Вопрос 3284:
19 т. Имел ли патриарх Тихон желание вернуться к апостольскому служению и
понимал ли он необходимость в благовестии?
Ответ:
Судить о патриархе Тихоне можем только по документам тех лет. Похоже, что
доходило до него с великим трудом, что сопротивление советской власти с оружием
в руках – бесполезно. Это он выразил в своём послании. От прежнего бойца ничего
не осталось. Но до полного осознания, за что эта беда постигла страну, он так
никогда и не дошёл. На богослужение на русском языке он так и не дерзнул.
ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО
ПАТРИАРХА ТИХОНА
К ЦЕРКВИ ОТ 18 ИЮНЯ / 1 ИЮЛЯ 1923 Г.
«Божией Милостию, Патриарх Московский и всея
Руси, архипастырям, пастырям и пасомым Православной Церкви Российской.
Возлюбленные отцы и братие, к вам обращаем мы слово в уповании, что оно найдёт
горячий отклик в сердцах ваших.
Тяжёлое время переживает Православная Церковь.
Появилось много разных групп с идеями «обновления церковного», о коих мы уже
высказывали своё мнение в предыдущем нашем обращении к православному народу.
Обновленцы эти бессознательно или сознательно толкают Православную Церковь к
сектантству: вводят совершенно ненужные церковные реформы, отступая от канонов
Православной Церкви. Никакие реформы, из принятых бывшим Собором, мы одобрить
не можем, за исключением нового церковного стиля и новой орфографии
церковной книги, что Мы и благословляем. Наряду с этим, пользуясь происходящей
у нас неурядицей в Церкви, Римский Папа всячески стремится насаждать в
Российской Православной Церкви католицизм и при поддержке польских властей уже
закрываются на территории Польши православные храмы, и многие из них превращены
в костёлы. Так, например, в одной Волынщине закрыто более трёхсот церквей и
оставлено всего лишь около пятидесяти. Разные сектанты - баптисты, евангелисты и другие, как
противники православию, также направляют все усилия, чтобы умалить значение
Православной Церкви, привлечь на свою сторону православных людей. Всем им Мы
заявляем, что Церковь Православная не даст себя превратить в сектантские
группы, и уповаем, что не отойдёт она ни на шаг от своего учения. Получив ныне
возможность возобновить свою прерванную деятельность служения Святой
Православной Церкви и сознавая свою провинность перед Советской властью
и народом Российским, выразившуюся в ряде наших пассивных и активных
антисоветских действий, как это сказано в обвинительном заключении Верховного
Суда, т. е. в сопротивлении декрету об
изъятии церковных ценностей, анафематствовании Советской власти, воззвание
против Брестского мира и другие, Мы, по долгу христианина и архипастыря, в сем
каемся и скорбим о жертвах, получившихся в результате этой антисоветской
политики. По существу виноваты в этом не только Мы, но и та среда, которая
Нас воспитала, и те злоумные люди, которые толкали Нас на эти действия с
самого начала существования Советской власти. Как враги трудового народа, они
стремились свергнуть Советскую власть через нашу Церковь Православную, для чего
меня, как главу последней, пытались использовать в этих целях.
Будучи бессильны побороть Советскую власть
открыто и прямо, они хотели добиться её уничтожения окольными путями, прибегая к Церкви и её
пастырям. Сознавая свою провинность перед Советской властью, я желаю, чтобы так
же поступили и те священнослужители, которые, забыв свой долг пастыря, вступили
в совместные действия с врагами трудового народа православного – монархистами и
белогвардейцами и одушевлённые одним желанием с ними стремились свергнуть
Советскую власть при помощи Церкви и для этого не чуждались даже вступить в
ряды белых армий. Как ни тяжело было сознавать в этом преступлении против
трудового народа Российского и Советской власти, но мы должны сказать хотя и
горькую, но истинную правду сию. Мы осуждаем теперь такие действия и заявляем,
что Российская Православная Церковь аполитичная и не желает быть ни «белой», ни
«красной» церковью. Она должна быть и будет Единой Соборной Апостольской
Церковью, и всякие попытки, с чьей бы то ни было стороны они ни исходили,
ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены.
Исходя из этих соображений, Мы в апреле месяце
1922 года на соединённом заседании Священного Синода и Высшего Церковного
Совета уже осудили заграничный Церковный Собор Карловацкий за попытку
восстановить в России монархию из дома Романовых. Мы могли бы ограничиться этим
осуждением владык, бывших на Соборе, во главе с Высокопреосвященным Антонием,
митрополитом Киевским, если бы они раскаялись в своих поступках и прекратили
свою деятельность в этом направлении, но нам сообщают, что не только не прекратили они своей
деятельности, но ещё более того ввергают Православную Церковь в политическую
борьбу совместно с явными, проживающими в России и за границей противниками
народа русского, участниками разных монархических белогвардейских организаций,
которые принесли стране немало несчастья и теперь не отказываются от своего
намерения восстановить в России монархию.
Пусть они хотя теперь смирятся и покаются
перед народом Российским в своих содеянных преступлениях. Иначе придётся
вызывать преосвященных владык в Москву и просить Советскую власть о разрешении
им прибыть сюда. Господь да умудрит всех нас искать каждому не своих сил, а
правды Божией и блага Святой Церкви. Смиренный Тихон Патриарх Московский и всея
Руси. 1 июля 1923 года». Известия 1923. 6 июля.
Ам.4:10 – «Посылал Я на вас
моровую язву, подобную Египетской, убивал мечом юношей ваших, отводя коней в
плен, так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши; и при всём том вы
не обратились ко Мне, говорит Господь». Иер.20:4 – «Ибо
так говорит Господь: вот, Я сделаю тебя ужасом для тебя самого и для всех
друзей твоих, и падут они от меча врагов своих, и твои глаза увидят это».
Исус Христос душой
скорбящей ловит
И внемлет рёву гибельных
речей.
Но и от тех, кто крест
готовит,
Не отвращает любящих очей…
Пришёл к Своим - не приняли Свои же.
(Где тот восторг от Иорданских струй?)
Пришёл к Своим - и слышит: ближе, ближе
Иудин шаг, несущий поцелуй.
Сад Гефсиманский. Факелы.
Проклятье.
Кинжалы. Колья. Топот.
Скрежет. Звон.
А где друзья? Где сёстры?
Где же братья?
Глухая ночь, а в ней -
синедрион.
Он исцелял. Он поднимал из гроба.
(Ужель из памяти истёрлись эти дни?)
Уснуло сердце... Ожила утроба,
Орущая: Распни Его! Распни!
Пришёл к своим - свои же и
предали.
(Пустыня, мрак - ни
звёздочки вдали)
Лишь женщины, осмелясь,
зарыдали,
Когда Его на холм тот
повели.
Исус Христос - любви безмерный образ!
Ты на Кресте! (И птицы не поют).
Кричит народ. Копьём пронзили ребра.
И уксус вместо влаги подают.
Издевка. Злоба. Ярость.
Исступленье.
(О, если б знал один хоть
иудей),
Что смерть Христа и было их
спасенье,
Что, умирая, спас Он всех людей. (Гриханов В. П.)