Вопрос 3075:
16 т. Правда ли, что если на исповеди человек сознавался в политической
неблагонадёжности, то священники обязаны были доложить властям о нём?
Ответ: К величайшему стыду и позору для церкви – это
так. И официально было узаконено русским антихристом Петром 1. А вот если бы не
было частной исповеди, то и Пётр не посягнул бы на это богохульство. Церковь потеряла доверие к самому святому - к
исповеди. И в этом нет покаяния ни у МП, ни у РПЦз. Забайкальский миссионер
пишет о Читинской тюрьме до революции ещё о таком случае, каких же, конечно,
было больше.
Архимандрит Спиридон. Из
жур.«Христианская мысль», 1917г.
«Вовремя моей духовной
беседы из толпы арестантов вдруг я слышу: «Хорошо вам, сытому, одетому в
енотовую шубу, разводить нам мораль; вы бы обратились к начальству нашему,
чтобы оно хоть кормило нас лучше». Я, не обращая внимания, продолжаю свою
беседу. Только кончил, как слышу, арестанты окружили этого бедного арестанта и
уже поднимают кулаки на него. «Что вы, друзья, делаете?» – крикнул я. «Как он смел оскорбить вас, батюшка», –
раздались голоса. «Дорогие мои, если бы он мне сказал какое-нибудь оскорбление,
ведь он только на днях пришёл в тюрьму нашу, меня мало знает, а быть может,
приходилось ему в жизни сталкиваться со священниками». – «За них-то я вот и
осуждён на каторгу», – со слезами ответил арестант, который корил меня во
время моей духовной беседы. Я подошёл к
этому арестанту и при всех поцеловал его и поблагодарил его за прямолинейность.
Видя мой поступок к оскорбившему меня, по их понятию, арестанты были совершенно
обезоружены против него, а на меня смотрели как на дурака. Арестанты разошлись
по своим палатам, а я отправился домой. Этим арестантом я заинтересовался. На
следующий день я приезжаю в тюрьму и хотел видеть его, но его не было ни на
моих духовно-нравственных беседах, ни в этот вечер на всенощной. Уже через три
недели я случайно встретился с ним во дворе тюрьмы. Я его остановил: «Как, друг
мой, поживаешь?» «Ничего, хорошо», – нехотя ответил арестант.
«Мне хотелось бы с тобой поговорить и вообще по душе побеседовать». «Да и мне,
батюшка, хотелось поговорить с вами, да как-то стесняюсь». Мы условились с ним
встретиться в церкви. Наступил день праздничный, отслужил я им обедню, позвал
арестанта того в алтарь, и когда все вышли, мы приступили к взаимной беседе.
«Скажи мне, друг, за что ты обвинён?» «Ах,
батюшка. Тяжело мне даже об этом говорить, – начал арестант. – Я был учителем.
Воспитание получил православно-христианское. От пелёнок был религиозным. Начал
я увлекаться социалистическими идеями. Познакомился я с некоторыми немецкими
социалистами. Нужно сознаться, что социализму настоящему чего-то не доставало
существенного. В нём не было христианской души, если позволите так выразиться.
Меня крайне поражало то, что он, этот современный социализм, имел притязание
заменить собой христианство. Это меня как-то отчасти удерживало от него. Вы
знаете, все вожди и глашатаи социализма, они страшные враги христианства. Когда
я ездил в Германию и некоторое время жил там, я вынес очень горький осадок
относительно нашего русского государственного и церковного строя. На Страстной неделе Великого поста я пришёл в
церковь и пожелал в великую пятницу исповедоваться и причаститься святых Таин.
У нас было два священника. Я подошёл к протоиерею, ничего не подозревая, начал ему
исповедоваться. Во время исповеди я ему сказал, что я не верю в святость
Александра Невского, Владимира святого, царевича Дмитрия, Бориса и Глеба –
последние пали от острия меча из-за политических целей. Два первые свою святость
не оправдали своею жизнью. «Не верить в их святость – верх безбожия», – ответил
мне протоиерей. «Да, батюшка, я не верю им, не верю им ещё и потому, что от них
исходит война и насилие».Он разрешил меня от моих грехов, в субботу великую
причастил меня. А на третий день по его доносу меня арестовали, судили, лишили
всех прав, состояния и как политического ссылают на каторгу. Вы знаете,
батюшка, я после суда отрёкся от церкви и от всего христианства». Арестант
прослезился. «Мне было жаль, очень жаль христианства, но такого христианства,
где священнослужители через исповедь кающихся лишают всех прав и состояния
последних, я его проклинаю и не хочу о нём и думать. Что же это такое? Во что
священнослужители превратили таинство церкви Христовой?! Неужели Христос
установил таинство покаяния для того, чтобы им ограждать царей, королей и
предавать ужасным страданиям и тюремной, каторжной жизни людей, которые в этом
таинстве желают найти себе очищение грехов и помириться с Богом? Ах, Боже мой,
страшно подумать! Что же это за христианство, которое обслуживает всех самых
злейших бесчеловечнейших насильников мира сего и их опричников? Теперь я не
могу, не могу, мой милый батюшка, ходить в церковь и слышать только одно:
«благочестивый самодержец», «святейший синод», «христолюбивое воинство»,
«покорите под ноги его всяка врага и супостата» и т.д., для меня лучше бы
дохлая собака в алтаре была, чем я слышу эту боготворящую низость». Арестант
замолчал. Ему было тяжело. Затем он вздохнул и опять начал говорить: «Я ведь
себя не считаю анархистом, пусть власть была бы, пусть начальство существовало
бы, я против этого ровным счётом ничего не имею. Но зачем, зачем низводят
Христа на степень жалкого служки, Который обязан обслуживать этих насильников, кровопийц
и тиранов человеческой жизни.
Архиереи, им только давай деньги, награждай
орденами, дай им власть и тогда говори:
прощай христианство, идеалистическая утопия – недомыслие и невежество
галилейских рыбаков! Я вот как-то совестью мучаюсь, что отрёкся от
христианства». «Сын мой милый, не надо малодушничать, предайся терпению,
вспомни Христа: Он не проклинал мир, который
Его распял, а молился за него, наши проклятья людей есть признак нашей
беспомощности и крайней ограниченности нашей силы по отношению друг к другу.
Христос мог бы одной Своею мыслью уничтожить не только своих врагов, но и весь
мир превратить в совершенное небытие. И что же? Он молился за Своих врагов и не
противился злом злу. Вот в чём заключается непобедимая сила!» «Да, я сознаю это,
но у меня душа-то очень измята, вся изуродована, хотя я сознаю свою вину перед
Христом». «Поэтому, мой друг, вы страдаете не за свои политические тенденции, а
за свою веру в таинство покаяния! Отсюда, мой друг, вы страдаете за свою
свободу религиозную, дарованную нам с тобой
Самим Христом». «Неужели я косвенно страдаю за Христа?» «Да, друг мой, страдаете за Него». Арестант
опустил голову и мне было радостно видеть, как слеза за слезой скатилась с его
очей и падала вниз «Мне что-то становится легко и светло на душе. Неужели
вправду я страдаю за религию?» «Да, мой друг,
ты страдаешь за неё». Через дней пять после нашего разговора арестант
сам встретил меня и показал мне своё письмо, адресованное тому самому протоиерею
– своему врагу и верному стражу государственных интересов. Письмо было по
содержанию очень нравственное. В нём арестант убедительнейшим образом
благодарил отца протоиерея за его любовь к арестанту. Я прочёл это письмо, оно
поразительно было сильно. Арестант вручил мне его, чтобы я послал по назначению.
Ровно через неделю арестант этот пожелал исповедаться и причаститься святых
Таин. Мне после этого было очень радостно на душе, когда я увидел, что лицо
этого арестанта со дня на день становится светлее и светлее. Ни одной беседы,
ни одной проповеди он уже не пропускал.
Каждый праздник находился в церкви. Кроме сего, он стал упражняться
кроме церковной, в частной своей молитве. Помню, что Великим постом он три раза
причащался. Стал очень мало говорить. Я ему купил русское Евангелие, он
почему-то читал больше всего прощальную
речь Христа. Многие арестанты почувствовали к нему какое-то особое
уважение. Как-то он обратился ко мне и спросил у меня: как я понимаю Толстого?
Я ответил ему: если бы мир так понимал святое Евангелие, то он наполовину бы был
христианским. Арестант улыбнулся и, ничего мне на это не возражая, поклонился и
пошёл обедать».
Пс.51:3 – «Что хвалишься злодейством, сильный? милость
Божия всегда со мною». Пс.63:7 – «Изыскивают неправду,
делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до
глубины сердца». Еккл.10:20 – «Даже и в мыслях твоих не
злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что
птица небесная может перенести слово [твоё], и крылатая - пересказать речь
[твою]». Сир.20:8-9 – «Ни
другу ни недругу не рассказывай и, если это тебе не грех, не открывай; ибо он
выслушает тебя, и будет остерегаться тебя, и по времени возненавидит тебя».
Вам без меня,
поверьте, будет скучно,
Закисните в
старообрядчестве и в ряске,
Никто вас обличать не
будет, мучить,
Легко в беспечности
засохнуть и захряснуть.
Жизнь не стоит на месте, вдруг подкинет
Вопросов немудрёных и премудрых;
У вас нет Библии, а кондаки, прокимны
Не высветят, где интерес был шкурный.
Как прежде руки к вам не
протяну,
Не заложу ответ, как ногу в
стремя.
А ныне дай звонок в мою
страну,
Мне за ответ не начисляли
премий.
Мой белый лист на кромке у стола
У телефона сутками дежурит,
На рассмотрение несут свои дела,
В них крохи мудрости, а больше - горы дури.
Кому я более всего
надоедал?
Епископам, священникам,
монахам.
Я с вами в книгах, не
удалился вдаль,
Раскройте без предвзятости
и страха.
Настройтесь на посмертную волну,
Что вы оставите, за что не будет стыдно,
За что не проклянет вас ваш же внук,
И не потащат на эшафот, на дыбу.
Воспользуйтесь же мной,
пока я жив, –
Храмина разрушается так
быстро;
У вас коттеджи, джипы,
гаражи,
Но катастрофа рядом, словно
выстрел.
«О, ваша честь!» – бесчестных судей клан
Под благочиние с епископ все косят;
Кто обличит церковный их бедлам
И возжелает оживить все кости?
За сотни лет весенние ветра
Впервые потревожили болото.
Меня теряете, не ощутив утрат.
Я ратовал о душах и о плоти. 31.03.06 ИгЛа