Вопрос 3777:
26 т. Если Слово Божие не было распространено на Руси, то как же могли учить
своих прихожан священники?
Ответ:
Да никак. Главное же - богослужение и как можно чаще исповедоваться и как можно
чаще причаститься. А дальше всё идёт по обычаю мира сего. Священники и тогда
были замордованы архиереями, а архиереи состояли на службе у царей, которые
выворачивали совсем уж не в ту сторону, хотя и числили себя православными. Вот
так дело и обстояло. Император, русский антихрист Пётр I направляет в Сибирь
своего послушного клеврета из хохлов. Специально подбирали таких, кто был
предан царю до последней волосинки на своём теле. До этого Пётр пожелал
отправить туда и чтобы навести порядок со староверами, Димитрия Рост. (Туптало).
Подбирал же гонитель по признаку ненависти к староверам, ибо у этих выходцев с
Украины не было ни малейших зацепок в памяти быть милостивыми к «раскольникам»,
ибо там, на их родине, не было старообрядцев. Писания не было и не учили
ничему. Димитрий не поехал якобы по болезни и в связи с отдалённостью от
библиотек, ибо боялся не дописать «Жития святых». И даже этот отказ Пётр ему
простил, а на его место снова берёт с Украины, но исключительно мирского
человека, театрала, не знавшего, что такое миссионерство и как вести себя с
теми, кто с ним не согласен.
Архимандрит Тихон (Бобов).
«Апостол Сибири».
Стр.34. В начале 1702 года,
приближаясь к Тобольску, преосвященный Филофей обозревал все встречавшиеся на
пути церкви своей епархии, начиная с Урала, знакомился с духовенством, отмечал
встречавшиеся недостатки и непорядки. «Егда грядущим нам из царственного града
Москвы, – писал святитель иркутскому архимандриту Максиму, – приидохом в
сибирские страны и видехом в церквах Божиих великое нестроение. Такожде и от
посланных нами духовного чина людей в ближние верховые города и уезды для
досмотра в св. церквах, о том же нестроении подлинно известившееся, какое в них
нестроение, не леть и писанию предати» (невозможно даже на бумаге выразить).
Стр.35. Крестить
священникам повелено до вкушения пищи и пития. Запрещалось отпевать не только
опившихся и самоубийц, но и утонувших во время купания играючи, упавших с
качели, убитых во время разбоя и воровства… Духовенство сибирское
необразованно. Не позволять монахам и монахиням жить и бродить в мире.
Производить выходы из алтаря северными, а не южными вратами. Кадить, ходить при
крещении и при совершении Таинств и треб не по-раскольничьи, а против солнца,
т.е. к востоку… Миряне не знают простейших молитв, грешат против
заповеди о целомудрии, унаследовав этот порок от первых поселенцев-казаков,
безженственных и бессемейных насельников Сибири. Раскол постоянно отторгает от
церкви сотни и даже тысячи людей, предавая их огню. Местные инородцы остаются
до сих пор без христианского просвещения. Магометанство не только не
ослабевает, но увеличивается из-за привлечения к исламу
идолопоклонников. Вотчины архиерейского дома при святителе Филофее тоже пришли
в лучшее состояние: в них определены опытные управители, и хлеба теперь было
достаточно и даже в изобилии. Люди отвыкали от общественных богослужений.
Практически не говели и не причащались. Неизбежно охладевали к христианской
жизни и становились лёгкой добычей раскольников. За 25 пребывания в Сибири
Филофея, количество церквей увеличилось до 448. В 1700 году по царскому указу
прекращены выдача красного вина, ладана и воска. Заботясь о церковном
благолепии, митрополит Филофей исходатайствовал у императора восстановления
этого обычая, который существовал издревле. Священников катастрофически не
хватало. А те, кто были, отличались полной необразованностью в духовных
вопросах, отчего и допускали различные канонические нарушения.
Стр.39. Чиновникам за
притеснения священнослужителей государь грозил строгим судом. А кроме того необходимо
было начинать проповедь среди идолопоклонников и магометан. Филофея считают
основателем первого в Сибири театра. И в 1705 году составил первую его
постановку. Владыка сам писал комедии, трагедии, драмы для своего детища и
ученики архиерейской школы приучались через участие в выступлениях к свободному
произнесению проповедей. Для увеселения и назидания жителей ставили их. Охотник
владыка был до театральных представлений, славные и богатые комедии делал и когда нужно было на комедии
собираться, тогда владыка в соборные колокола благовест производил. Театры были между соборною и Серигевскими церквами. А
раскол всё умножался.
Стр.42. С горячностью
малоросса он просил Петра 1: «Церковных раскольников, отступивших от святыя
Церкви и в упрямстве необратно стоящих, истреблять, а
прочих же церковных же раскольников, где явятся, всякими наставлениями
приводить до соединения святыя церкви, а непокоряющихся, домы их разграбляти
на Великого Государя, а их смерти предавати». Разрешение последовало в
духе того времени: «которые раскольники, собрав люди, сожигали… таким ворам,
хотя и покаются, без всякия пощады, во страх иным, таким же ворам, сжечь»…
Стр.21. 6 янв. 1679 г. в
пламени сгорело до 1 700 староверов (по сведениям Н.А.Абрамова – 2700). В
1682 году в Утяцкой слободе сожгли себя 400 человек; в 1686 г.в пустыни
Верхотурского уезда – 100 человек. На пасху 1686 г. во время заутрени в селе
Каменка Тюменского уезда сгорела церковь и 250 человек. (перечисляются церкви и
где были сожжены староверами)…
К 1740 году на Камчатке
существовали 4 церкви, а крещёных камчадалов не было 100 человек. В неуспехе
миссии виновны были не сами миссионеры, а покорители Камчатки – грубые и
безнравственные казаки, чинившие притеснения камчадалам… Самих остяков и
вогулов от мала до велика царь повелел крестить. Тем, которые пожелают
креститься, простить все недоимки прошлых лет и выдать из казны кафтаны,
рубашки и хлеб по рассмотрению. Их князьям предложить креститься. И если
изъявят желание, то обнадёжить их царской милостью, но насильно не крестить…
Беседовали с главным ламой, вокруг которого было около двух тысяч лам… Принесли
Филофею оттуда и письмо: «старому ламе (священнику). Великому ламе, над ламами
ламе, Филофею, ламе челом бью и прочая». «Вероятно силы миссионеров были
недостаточны для такого трудного подвига».
Для покрытия сараев по изготовлению кирпичей привезли 2 тысячи возов соломы. И в 1708 году было изготовлено 114.200 кирпичей. Хорошие были иконы, которые поражали молящихся при взгляде на них. Было два пророчества у Филофея: когда велел запрягать в сани, и ночью пошёл снег, и когда рыбаки сокрыли большую рыбу и он сказал им: «Детки здесь, а где матка?» - и рыбаки отдали две большие нельмы. Сам архиерей любил рыбачить… Когда же стал чувствовать приближение смерти и просил похоронить его при входе в Тюменскую обитель, чтобы люди попирали его могилу, как соль, потерявшую силу. 31 мая 1727 г. на 77 году почил. Поток паломников не иссякал к его гробу в течение почти двух столетий. Люди с нуждами и скорбью приходили на его могилу, служили панихиды и получали просимое. Крестил около 50 000 инородцев». Таков апостол Петра I. Мы только случайно узнаём тайные приказы царей против исконных жителей, приверженцев той старины, какую привёз князь Владимир. Прем.Сол.12:5 – «безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях». 3Макк.5:31 – «Царь же, полный сильного гнева, с нечестивым замыслом, вышел целым походом со зверями, желая по жестокости сердца видеть собственными глазами плачевную и бедственную гибель упомянутых людей».