Вопрос 3852:
26 т. Как-то всё же непонятно, как будет после смерти – узнаем ли мы родных и
близких и сохранятся ли наши чувства там. Почему эта тема так тускло и невнятно
отображена в Библии? Не потому ли так много приходится измышлять по разным
мытарствам и житиям, что совсем не подтверждается Писанием?
Ответ:
Подробности описаны в Коране. Но доверять ли им? У нас есть такое: 1Кор.2:9-13
– «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не
приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог
открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из
человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так
и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а
Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от
человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого,
соображая духовное с духовным».
Нет! Мне не
верится, что мы воспоминанья
О жизни в гроб с собой не
унесём;
Что смерть, прервав навек и
радость, и страданья,
Нас усыпит забвенья тяжким
сном.
Раскрывшись где-то там, ужель ослепнут очи
И
уши навсегда утратят слух?
И память о былом во тьме загробной ночи
Не
сохранит освобождённый дух?
Ужели Рафаэль, на том
очнувшись свете,
Сикстинскую Мадонну
позабыл?
Ужели там Шекспир не помнит
о Гамлете
И Моцарт Реквием свой
разлюбил?
Не может быть! Нет, все, что свято и прекрасно,
Простившись
с жизнью, мы переживём
И не забудем, нет! Но чисто, но бесстрастно
Возлюбим
вновь, сливаясь с Божеством! 1885,
К.Р.
1Пет.1:12 – «Им
открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам
благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть
Ангелы». Ам.3:7 – «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей
тайны рабам Своим, пророкам».
Наивная и
страстная душа, ПАМЯТИ БЕЛИНСКОГО
В ком помыслы прекрасные
кипели,
Упорствуя, волнуясь и
спеша,
Ты честно шёл к одной
высокой цели;
Кипел, горел – и быстро ты угас!
Ты нас любил, ты дружеству был верен –
И мы тебя почтили в добрый час!
Ты по судьбе печальной беспримерен:
Твой труд живёт и долго не
умрёт,
А ты погиб, несчастлив и
незнаем!
И с дерева неведомого плод,
Беспечные, беспечно мы
вкушаем.
Нам дела нет, кто возрастил его,
Кто посвящал ему и труд и время,
И о тебе не скажет ничего
Своим потомкам сдержанное племя...
И, с каждым днём окружена
тесней,
Затеряна давно твоя могила,
И память благодарная друзей
Дороги к ней не
проторила... 1853. Н.А.Некрасов
Еккл.9:5 – «Живые
знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что
и память о них предана забвению». Иер.17:13 – «Ты, Господи, надежда
Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. «Отступающие от Меня будут
написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой»».
Плачу и рыдаю,
Рвуся и страдаю,
Только лишь воспомню смерти
час
И когда увижу потерявша
глас,
Потерявша образ по
скончаньи века
В преужасном гробе мертва
человека.
Не постигнут, Боже, тайны
сей умы,
Что к такой злой доле По Всевышней воле
Сотворенны мы Божества рукою.
Но, великий Боже! Ты и щедр
и прав:
Сколько нам ни страшен
смертный сей устав,
Дверь — минута смерти к
вечному покою. 1760. Сумароков
Сир.42:3-7 – «О,
смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в
силах, для престарелого и обремененного заботами обо всем, для не имеющего
надежды и потерявшего терпение. Не бойся смертного приговора: вспомни о предках
твоих и потомках. Это приговор от Господа над всякою плотью. Итак для чего ты отвращаешься от того, что
благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, — в аде нет
исследования о времени жизни».
Под землею слышен
ропот, Тихий шелест, шорох,
шёпот.
Слышен в небе трубный глас:
- Брат, вставай же, будят нас.
- Нет, темно ещё повсюду,
Спать хочу и спать я буду,
Не мешай же мне, молчи, В
стену гроба не стучи.
- Не заснёшь теперь, уж
поздно. Зов раздался слишком грозно,
И встают вблизи, вдали, Из
разверзшейся земли,
Как из матерней утробы,
Мертвецы, покинув гробы.
- Не могу и не хочу, Я
закрыл глаза, молчу, Д.С. Мережковский
Не поверю я обману, Я не
встану, я не встану.
Брат, мне стыдно – весь я
пыль, Пыль и тлен, и смрад, и гниль.
- Брат, мы Бога не обманем,
Все проснёмся, все мы встанем,
Все пойдем на Страшный Суд.
Вот, престол уже несут
Херувимы, серафимы. Вот наш
Царь дориносимый *.
О, вставай же, – рад не
рад, Всё равно, ты встанешь, брат.
* Дориносимый -
носимый на копьях. Образ заимствован
из древнеримской истории:
подобно тому, как дружина
поднимала на копьях
стоящего на щите царя, небесное
воинство несёт на копьях
Господа Сил небесных.
Евр.2:14-15,18 – «А
как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью
лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю
жизнь были подвержены рабству. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен,
то может и искушаемым помочь».
Весело бить вас,
медведи почтенные,
Только до вас добираться
невесело, —
Кочи, ухабины, ели
бессменные!
Каждое дерево ветви повесило,
Каркает ворон над белой
равниною,
Нищий в деревне за дровни
цепляется.
Этой сплошной безотрадной
картиною
Сердце подавлено, взор
утомляется.
Ой! надоела ты, глушь новгородская!
Ой! истомила ты, бедность крестьянская!
То ли бы дело лошадка заводская,
С полостью санки, прогулка дворянская?..
Даже церквей здесь почти не имеется.
Вот наконец впереди
развлечение:
Что-то на белой поляне
чернеется,
Что-то дымится,— сгорело
селение!
Бедных, богатых не различающий,
Шутку огонь подшутил презабавную:
Только повсюду ещё украшающий
Освобождённую Русь православную
Столб уцелел — и на нём
сохраняются
Строки: «Деревня помещика
Вечева».
С лаем собаки на нас не
бросаются,
Думают, видно: украсть вам
тут нечего!
(Так. А давно ли служили вы с верою,
Лаяли, злились до самозабвения
И на хребте своём шерсть чёрно-серую
Ставили дыбом в защиту селения?..)
Да на обломках стены
штукатуренной
Крайнего дома — должно
быть, дворянского —
Видны портреты: Кутузов
нахмуренный,
Блюхер бессменный и бок
Забалканского.
Лошадь дрожит у плетня почернелого,
Куры бездомные с холоду ёжатся,
И на остатках жилья погорелого
Люди, как черви на трупе, копошатся. 1863. Н.А.Некрасов
2Кор.1:9 – «Но сами в
себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя,
но на Бога, воскрешающего мёртвых». Ис.5:8 – «Горе вам, прибавляющие
дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как
будто вы одни поселены на земле».
Последнее стихотворение
Рюрик Ивнев (1891-1981) написал за несколько часов до смерти:
Из-под ног
уплывает земля, – Это плохо и хорошо.
Это значит, что мысленно
я От
неё далеко отошёл.
Это значит, что сердцу в
груди Стало тесно, как в тёмном углу.
Это значит, что всё
впереди, – Но уже на другом берегу.
Иов.7:17 – «Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твоё». Пс.143:3 – «Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нём, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?» Ис.10:15 – «Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает её? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!»