телеграммы,
что отречение необходимо. Известия о готовности встать на сторону царя прислали
только два человека –хан Нахичеванский, мусульманин,
глава Дикой дивизии, и генерал Фёдор Келлер, немец.
Государь испытал страшное потрясение и вынужден был принять роковое решение об
отречении, записал в дневнике: «кругом измена, и трусость, и обман». Тогда уже
отрёкся и народ. Ликование
на фронте было повсеместное, как на Пасху,
– это вы в любых воспоминаниях прочтёте. Между тем шёл Великий пост… Когда к власти пришло Временное правительство и отменили
обязательные богослужения на фронте, в храмы стало ходить только десять
процентов солдат. Армия перестала быть армией. В этих условиях он не сошёл с
ума, не наложил на себя руки, он предпочёл быть со своей страной до конца».
Объективность статьи в том, что знает процент ходящих
в храм. Но наивность в том, что, как священник, Василий Секачёв не
благовестник. Иначе бы он знал, что даже сегодня, при наличии такой реки
православной литературы и Священного Писания, из 300 крещёных только один
что-то знает о спасении. Ходить в храм и верить по Писанию – это далеко не одно
и то же. То, что царь погубил Россию, – это очевидно и очень зримо. А то, что
он спас душу свою, – это под большим вопросом, ибо невидимое ведомо только
Богу. Толкли о «святой» Руси, а на поверку, вместо «Боже, царя храни!» -
ликование, когда его не сохранили и отреклись от него. Почему не было ликования
при смерти Сталина, Петра Первого и Ивана Грозного? И
известие о расстрел царя народ воспринял совершенно спокойно – заслужил! По
Евангельским меркам царь был тёплый, но не горячий и ни холодный, и был извержен.
А у Бога мог быть принят. Сир.24:37
– «Великая слава – следовать Господу, а быть тебе принятым от Него —
долгоденствие». Прем.Сол.4:14 – «ибо
душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди
видели это и не поняли, даже и не подумали о том». Святость даруется не
людьми-канонизаторами, а Богом Иеговой. Рим.6:22
– «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш
есть святость, а конец - жизнь вечная». Царь был в заточении, как
Пушкин на одре смертельной болезни, и в это время он читал Библию, молился,
причащался и пострадал. Наказание плотскими родителями несёт пользу для
будущего, то тем более от Бога. Евр.12:10 – «Те наказывали нас по
своему произволу для немногих дней; а Сей - для
пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его».
Пересказать ли,
умолчать ли нам
О всех трагедиях, скатившихся на Русь.
Добавить уксусу к фольклору
и блинам,
Или неведенье да процветает
пусть?
Нам следует исследывать себя,
Свою историю, прошедшее примерить
На свой хребёт, и кто на нас сидят,
Какие вурдалаки, упыри и звери.
Да знает род
грядущий о беде,
Не враз
свалившейся, а исподволь пришедшей,
Подумать есть о чём и над
душой побдеть, –
Предвестниками бед вначале
будут шершни.
Когда Израиль получил удел,
Изгнавши прежние народы в Ханаане,
Песнь торжества народ тогда воспел,
Оставив память о кровавой бане.
Да знает род грядущий, да
запомнит
О том, как милостив Господь
их Иегова.
Спасает Он – совсем не лук
и кони,
Что Бог един и нет для них другого.
И заповедывать из рода в род, вовек,
И пересказывать о милостях Владыки,
Тогда ниспослан будет им успех,
И не ущерб в хвосте, а в голове
прибыток.
О том глаголы Ветхого
Завета,
О высшей милости – рожденье
Иисуса;
Как хором Ангелов в ночи
хвала воспета,
Волхвы как раз к пещере
доберутся.
Мы, чада Нового священного Завета,
Благовестим о Жертве на Голгофе.
Христос грядёт, о том кричат приметы,
Кусают шершни, нападают блохи.
Не умолчим, не скроем от
потомков:
«Спасенье душ в крови
Христа пречистой!»
За отступления наш Бог карал,
припомни,
Он раздаёт елей, а недругам - вино с горчицей. 24.02.07. ИгЛа