Об иконопочитании
В земле Сеннаар люди
нашли равнину, и решили построить башню (Вавилонскую), и рассеял их Господь
оттуда по всей Земле (Быт. 11:1-9), посему имя городу дано Вавилон
(смешение). От сотворения Адама до потопа прошло 1656 лет. От потопа до
построения башни Вавилонской, до смешения языков прошел еще 721 год. Значит от
сотворения Адама до возникновения разных языков, в том числе и
русского(условнно, что будто бы язык не изменялся) прошло 2377 лет:
1656+721=2377.
От сотворения мира и
до построения башни, язычников на земле не было в течении 2377 лет (от Адама),
до этого дня был один язык. От Адама до Христа прошло – 5508 лет. Но вследствие
наказания Божьего за богопротивное дело – устройство города и башни, люди стали
говорить на разных языках и не понимали друг друга. Люди группировались по
языку и так образовались народы-язычники. Христиане же появились из язычников
спустя еще 3131 год. Согласно этой хронологии мы можем совершенно точно
сказать, сколько лет русскому языку, так же, как и другим. 3131+2002=5133 года.
Быт.11:4 –
«…и сделаем себе имя» – здесь уже противление воле Божией,
самонадеянность и гордость привели людей к совершенному отчуждению от Бога. Быт.
3:5 – «…и вы будете как Боги» – сказал диавол жене – Еве, что
равнозначно «сделай себе имя».
Следовательно, явную
и преступную ложь говорят о православных сектанты, называя нас язычниками.
1Ин.2:21 –
«Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы
знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины». Рим.2:1 – «Итак
неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким
судишь другого, осуждаешь и себя, потому что судя другого, делаешь то же». Всё
это для того, «чтобы вы могли отличать священное от не священного и
нечистое от чистого» – Лев. 10:10. 2897 наций в мире
насчитывается ныне – это всё язычники.
Иак.2:20-26 –
«Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не
делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла
совершенства? И исполнилось слово Писания: «Веровал Авраам Богу, и это
вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
Как божественная, по
происхождению своему, душа всегда ищет Бога, и стремится к Нему.
Быт.
2:7 – «И создал Господь Бог человека из праха земного, и
вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Язычники
и многобожники – одно и то же. Если укажут нам на иконы, то спросим их: «Разве
Бог Отец, лик которого изображен на иконе – ложный Бог; разве голубь
(изображение Духа Святого) не показался так. Разве Бог перестанет быть Богом от
изображения лика на иконе? Мы никогда икону не называем Богом, а образом. Икона
(маленькая) – образок. Изображенный на картине человек не перестал быть
человеком, равно и изображенный на фотографии.
Идолы
и кумиры
Идолом и кумиром
называется изображение ложного бога в камне, в дереве, в металле, в красках или
каким-то другим способом. Эти-то изображения ложных богов и почитали язычники
за живых богов. Слово Божие называет их:
Пс.95:5
– «Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса
сотворил».
Ис.44:9
– «Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не
приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не
разумеют, и потому будут посрамлены».
Кто же из христиан
признает икону за живого Бога? А ведь в идолах само изваяние было полагаемо,
как Божество. Никто из христиан не говорит: «Св. икона, спаси меня.» Если иконы
сделаны из одного и того же материала, как идолы, то это не значит, что икона
через это делается идолом. Из одного и того же материала, человек и животное,
но кто же на основании этого приравняет их. Из одного и того же материала
Библия и книги другого содержания, но ты одно будешь хвалить, а другое хулить.
Животные на иконах
изображаются не для того, чтобы им поклоняться, но чтобы верно представить
историческое событие. Вот как возникало идолопоклонство.
Иер.2:27 – «Говоря
дереву: «Ты мой отец», и камню: «ты родил меня», ибо они оборотили ко Мне
спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить» «встань и спаси
нас!» Ис.44:17 – «А из остатков от того (дерева) делает
бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним, и молится ему, и
говорит». Рим. 1:21-25 – «…и поклонялись и служили твари
вместо Творца». Ис.42:17 – «Тогда обратятся вспять и
великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие «истуканам: «Вы – наши
боги».
Дан.
3:14 – «Навуходоносор сказал им: «с умыслом ли вы, богам моим
не поклоняетесь и золотому истукану, который я поставил, не служите». Пс.113:12
– «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них
уста, но не говорят: «Есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не
слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть
у них ноги, но не ходят, и они не издают голоса гортанью своею».
Внешний
вид идолов или кумиров, их значение – как ничто
1Кор.10:20
– «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу». Гал. 4:8 – «Но
тогда, не знавши Бога, вы служили богам, которые в существе не боги». Иер.10:14-15
– «Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий
плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа.
Это совершенная пустота, дело заблуждения».
В том, что идолы или
кумиры были простой выдумкой язычников, убедимся когда узнаем, какие идолы были
у язычников.
1. Ваал – 4
Цар.23:4-5; Иер.19:5 Ис.17:8
2. Вил – Дан.
14:3; Иер.51:44.
3. Молох –
Пс.105:19-39; Ам.5:26;
4. Ремфан – Деян.7:43.
5. Артемида – Деян.19:35.
6. Астарта – 4
Цар.23:6-7; 10-13. Ис.17:8.
7. Хамос – 3
Цар.11:7.
8. Ермий – Деян.14:12
и др.
О них никто не
сказал, что они сотворили полезное или вредное.
Иер.10:5
(до 15) – «Они – как обточенный столп, и не говорят; их
носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить
зла, но и добра делать не в силах». Ис.44:10 – «Кто сделал
бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы?»
Зная, таким образом,
что такое идол или кумир, нельзя их сознательно смешивать с иконами. Возьмем икону
«Рождества Христова», и спросим, как назовут они ее; если идол, то
изображенного на ней никогда не существовало и нет, но это пустая выдумка
человечества, если же они в душе верят в это, а не на картинках; то от этого
сущность дела не меняется. Если иконы – идолы, то останутся они таковыми же,
независимо от того, будут они повешены на стене или будут только представляемы
в уме.
Идолопоклонство
Язычники, забыв
единого Бога, Истинного, выдумали много ложных богов, поклонялись тем, что
имели под рукою; а так как кроме страстей не имели ничего, то и богам своим
служили страстями. Согласно греческой мифологии, боги на Олимпе, вели себя
столь же беспутно, как и люди: распутничали, воровали жен, пожирали детей; так
например Астарта изображается в виде нагой женщины, в самом чувственном образе
и считавшаяся божеством половой любви и плодородия. Служение совершалось
блудом.
4 Цар. 23:6-7
– «И вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим, к
потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее
на кладбище общенародное». Пос. Иер.42:43 – «Молоху,
имевшему вид быка, поклонялись и служили тем, что приносили детей своих в
жертву, проливая кровь невинную». Пс.105:37-38 – «И
приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь
невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву
идолам...». 4 Цар. 17:17 – «... и проводили
своих сыновей и дочерей своих через огонь, и гадали и волшебствовали».
Вилу старались
угодить тем, что ежедневно приносили ему в пищу 10 больших мер пшеничной муки,
40 овец, вина 6 мер. Дан. 14:3 а служители – «... под столом
сделали потаенный вход, и им всегда входили , и съедали это».
Прем.
14:23-24 – «Совершая детоубийственные жертвы или скрытные тайны,
или заимствованные от чужих обычаев неистовые пиршества, они не берегут ни
жизни, ни чистых браков, но один другого или коварством убивает, или
прелюбодейством обижает».
Рим. 1:25
– «Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и
служили твари, вместо Творца». Рим. 6:21 – «Какой же
плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их
– смерть». Как же, после этого почитание икон можно назвать
идолопоклонством? Какими страстями сопровождается полонение перед иконами и
какому греху научает нас иконопочитание? Напротив, не о Боге ли и Его
неизреченной любви напоминают иконы? Если же взгляд на Спасителя и на Его Крест
приносят пользу (Числ. 21:8-9; Ин. 3:14-15), то каким образом
это может превратиться в идолопоклонство, если взгляд на иконы будет не просто
праздным, а с желанием довести до Бога свои мысли и чувства, с надеждой. Не
ясно ли видна путаница в головах тех, кто не может отличить идола от иконы.
Еврейский
народ
Как быстро
распространилось в роде людском многобожие, идолопоклонство, слово Божие нам не
говорит. В 1656 году от сотворения мира (Адама) был потоп, а через 721 год
после – столпотворение народ (человечество) настолько развратился, что угодно
было Господу избрать человека достойного и от него произвести особый народ, в
котором бы и сохранилась истинная вера в единого Истинного Бога. Этот человек
Авраам, а народ от Него произошедший – народ еврейский.
Быт. 12:1-4
– «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от
родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я
произведу от тебя великий народ…». Как твердо держался этот народ?
Видим, что не устояли евреи против заразы язычества, они усвоили их богов и
образы поклонения. (Быт. 31:19; 30;32;34; 35:2
1 Царств. 19:13) Исх.3:9 – «И вот, уже вопль сынов
Израилевых дошел до Меня и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне». Быт.35:2
– «И сказал Иаков дому своему и всем, бывшим с ним: бросьте богов чужих,
находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши». Бог
открылся евреям, живущим среди египтян, как Сущий – Иегова, то есть всегда
существующий, а остальные боги вымышленные. А узнанные боги в Египте, не ваши
боги, а чужие. «Вот Мое Имя во веки, в роды...» Господь,
оставаясь их Богом навсегда, повелевает бросить тех богов, которых нашли в
Египте и даже забыть о них, но евреи и вспоминали и делали их (Исх.32 гл.;
Деян.7:41). Где недавно были трепет и ужас, дым и громы в «присутствии»
Самого Бога, там евреи сделали египетского идола-быка; вот почему Господь и
дает им первую и вторую заповеди. Отсюда становится ясно, что вторая заповедь в
десятисловии на скрижалях, направлена против ложных языческих богов, то есть
идолов. Как же после этого смотреть на тех людей, которые говорят, что вторая
заповедь запрещает иметь иконы? Идолы есть ложь, а иконы есть истина, на них
изображается то, что было и есть в действительности.
Доказательства
сектантов о том, что всё, что говорится об идолах, это говорится об иконах –
есть умышленное извращение Св. Писания на собственную погибель. Разве были
иконы в то время, когда люди не знали истинного Бога? А если не знали, то как
бы изображали то, что не знали? Если были изображения как у Иакова (Быт.
35:2), то языческие, а так как икон не было тогда, то не было нужды
запрещать их, так как запрещается то, что имеется или делается. Если так даже
по-человечески делается (разумеется ), то тем более Бог не мог поступать
вопреки здравому смыслу.
Священные
изображения в Ветхом Завете
Золотая дощечка.
Исх.28:36
– «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и
вырежь на ней, как вырезывают на печати: »Святыня Господня». А
Премудрый говорит: на этой дощечке величие Твое. Значит, золотая дощечка была
печатью или оттиском изображения Святого, и Великого Имени Божия.
Херувимы.
Исх.25:18-22 –
«И сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих
концах крышки. Сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с
другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее. И
будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими
крышку, а лицами своими будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов».
Что это, как не изображение?
Исх.26:1
– «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой,
пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою»,
2Цар.6:2 – «И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала
Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа
Саваофа, сидящего на херувимах». 3 Цар.6:29 –
«И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и
пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне».
3 Царств.
6 глава – подробное описание Храма Соломона.
Камни.
Исх.28:11
(12:13) – «Через резчика на камне, который вырезывает печати,
вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда». Исх.28:13;
17:21; 39:6,7,10-14; 24:4, Исх.30:29 – «И освяти их, и будет святыня
великая, все прикасающееся к ним, освятится». Господь, запрещающий
идолов, повелевает сделать священные изображения. Для чего же Господь не только
повелел делать изображения, но и почитать их? Исх.21:1 – «И вот
законы, которые ты объявишь им: «...» – далее в главах 21, 22,23
– идет перечень законов.
Исх.24:5
– «И пошел Моисей, и пересказал народу все слова Господни
и все законы». Исх.25:1-9 – «И сказал Господь Моисею,
говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого
человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне. Вот приношения,
которые вы должны принимать от них; золото и серебро, и медь, и шерсть голубую,
пурпуровую и червленную, и виссон, и козью, и кожи бараньи красные, и кожи
синие, и дерева ситтим, елей для светильника, ароматы для елея помазания и для
благовонного курения, камень оникс и камни вставные для ефода и для наперсника.
И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их. Все, как Я показыю
тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте». Исх.25:40
– «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе». Лев.8:26
– «А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои...». Лев.18:30
– «Итак, соблюдайте повеления Мои». Лев.19:19 – «Уставы
Мои соблюдайте: ...»
Лев.19:37
– «Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои, и
исполняйте их. Я Господь». Лев.20:8 – «Соблюдайте
постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас». Втор.5:1
– «... слушай, Израиль, постановления и законы». Втор.4:40
– «И храни постановления Его и заповеди Его...». (Глава 5) Втор.6:1 – «Вот
заповеди, постановления и законы. которым повелел Господь, Бог ваш, научить
вас...» Втор.6:24 – «И заповедал нам Господь исполнять все постановления
сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего».
Пс.88:31-35
– «Если сыновья его оставят закон Мой, и не будет ходить по заповедям Моим;
если нарушат уставы Мои, и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие
их и ударами – неправду их; милости же Моей не отниму от него, и не изменю
истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю «того, что вышло из уст
Моих». Пс.118:1,2,4,8 – «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе
Господнем. Блаженны хранящие откровения Его... Ты заповедал повеления Твои
хранить твердо... Буду хранить уставы Твои...» Из
этого следует, что законы и заповеди, уставы и постановления, в очах Божиих,
имеют равное значение. Называющие иконы идолами, лжесвидетельствуют на Бога,
будто Он Сам ввел людей в идолопоклонство.
Господь Бог,
запретив идолов и кумиров, повелел сделать священные изображения, тем самым,
Сам же полагает между ними различие. Господь не показывает на горе идолов, как
несуществующих, а изображения показывает, как истинные; одно – мерзость
(идолы), другое (иконы) – святыня великая, освящающая собою всё, что будет
прикасаться к нему. Делая такое различие между идолами и иконами, Господь
строго заповедал, сказав: Лев. 10:9-10 – «Это вечное
постановление в роды ваши; чтобы вы могли отличать священное от не священного и
нечистое от чистого».
Храм
Соломона
2Пар. 1:1
– «И утвердился Соломон, сын Давидов, в царстве своем; и Господь, Бог его,
был с ним, и вознес его высоко». 2Пар. 2:1 – «И положил Соломон
построить дом имени Господню и дом царский для себя». И начал
Соломон строить дом Господень в Иерусалиме...
Внутреннее
убранство Храма:
2 Пар.3:1-14;
4:1-5, 15, 21; 5:1-8; 2 Цар.6:18-35; 7:23-29; 8:6,7.
Мало того, здесь
были и такие изображения, которые священного значения не имели: волы, львы,
пальмы и подобие огурцов, а однако за идолов не почитались.
3Цар.7:29
– «На стенках, которые между наугольниками, изображены были львы, волы и
херувимы; также и на наугольниках, а выше и ниже львов и волов – развесистые
венки». 3Цар.6:29 – «И на всех стенах храма кругом сделал резные
изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне».
3Цар.6:18 – «На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и
распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было». 3Цар.7:24
(огурцы). Слава Господня наполнила этот Храм (2 Пар.
7:1-12). Моисей, Давид и Соломон со всем народом Божиим, имели у себя
иконы.
Сектанты напирают
всегда на то, что сходен-де материал, из которого сделаны идолы и иконы, и
очень уж похоже описание идолов. Всё так, как будто про иконы написано. Идол и
иконы, из одного и того же материала: Ис.40:19-20, Ис.44:13-17; Деян.7:43 и
3 Цар.6:23, Исх.36:35; 2Пар.2:14 (но иконы – это не идолы).
Храм ведь тоже
строился руками, а не ногами, и он ведь не идольское капище. Звери и люди изображаются,
но им нельзя служить, как Богу.
Иез.8:10;
Деян.7:41; 3Цар.7:29 и даже змея Господь повелел (изобразить) сделать Моисею (Чис.21:8-9),
но потом почитание змея было уничтожено (4 Цар.18:4), т.к. ему уже
дали имя «Нехуштан». И иконы никто не почитает за живых богов, а лишь за
изображения.
Священные
изображения в Храме Зоровавелевом и принятие их Христом и апостолами
Храм Соломонов через
400 с лишним лет был разрушен, евреи взяты в плен вавилонский, за 585 лет до
Рождества Христова. 2 Ездры 1:54
На месте Храма
Соломона был построен после возвращения из плена новый храм, называемый по
имени строителя – Зоровавелевым (Зоровавель).
Описание Храма: Иез.41-44
гл.
Малахия говорит, что
в этот Храм придет Христос. Мал. 3:1. Внутри и снаружи Храма по стенам,
от пола и до потолка, были резные изображения: иконы херувимов, сделанные по
повелению Божию. Лук. 2:22-27; 42;46;49; 22:53. В Евангелиях даются
описания того, как в этот Зоровавелев храм приходили Апостолы, и Сам Господь
молился в нем.
Что же, неужели
Господь ошибся и пришел не в тот дом, или не заметил изображений? Слово «икона»
в переводе с греческого обозначает «изображение».
Лук. 24:53
– «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь». Мрк.11:11
– «И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и осмотрев все, как время уже было
позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью». 1Цар.4:4 – «И послал народ в
Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах».
Иез.10:18 – «И отошла слава Господня от порога Дома и стала над херувимами».
(вся глава).
Священные
изображения должны быть в Новом Завете.
Ветхий Завет был
договором Бога с еврейским народом. Евр. 1:1-2; 1 Пст. 1:25;
Ис.14:27; Мрк.11:17.
Апостолы приняли
Храм с изображениями.
Деян.2:46 – «И
каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали
пищу в веселии и простоте сердца». Деян.5:12 – «Руками же
Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно
пребывали в притворе Соломоновом». Деян.3:1. – «Петр и
Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый». Деян.22:17 – «Когда
же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление». 1Кор.4:16
– «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». 1Кор.11:1
– «Будьте подражателями мне, как я Христу».
Сектанты, убедившись,
что иконы не есть идолы, говорят, что прямого указания на иконы нет в Библии.
Доброе дело делается без повеления. Быт. 28:19 – Иаков поставил столб
каменный на месте явления Бога. Суд. 6:24 – Гедеон поставил большой
камень и назвал его камнем завета с Господом. Ис. Нав.22:10 – Без
повеления Божьего устроили алтарь.
1Цар.7:12
– Пророк Самуил поставил знак победы, тоже без повеления. 3 Цар.7:29;
8:11 – Соломон без повеления сделал многое и принято Богом. Также и
празднование Дня Святой Троицы в воскресный день, Рождество Христово, – все это
мы делаем без повеления Божьего.
Из множества
Евангелий (около 20), без повеления (по Преданию) мы признаем только четыре.
Исправление
ветхозаветных изображений в Новом Завете
Будучи принятыми
Христом и Апостолами, изображения перешли в Новый Завет, со второй заповедью:
сделайте «все, как Я показываю тебе».
Исх.25:9.
Требует исправления ветхозаветных изображений потому, что в Новом Завете
показано нам Богом то, что еще не было нам показано в Ветхом Завете.
Амос 9:11 – «В
тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и
разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние». Ветхозаветние
изображения, как и все остальное, установлены были только «до времени
исправления».Евр.9:10; Деян.15:15-16 – «И с сим
согласны слова пророков, как написано: »Потом обращусь и воссоздам скинию
Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее».
Ковчег
завета и золотая дощечка – Образ Бога невидимого
Иис.
Нав. 10:35 – «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил:
«Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего
ненавидящие Тебя!» 2 Пар. 6:21 – «Услышь моления
раба твоего и народа Твоего Израиля, какими они будут молиться на месте сем;
услышь с места обитания Твоего, с небес услышь и помилуй!» Пс.131:8;
2 Цар.6:21 – «Стань, Господи, на место покоя Твоего, – Ты и ковчег
могущества Твоего».
Лицо Бога людям еще
не было явлено: Втор.4:12; 4:15-19 – «И говорил Господь к вам из
среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас».
Причина эта лежала во всех евреях; если бы Господь явил лицо, то они сейчас же
сделали бы изваяние, наподобие египетских и приравняли Его к языческим богам;
но по мере приближения времени, Бог стал открываться. Ис.6:1 – «... видел
я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его
наполняли весь храм». Дан. 7:9-13 – Вместо изображения Лица
Божьего евреям было дано изображение «Имени». Исх.28:36-38.
С Рождением Иисуса
Христа – Бог явился на земле. Ин.1:1-14; Фил. 2:6,7; Кол.2:9 – «ибо в Нем
обитает вся полнота Божества телесно»; 1Тим.3:16 – «И беспрекословно —
великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал
Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»;
1Ин.1:1-3 – «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими
очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь
явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь,
которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем
вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его,
Иисусом Христом».
Бог показал Себя
людям; и теперь вместо золотой дощечки – икона Спасителя. Христос есть Образ
Бога невидимого. 2Кор.4:4 – «для неверующих, у которых бог века
сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе
Христа, Который есть образ Бога невидимого»; Кол. 1:15 – «Который
есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари».
Кто видел Христа,
тот видел Отца – Евр.1:3; Ин. 14:7-10; Ин. 10:30 – «Я и Отец — одно».
Ин 1:17-18 – «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли
чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре
Отчем, Он явил»; Ис.6:5 – «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек
с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои
видели Царя, Господа Саваофа»; Лук. 3:21-22;
Изображения
херувимов.
Быт.
3:24; 16:7-11; Суд. 6:12 – Ангелы
Гал.
3:19 – «Для чего же закон? Он дан после по причине
преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и
преподан через Ангелов, рукою посредника».
Поэтому их
изображали: Исх.25:18; 26:1; 3 Цар.6:23-29;
Лук.
2:9-14; 24:4-7; Ин. 20:12 Мф.28:3-7; Деян.1:11 –
Ангелы в Новом Завете. В Ветхом и Новом Заветах Ангелы показывали себя
одинаково, поэтому изображения их перешли без изменения.
Два камня с именами
сынов Израилевых Исх.28:11-21. Так как до пришествия Христа все
находились в преисподней, а имена праведников писались на небесах (Исх.32:32),
то в Храме и разрешалось иметь только имена. (Рим. 7:15-23).
До «Голгофы» – души
всех людей находились в преисподней:
Втор.27:26 –
«“Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним!”
И весь народ скажет: “Аминь”». Иер.11:3 – «И скажи
им: так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает
слов завета сего...» Гал.3:10-11 – «А все,
утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят
всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». А что
законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою
жив будет».
В преисподнюю шли
праведники, не только грешники; об этом говорит Иаков, когда ему возвестили о
смерти Иосифа: Быт. 37:35 – «И собрались все сыновья его и все дочери
его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться, и сказал: с печалью сойду к
сыну моему в преисподнюю».
Но Христос души
праведников вывел на небо:
1 Петра 3:19 – «Он
и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал». Откр.4:4 –
«И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я
сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели
на головах своих золотые венцы».
Устройство в Храме –
по образу небесному, Исх. 25:40 – «Смотри, сделай их по тому образцу,
какой показан тебе на горе», значит и их изображения должны появиться в
Храме.
Разбор
возражений сектантов
1.Сектант:
Бога нельзя
изображать на иконе, ибо Его никто не видел, как и сказано в Св. Писании: Ин.
1:18 – «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем,
Он явил»; 1 Ин. 4:12 – «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг
друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас»; 1Тим.
6:16 – «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете,
Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава
вечная! Аминь»; Исх.33:20 – «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе
увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». Бога
никто из человеков не видел и видеть не может.
Православный:
Бога нельзя видеть
как Духа, но Его можно видеть людям, когда Он является им, в известных видах и
в образах. Что люди Его видели, говорит Св. Писание так: Бог явился Аврааму в виде
трех странников – мужей. (Быт. 18:1-6). Видел Бога Иаков. (Быт. 32:30
– «И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем
к лицу, и сохранилась душа моя»).
Моисей тоже видел
Бога. (Исх.33:11 – «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы
говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын
Навин, юноша, не отлучался от скинии»). (Чис.12:6-8; 3 Цар.22:19;
Амос.9:1).
Иисуса Христа люди
видели, когда Он жил на земле с ними; (Ин. 1:14 – «И Слово стало плотию,
и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как
Единородного от Отца»; 6:36 – «Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и
не веруете»; 14:9 «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не
знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам
Отца?»; 1 Ин. 1:3; 1 Кор.15:8). (Деян.7:55-56; 9:3-5).
Духа Святого видели
и народ и Святые Апостолы: в виде огненных языков: (Лук. 3:21-22;
Деян.2:1-4).
Во многих видах
являлись Господь и Его святые в Откровении к Евангелисту Иоанну: (Откр.5:6-8;
Откр.7:2,11,17; 4:2-5). Люди могут изображать Бога для своего укрепления и
назидания в вере, ибо видели Его. Ин. 1:14 – «И Слово стало плотию и
обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как
Единородного от Отца».
2.Сектант:
Всякие изображения,
а следовательно и иконы, запрещены Самим Богом: (Пс.113:10-16; Ис.44:10-17;
Иер.10:3-6; Прем. 14:12-20; Посл. Иер.; Рим. 1:22-23). «…серебро,
золото; дело рук художника и рук плавильщика; одежда на них гиацинт и пурпур;
все это дело людей, искусных. Кто не убоится Тебя, Господи Царь народов? А
Господь Бог есть истина».
Православный:
Из приводимых мест нигде
ни слова не говорится о священных изображениях, то есть об иконах, а
говорится лишь об идолах и кумирах, что совершенно не приложимо к святым
изображениям. Слова Заповеди: «не сделай себе кумира» – говорят
об изображениях нечистых, а священные изображения сам Бог повелел иметь.
Исх.26:31
– «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого
виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы». 3 Цар.6:23
– «И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять
локтей». 2 Пар. 3:7-14; Исх.36:8. Найдите
хотя бы одно место в Библии, говорящее о том, что не нужно иметь св. иконы.
3.Сектант:
Если вы,
православные, не считаете икону за Бога, то почему не только дети, но и
взрослые, называют икону Богом.
Православный:
Да, икона иногда
называется Богом, но это только в разговорном языке, для краткости речи.
Подобно тому, как указывая на портрет, говорят: «Это отец мой, это сын мой!» В
Св. Писании мы видим, что кивот Божий, называется Богом, ибо он напоминает
собою Бога.
Числ.10:35-36 – «Когда
поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются
враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался
ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!»
1Цар.6:19-21
– «И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа,
и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо
поразил Господь народ поражением великим. И сказали жители Вефсамиса: кто может
стоять пред Господом, Сим Святым Богом? и к кому Он пойдет от нас?»
4.Сектант:
По нашему: идолы и
иконы, одно и то же: о тех и других можно одинаково сказать, словами Св.
Писания: «Есть у них уста, но не говорят» – Пс. 113:12-15;
134:15-17 (прочитать).
Православный:
Да, по мудрованию
людей идолы и святые изображения одно и то же, а по учению слова Божьего,
совсем другое; ведь и изображения херувимов имели уста – но не говорили, и уши
– но не слышали, руки – но не осязали, но их носили священники: Чис.
4:14,15; Ис. Нав.3:6-26.
Херувимов возили на
волах – 2Цар. 6:6-10. Однако Господь через священные изображения, не
только творил великие чудеса, но сокрушал и самих идолов – 1 Цар. 6:10-12)
(5 гл.). За непочтение к святыне Господь убил 50 тыс. и 70 человек.
Ветхозаветное всё
было прообразом новозаветного, чтобы мы не были похотливы на злое. 1Кор.
10:6-11 – «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление
нам, достигшим последних веков».
5.Сектант:
Можно согласиться,
что идолы и святые изображения не одно и то же, но ведь изображения херувимов в
скинии Давида и Храме Соломона были сделаны для украшения и, пожалуй, для
напоминания, но перед ними не молились, не кланялись, не кадили, не возжигали
свечей.
Православный:
Дело обстоит иначе.
Господь велел сделать изображения не для украшения только, но Он среди
Херувимов изрекал Свою волю. 3Цар.,6 глава; 2Пар. 4 глава.
Исх.25:22 –
«Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух
херувимов, которые над ковчегом откровения…»
В храме было много
изображений, но ни через одно из них Господь не проявлял Своей (воли) и силы, а
только через иконы херувимов – 1Цар. 5,6 главы. Через них Он разделил
воды Иордана – (Ис.Нав. 3:14-18) Разрушил стены Иерихона – (Ис. Нав.
6 гл.; Исх.25:22). Здесь же встречались мольбы народа и воля Господня.
Здесь молились, поклонялись, приносили Богу жертвы, кадили фимиамом, зажигали
светильники и лампады. Пс. 137; Ис. Нав. 7:6 – поклонялись.–Пс.5:8.
3Цар.
3:15 – приносили жертву; теперь это – молитва– Мф.5:23,24.
Исх.25:31-40 –
светильник – семисвечник, который и сейчас стоит в православном храме за
престолом. (Лев.24:33). Ис.27:20-21 – светильник зажигали перед
ковчегом, и это устав вечный. Исх.37:29, 30:1-8, 30:34-38 – курение
специальным составом. Исх.25:37;27:21;Чис.8:2-3 – лампады.
Евр.9:5
– кадило.
6.Сектант:
Изображения
херувимов в Ветхом Завете были, но в Новом Завете они отменены Евр.9:5 – «А
над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить
подробно».
Православный:
Здесь Писание не
запрещает говорить о херувимах, но считает не нужным перечислять подробно все
до одного предмета, бывшие в Храме, ибо евреи и сами хорошо знали то, что в нем
было. «О чем не нужно говорить теперь подробно» — эти слова
относятся не только к Херувимам, но и ко всем предметам Храма. 1Фес.1:8 – «Ибо
от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком
месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно
рассказывать». Смысл стиха (Евр.9:5) в том, что все об
этом знают.
7.Сектант:
Изображения
херувимов были только до Нового Завета, «до времени исправления»,
но теперь они отменены.
Евр.9:8-10.
– «Она (скиния) есть образ настоящего времени, в
которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным
приносящего, и которые… установлены были только до времени исправления».
Православный:
Во-первых, у нас,
христиан, стоит не прежняя скиния с кровью тельцов и козлов, а новая с
Пречистой Кровью Господа Иисуса Христа, Своею жертвой на Голгофе открывшего нам
путь в Небесное Святилище. Во-вторых, «исправлять» – не значит «уничтожать», то
есть отменить, а значит заменить одну часть предмета, другою, новою.
Обрезание младенцев
заменено крещением; священство Аароново – священством Христовым (Апостольским);
суббота заменена воскресением, а жертвы животных – великою жертвой Христа. Чем
же заменили ветхозаветные священные изображения? Как их исправили? – никак не
исправили, ничем не заменили, они остались. Чтобы понять слова «до
времени исправления» – нужно читать 9 главу с начала и увидим, что речь
идет не о «херувимах славы», а о кровавых жертвах, которые были установлены до
времени исправления, то есть до тех пор, пока Христос не упразднил их Своею
крестною Жертвою, что и видно из дальнейших стихов.
8.Сектант:
Христос сам отменил
ветхозаветные изображения: Евр.10:9 – «потом прибавил: «Вот иду исполнить
волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе».
Православный:
Что же было
постановлено «второе» в послании к евреям, 10 глава, объясняет, что
здесь ни слова об изображениях, а только о жертве животных, замененных жертвою
Христа за грехи всего мира.
9.Сектант:
Апостол Павел
запрещает поклоняться иконам. Деян.17:25 – «И не требует служения рук
человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду».
Православный:
Здесь Апостол Павел
говорит не о Христианах и их священных изображениях, а об язычниках и идольских
капищах.
Когда Апостол Павел
пришел в Афины (Деян.17:15), то был с иудеями, а христиан тогда в
Афинах еще не было. В 25 стихе говорится о «храмах» и «святынях» (17:23,24)
жителей Афин.
10.Сектант:
Деян.
17:29(24) – «Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать,
что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от
искусства и вымысла человеческого».
Православный:
Прежде всего мы
православные вовсе не думаем, что Божество подобно золоту и иконы не считаем за
Божество. Апостол Павел говорит об язычниках-афинянах, не знавших Бога и
говорит не об иконах и Крестном знамении, а об идолах.
11.Сектант:
Внешнее
богопоклонение отменил Господь. Ин.4:23-24 – «Но настанет время, и
настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине,
ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны
поклоняться в духе и истине».
Православный:
Ни Евангелист Иоанн,
ни Апостол Павел ни слова не говорит о святых изображениях и не отрицает
внешнее богопоклонение, ибо сам Христос и его святые апостолы употребляли
внешнее поклонение и обряды. Лк.22:41 – «И Сам отошел от них на вержение
камня и, преклонив колена, молился». Лк.24:50-52 – «И
вывел их вон из города до Вифании, и, подняв руки свои, благословил их,
и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они
поклонились Ему, и возвратились с великой радостью».
Деян.7:60 – «Стефан,
преклонив колена, воскликнул громким голосом». Деян.9:40
– «Петр выслал всех вон и, приклонив колена, помолился». Деян.20:26
– «Павел «сказав это» он преклонил колена свои и со всеми ими
помолился». Евф.3:14 – «Для сего преклоняю колена мои пред
Отцем Господа нашего Иисуса Христа».
Деян.6:6-7
– «Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из
священников очень многие покорились вере»; 1Тим.2:8 – «Итак желаю, чтобы
на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и
сомнения». В беседе с самарянкою Христос учит, что ветхозаветнее
богослужение с кровавыми жертвоприно-шениями будет заменено новозаветним,
истинным, духовным, когда вместо крови тельцов и козлов, будет приноситься истинная
духовная жертва во оставление грехов. (Мф.26:28) и в жизнь
вечную (Ин.6:27; 6:51-55).
12.Сектант:
Кто поклоняется
образам, тот будет мучиться в огне и сере, и в озере огненном. Откр.13:15;
19:20, Откр.14:11 – «И дым мучений их будет восходить во веки веков, и не
будут иметь покоя ни днем ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его».
Православный:
Для всякого
здравомыслящего человека понятно, что здесь говорится об образе зверя, а не об
иконах Спасителя, Божией Матери и святых.
13.Сектант:
Если иконы угодны
Господу, то почему Он не наказывает оскорбляющих и даже уничтожающих их.
Православный:
Кара небесная не раз
постигала кощунников. Если человек не наказывается за грехи здесь на земле, он
будет наказан там. Бог попустил дважды разрушить Свой Храм; и распинатели
Христа не были наказаны при жизни. По святому преданию: Евангелист и Апостол
Лука написал 4 святых иконы Божией Матери. Прокаженный князь едесский (Авгарь),
просил Христа придти и исцелить его. В конце концов послал к Нему своего
придворного художника Ананию, он пытался издалека рисовать лицо Христа, но не
мог. Христос отозвал Ананию, отер Свое лицо убрусом (полотенцем) и на нем
отобразился лик Христа и Авгарь исцелился.
Климент
Александрийский и Тертуллиан (I в.) пишут об иконах (в это время жил еще святой
Иоанн Богослов). Святой Дионисий Ареопагит (Деян.17:34) – ученик св.
Апостола Павла пишет св. Иоанну Богослову «поистине видимые иконы суть
видимое невидимого». Об иконах пишут: Григорий Нисский, Амвросий
Медиоланский, св. Иоанн Дамаскин (8 в.), Амвросий Великий и многие другие.
(Прочтите в нашей
книге «Симфония на Жития святых» в главах «Идол» и «Икона». Ничего нагляднее
нельзя придумать специально, как показано было это в течение двух тысяч лет в
жизни Церкви Христовой.)