Вопрос 2607: 12 т. Как правильно пользоваться канонами
церкви? Их каждый тянет к себе и даже отвергают напрочь.
Нужно понимать буквально или искать духовную сердцевину в них?
Ответ:
Каноны – это вехи на Евангельском пути и они не вечны, никак не равны Писанию.
Каноны – хотя и писаны людьми, но могут быть трубами Духа Святого. Тем более,
толкования канонов далеко не сами каноны и уж никак не равноценны с Библией.
Григорий Граббе много потрудился в разъяснении
канонов: «Мне кажется, что представление о канонах, как о какой-то сухой и
мертвящей материи, происходит отчасти оттого, что их мало кто знает и
понимает по существу. Важно увидеть в них не только или не столько
регулирующий закон, сколько боговдохновенное творение, направленное к нашему
спасению. Каноны твёрдо устанавливают догматические и нравственные принципы, но
в своём применении оставляют широкое поле для пастырской чуткости и пастырского
усмотрения. Митрополит Антоний как раз учил нас искать в канонах принцип, а не
букву. Это документ прежде всего пастырский. Поэтому и Св. Григорий Неокесарийский
вопреки Вашему замечанию до известной степени укладывается в каноны, взятые из
его творений (12 правил). Ведь правила свв. отцов
большей частью писались не как законодательная формула, а в качестве архипастырских
разъяснений по разным случаям, а Вселенский Собор, оценивший переходящую за
пределы современности мудрую принципиальность этих
разъяснений, ввёл их в Книгу Правил. Беда не в правилах, а в тех людях, которые
и Св. Писанием пользуются с талмудической узостью. Те
проблемы, которые Вы указываете, совсем не так трудно канонически разрешить.
Вопрос о тайно крещёных нам уже приходилось практически разрешать. Конечно, в
иных случаях люди будут по неведению дважды крещены, но как раз каноны
указывают, что лучше это, чем оставить человека вовсе не крещеным». Ис.28:13 – «И стало у них словом
Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило,
правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут
навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены».
Ничего страшнее и глупее невозможно придумать,
как путь, каким пошли старообрядцы, которые
отвергают русский перевод Библии, не дав своего, как мыслится ими –
лучшего. А всё пытаются держать на канонах, из которых больше половины
ревностно нарушают, оправдывая себя необходимостью времени.
Несущая
конструкция везде,
На чём стоит, висит или
упёрлось,
Опорой мировой кресту, звезде -
Не вкралась пустота там или
подлость?
Фундамент здания достаточно ли прочен,
Не вымоет ли из-под
него грунтовая вода?
И притча говорит о том же, между прочим,
Кто строит на песке, тому капут-беда.
Насколько прочны балки надо
мной?
На них наложили сверх нормы
на полы;
Не дай Бог, треснет,
рухнет, подомнёт -
Заваркой станет горькая
полынь.
Удерживает тишину, порядок
Евангельский закон малоизвестный;
Он в совести - не вдалеке, а рядом,
Да будет в сердце не на последнем месте.
Несущая конструкция России:
Монархия, армады армий,
флот...
Обман, измена трусость подкосили
-
Сглотнул, переварил их
лысый кашалот.
Опора оказалась ненадёжной,
Весь род Романовых поставлен к стенке был.
Кого он удержал, сам породнившись с
ложью,
Когда евангельскую проповедь убил.
На монархизм не опирайся
сходу,
Как многие жестоко в нём
ошиблись, пожалели.
И не царям менять прогнозы
мировой погоды -
Не устояли перед масонами
ни Гитлер и ни Ленин.
Краеугольный камень есть Один,
Он Основание души моей и Церкви;
В Нём трещин и пустот
не разглядим,
Он Автор Библии - нам из неё и черпать.
Любовь к Творцу и к ближнему – вот гвоздь,
На нём висят все заповеди
Божьи;
С Иисусом будущность моя -
не на авось,
Сам Дух Святой фундамент тот заложил. 11.2.05. ИгЛа