О молитвенном почитании и призывании Пресвятой Богородицы
Мф.1:23
– «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что
значит: с нами Бог».
Ис.7:14
– «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит
Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».
Лк.1:46-50
– «И сказала Мария: величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге,
Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут
ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и
милость его в роды родов к боящимся Его».
Святая Церковь
Христова чтит пресвятую Богородицу выше всех святых, выше бесплотных сил
небесных, почитает и величает Ее как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без
сравнения (воистину) Серафим», родившую нам Богочеловека Христа, воплотившегося
от Нее и Духа Святого, Спасителя мира, – и, исповедуя Ее Приснодевою в
Рождестве и по Рождестве, девство сохранившую, ублажает Ее как Матерь Господа и
умоляет Ее «о помощи и заступничестве пред престолом Ее Сына, за весь грешный
мир». 2Пет.1:21 – «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле
человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимые Духом
Святым». Мф.1:23 – «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут
имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог».
Иез.44:2
– «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой
человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут
затворены». (Лк.1:41-49 – прочитать).
Разбор возражений
сектантов.
1.
Сектант:
Иер.44:17
– «Но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить
богине неба и возливать ей возлияние, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши
и князья наши».
Православный:
В приведенном месте
говорится о тех иудеях, которые оставили Господа и стали служить Ваалу и
Астарте в земле Египетской (стихи 1,8), принося им в жертву и мужей и
жен, взрослых детей и младенцев (стих 7), и к верующим в истинного Бога
христианам, конечно относиться не может. Астарта — божество сидонское (3Цар.11:5),
считавшееся «богиней неба», которой язычники приносили человеческие жертвы,
сопровождавшиеся блудом.
Совратившиеся в
идолопоклонство иудеи построили Астарте, подле храма Иерусалимского, особые
дома блудилищные, а изображения Астарты поставили в храме Господнем, но его
оттуда вынес царь Иосия (4Цар.23:4-7). Богиней неба Матерь Божия нигде
не называется.
2.Сектант:
Мф.12:48-50
– «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя, и кто братья Мои? И
указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь моя и братья Мои; ибо
кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь».
Православный:
Приведенные слова
вовсе не говорят о том, будто бы Он не оказывал особого уважения Своей Матери.
(Ин.1:12,13 – «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал
власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от
хотения мужа, но от Бога родились»; 1Ин.3:1 – «Смотрите, какую любовь
дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает
нас, что не познал Его»; 1Пет.1:22-23 – «Послушанием истине чрез Духа,
очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от
чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова
Божия, живаго и пребывающего вовек»). По человечеству же Своему,
Христос «был в повиновении» у Матери Своей (Лк.2:51),
исполнял Ее просьбы (Ин.2:1-10), любил Ее и заботился о Ней, даже вися
на кресте (Ин.19:26-27).
3.Сектант:
Не должно оказывать
особое почитание Матери Иисуса, ибо Она была обыкновенная женщина, имевшая
кроме Иисуса других детей, будучи женою Иосифа.
Ин.19:26
– «Иисус, увидев, Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит
Матери Своей: Жено! се, сын твой». Мф.13:55 – «Не плотников ли Он сын?
Не его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда»? Мф.1:24-25
«Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял
жену свою, и не знал Ее, как наконец она родила Сына Своего первенца, и он нарек
Ему имя: Иисус».
Православный:
Божья Матерь не была
обыкновенной женщиной, а была до рождения и после рождения Христа, Пречистой
Девою. (Лк.1:26-35; Ис.7:14; Иез.44:2; Лк.1:34,35) — прочитать.
«Кого же как не
Марию обозначают эти врата; они заперты потому что Она —Дева. Итак, врата
обозначают Марию, через которую Христос вошел в этот мир, явившись от
девственного рождения и не повредив ключей девства» св. Амвросий
Медиоланский.
Божья Матерь
называется «женой» не потому, что Она имела мужа, но в смысле «женщина» вообще,
как и слово «муж», в смысле мужчина, обозначающее пол. (Деян.1:10-16; 2:14;
5:35; 13:15; 19:35,37; Пс.1:1; Ин.20:13-15) — прочитать.
Братьями Господними
названы дети не Марии, а Иосифа. Но так как Иисуса называли сыном Иосифа, то и
сыновей Иосифа называли Его братьями. (Мф.13:55-56; Мк.3:31-34; Лк.8:19-21;
1Кор.9:50 прочитать.
Из предания историк
Есевий (II в.) удостоверяет, что Клеопа был единственный брат Иосифа,
следовательно Мария Клеопова была невесткой Богоматери, а невестки в наши дни
называют друг друга сестрами (Тов.6:1; 7:11; 8:7).
Мария Клеопова —
мать двоюродных братьев Иисуса (Мф.27:55-56; Лк.8:1-3). Братья Господни
не называют себя братьями Его, а «рабами» (Иак.1:1; Иуд.1:1).
Иисус «Первенец» (Мф.1:25;
Лк.2:7), так же как у Бога – израильский народ — единственный, избранный,
первенец (Исх.4:22; Втор.18:15-17; Мф.1:26).
«Доколе» так же как
и «от века до века Ты есть» – Пс.89:120, но тем не
полагается предел.
4.Сектант:
Деян.4:12 – «Ибо
нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам
спастись». 1Ин.2:1 – «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не
согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса
Христа, Праведника». Рим.8:34 – «Христос (Иисус) умер, но и воскрес: он
и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». 1Тим.2:5 – «Ибо един Бог,
един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».
Православный:
Что люди могут
спасать людей, то это видно из иных мест Св. Писания. Рим.11:14 – «Не
возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?»
1Кор.9:22 –«Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере
некоторых». 1Кор.7:16 – «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или
ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» 1Тим.4:16 – «Вникай в себя
и в учение, занимайся сим постоянно; ибо так поступая, и себя спасешь и
слушающих тебя».
Мы знаем, что
Христос — единый Посредник, единый Ходатай перед Богом, Кровию Своею за грехи
всего мира, но за грехи отдельных людей может быть много ходатаев: Богородица,
святые угодники, Ангелы.
За апостола Павла
ходатайствовали коринфяне (2Кор.1:9-11).
Фил.1:3-4
– «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой
молитве моей за всех вас принося с радостию молитву (мою»). 1Фес.5:25 «Братия!
Молитесь о нас». 2Тим.1:3 – «Благодарю Бога, которому служу от
прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах
моих днем и ночью».
5.
Сектант:
Суд.
5:24 – «Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Канеянина,
между женами в шатрах да будет благословенна!» Богородицу
тоже называют благословенною.
Православный:
Иаиль названа
благословенною за то, что убила Сисару – врага израильского, и названа
благословенною только «между женами в шатрах», а Божия Матерь названа благословенною
за то, что обрела благодать у Бога и родила Спасителя мира, избавившего нас от
смерти вечной. (Евр.2:13-16; 1Фес.2:13-16; Гал.4:6) – «Послушанием истине
чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг
друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от
нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек. Вот почему
Божия Матерь называется благословенною между женами всего мира. Вот почему Ее
должны «ублажать все роды» до скончания мира.