Католицизм
ЧАСТЬ
I. БЫЛ ЛИ АПОСТОЛ ПЕТР ГЛАВОЮ АПОСТОЛОВ И НАМЕСТНИКОМ ХРИСТА?
1. Учение
православных и католиков об Апостоле Петре.
Среди заблуждений
римско-католической церкви первое и главное место занимает, несомненно, учение
о главенстве и непогрешимости папы. А с точки зрения практической, с точки
зрения возможности так называемого «соединения Церквей»*, это учение можно
считать, пожалуй, не только важнейшим, но и единственным препятствием к этому
соединению. Если бы можно было предположить, что в один прекрасный день римские
католики сознали свою ошибку в этом пункте, или если бы, что еще труднее
допустить, сам папа понял бы свое вековое заблуждение и имел бы достаточно
мужества открыто заявить об этом – тогда можно было бы немедленно же
приступить к переговорам о восстановлении нарушенного девять веков тому назад
мира церковного, и эти переговоры, конечно, скоро привели бы к желанному
результату. На остальных разностях – догматических и обрядовых – католики едва
ли будут настаивать*
И не только потому,
что они считают их второстепенными, но и потому, что, при современном состоянии
церковно-исторической науки, нужно иметь слишком большую смелость, чтобы утверждать
правильность католических отступлений. Замечательно, что, в то время как мы
считаем католиков еретиками, ибо они исказили не только обряды, но и
догматическое учение Церкви, католики признают нас только схизматиками, т. е.
раскольниками, так как мы, с их точки зрения, догматов не нарушили и виновны
лишь в упорном нежелании подчиниться Римскому престолу. Но за учение о
главенстве и непогрешимости папы они держатся крепко, и, по их понятиям, всякое
христианское общество, будь оно во всех отношениях правоверно, но если только
оно не подчинено Римскому папе – оно есть «безжизненное тело», «раскольнический
сонм», а всякий христианин, принадлежащий к такому обществу, есть «мертвый
член, предназначенный к вечному отвержению».
На чем же основывают
римские католики свое учение о главенстве и непогрешимости папы? Основывают
они его на том, что, будто бы, Ап. Петр был главою апостолов и апостольской
Церкви и свои права, как главы Церкви, передал, будто бы, рукоположенному им
Римскому епископу, а тот, в свою очередь – своим преемникам. Из этого видно,
какое огромное значение имеет для католиков вопрос о положении Ап. Петра среди
других Апостолов. Это, поистине, вопрос жизни и смерти, так как с падением
первой предпосылки – о главенстве Петра – падает, естественно, и весь
католический силлогизм: если Ап. Петр не имел тех исключительных привилегий, которые
приписывает ему современное католичество, то, само собой разумеется, он не мог
никому и передать их, а, следовательно, Римские папы должны отказаться от
своих горделивых и властолюбивых претензий.
Прежде чем
приступить к разбору римско-католического учения об Ап. Петре, необходимо
установить точно и определенно, в чем, собственно, состоит различие между нами
и католиками в этом вопросе...
Мы верим, что тело
Вселенской Церкви имеет и может иметь только одну Главу, Самого Господа нашего
Иисуса Христа, Который обещал пребывать с нею до скончания века (Мф.28:20);
другой главы никогда не было и быть не могло (1Кор.3:11 – «Ибо никто не
может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус
Христос»; Ефес.1:22-23 – «и все покорил под ноги Его, и поставил Его
выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во
всем». и мн. др.). Мы верим, что ап. Петр, как Апостол, обладал всеми
правами апостольства, данными ему и другим Апостолам их Божественным Учителем и
Господом: правом, со властью непогрешимого учительства, проповедывать Евангелие
всей твари, совершать Таинства, поставлять епископов, основывать Церкви во
всех странах мира, управлять основанными Церквами с апостольским полномочием...
Ввиду его исключительно твердой и пламенной веры в своего Божественного
Учителя, не отвергаем мы и первенства его среди других апостолов: наряду с Ап.
Павлом мы именуем его «первоверховным»; но это первенство не прибавляло к его
апостольству никаких особенных, ему только свойственных, прав и привилегий: он
был первый между равными.
Католики не отрицают
того, что Христос есть Глава Церкви, но прибавляют, что Он, кроме того, для
видимой, земной Церкви поставил еще главу в лице Ап. Петра, который есть,
таким образом, наместник, викарий Христа и князь Апостолов; главенство Петра
понимается не только в смысле власти над Апостолами и Церковью, но и в более
глубоком, сакраментальном смысле – будто Ап. Петр был единственным ординарным
вселенским пастырем Церкви, а прочие Апостолы были лишь экстра-ординарными
пастырями, получившими свои права и дары апостольства не непосредственно от Христа,
а через Петра, или, по крайней мере, пользовавшиеся ими в безусловной
зависимости от него.
Таким образом,
различие в учении Православия и католичества о положении Ап. Петра среди
других Апостолов весьма существенно, и примирение невозможно. Как
же узнать, на чьей стороне истина?
2. Евангельское
повествование об апостолах и в особенности об Апостоле Петре
Единственным
источником для суждения об истинном положении Ап. Петра являются Новозаветные
Писания. Предание церковное лишь повторяет и разъясняет данные Нового Завета,
но не прибавляет ничего нового. Следовательно, для правильного ответа на
спорный вопрос нужно внимательно и беспристрастно перечитать повествование
Евангелистов и прочих новозаветных священных писателей, останавливаясь
особенно на тех местах, где говорится об Апостолах, об отношениях их между
собою и к их Божественному Учителю. Нужно вникнуть во все эти места в их
взаимной связи, а не вырывая отдельные фразы, как нередко делают католические
писатели: Священное Писание есть нечто целое, единое, есть живой организм, все
части которого занимают каждая свое место, играют свою роль; Евангелие есть
книга жизни, где ни одно слово не может быть исключено или вставлено, не
может быть в противоречии с другими словами; Евангелие может быть правильно
понято лишь в общем контексте, в общей картине. Наконец, нужно понимать слова
Писания при свете Свящ. Предания, т. е. руководясь толкованиями свв. отцов и
учителей, признанных и православным востоком, и католическим западом*.
О том, как учат об
Ап. Петре отцы и учители первых веков христианства, см.: Никанор (Боровков),
Архиеп. «Разбор римского учения о видимом главенстве в Церкви». СПб., 1856.
Здесь приведено множество ссылок из святоотеческих творений, которые
доказывают, что ни один из отцов и учителей Церкви не признавал Ап. Петра
главою апостолов и наместником Христа.
И вот, если мы,
руководствуясь этими правилами, рассмотрим интересующий нас вопрос с точки
зрения данных Свящ. Писания, то для нас не может быть ни малейшего сомнения в
истине учения Православной Церкви. Напротив, при внимательном и беспристрастном
чтении священных книг, кажется странным и непонятным, как могла возникнуть
нелепая мысль о наместничестве и викариатстве Петра, и как эта мысль,
укрепившаяся в темное средневековье, может еще держаться в наш просвещенный
век. Ведь отказался же католический запад от других вымыслов этой мрачной эпохи,
тесно связанных с идеей папского главенства (Лжеисидоровы декреталии, сказание
о даре императора Константина и пр.). Почему же у него не хватает смелости
отказаться и от мысли о каких-то особенных полномочиях Ап. Петра? Не
объясняется ли это упорное заблуждение, с одной стороны, необычайно строгой
дисциплиной среди католической иерархии, а с другой – крайним неведением в
области богословских вопросов, какое царит в массе католического населения,
мало знакомого со Свящ. Писанием и с Преданием древней, неразделенной Церкви?
Прежде всего, для
беспристрастного читателя новозаветных книг не может подлежать сомнению то, что
все двенадцать учеников, избранные Спасителем, были абсолютно равны между собою
в отношении дарованных им прав и возложенных на них обязанностей.
Возьмем хотя бы
первый акт апостольской жизни – призвание их к апостольству. В обстоятельствах
этого призвания мы не видим никакого существенного различия между апостолами:
все они призваны были одинаково и непосредственно Самим Божественным Учителем.
Правда, по рассказу евангелиста Иоанна (Ин.1:35-42), который писал
позднее других евангелистов и во многих случаях добавлял недостающие у них
подробности, первым призван был Андрей, бывший доселе учеником Иоанна
Крестителя; он привел к Иисусу своего брата Симона, которого Господь наименовал
Петром. Но это первенство не имеет ничего общего с главенством, и Православная
Церковь, называя Андрея Первозванным, никогда не приписывала ему никаких
преимуществ по отношению к Петру или к прочим Апостолам.
Точно также, когда
Господь послал учеников Своих для проповеди Евангелия Царствия Божия – по двое
в разные стороны – то Он не только дал им одинаковые наставления в путь, но и
совершенно одинаковые права, одинаковые дары. «И призвав двенадцать
учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и
врачевать всякую болезнь и всякую немощь... Сих двенадцать послал Иисус и
заповедал им...» – Мф. 10:1-5. «Они пошли и проповедывали
покаяние, изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» –
Мр.6:12-13; Лк.9:1-2. И когда Апостолы возвратились и дали отчет Господу о
своей деятельности, то из их слов не видно, чтобы у кого-либо из них оказалось
больше духовной силы, чем у других (Мр.6:30 – «И собрались Апостолы к
Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили»; Лк.9:10).
На тайной вечери
присутствовали все двенадцать учеников; всех их Он причастил Своего Тела и
Крови и всем одинаково дал право совершать таинство евхаристии «в Его
воспоминание», т. е. уже после Его Вознесения. И опять-таки, если обращать
внимание на некоторые слова и подробности, то в рассказе о тайной вечери можно
видеть некоторое преимущество Ап. Иоанна пред другими апостолами: он здесь,
как и в других местах Свящ. Писания, называется возлюбленным учеником Господа,
он занимал на вечери ближайшее место к Учителю, возлежа «на перси Его», и к
нему обратился Ап. Петр с просьбой узнать у Господа, кого из учеников Он имеет
в виду, называя предателем. Но, конечно, и это преимущество Иоанна не дает еще
права считать его главою других апостолов.
Наконец, пред
вознесением Своим, посылая одиннадцать учеников Своих во все концы мира для
распространения возвещенного Им учения и для совершения таинства, Он всем
одинаково даровал необходимые для этого силы (Мф. 18:19 – «Истинно также
говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то,
чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного»; Мр.126:15;
Ин.20:19).
И таких мест,
доказывающих равные права апостолов и непосредственное подчинение всех их
Христу, очень много в Новом Завете; приводить их все – значило бы переписывать
целые главы новозаветных писаний.
Но будучи равны
между собою в смысле апостольского достоинства, ученики Христа, конечно,
различаются в отношении своих личных свойств. Пылкий, увлекающийся Петр,
ангельски чистый юноша Иоанн, скептик Фома-близнец и другие, отдельно упоминаемые
в Евангелиях апостолы, представляют собою более или менее ярко очерченные,
различные человеческие типы. И не только своими характерами отличались друг от
друга Апостолы, но и своей подготовкой к делу христианства, к предстоящему им
апостольскому служению, степенью понимания и усвоения проповедуемого Христом
Евангелия Царствия Божия. И хотя все они до самого дня сошествия Св. Духа на
них не могли еще вполне отрешиться от иудейского понимания царства Мессии и
неоднократно, даже после Воскресения Христова, навлекали на себя праведные
упреки своего Божественного Учителя в неверии и жестокосердии, тем не менее,
Господь явно выделял между ними некоторых, более подготовленных к пониманию
тайн Царствия Божия. Особенно выделяются три Апостола: Петр, Иаков и Иоанн. Их
Господь приближает к Себе в важнейшие моменты Своей жизни – при Преображении, в
Гефсиманском саду, при воскрешении дочери начальника синагоги и пр. (Последний
случай особенно характерен, так как Спаситель не позволил никому следовать за
Ним, кроме Петра, Иакова и Иоанна. Мр.5:37). И между этими тремя первое
место занимает, несомненно, Ап. Петр: его имя встречается в Евангелиях
значительно чаще, чем имена других апостолов; в списках учеников Христа он
обычно называется первым; в тех случаях, когда дело касается всех апостолов, он
нередко выступает на первый план и говорит за всех. И Сам Спаситель очень часто
беседует с ним, очевидно, видя в нем наиболее способного и наиболее готового к
выполнению той великой миссии, к которой Он предназначал Своих учеников. Это
перенствующее положение ап. Петра всецело объясняется высокими свойствами его
души, так ярко отразившимися в Евангелиях. Прежде всего – его пламенная, живая
вера в своего Божественного Учителя и в Его мессианство – вера, которая
чувствуется в каждом его слове, в каждом поступке; правда, вера это иногда
ослабевала и в тяжкие дни страстей Господних ослабела даже до отречения от Учителя,
но омытое слезами покаяния отречение это не помешало ему вновь достигнуть
близости к Распятому и Воскресшему Господу. Далее – изумительная
непосредственность, искренность и вместе пылкость, порывистость его характера,
побуждавшая его без раздумья, без тени сомнения, сразу говорить и делать то,
что у него было на душе – в то время, как другие ученики еще раздумывали, как
поступить и что сказать. Хотя и здесь необходимо прибавить, что эта
порывистость, эта поспешность иногда вводила его в заблуждение и вызывала
упреки Господа, вроде известных слов: «отойди от Меня, сатана, ты Мне
соблазн» – Мф.16:23.
Но если нельзя
сомневаться в известного рода первенстве ап. Петра, то не может быть сомнения
также и в том, что это первенство не имеет ничего общего с тем главенством,
которое с некоторых пор приписывают ему римские католики, чтобы оправдать
главенство своего папы, как его преемника. О главенстве ап. Петра или другого
какого-либо апостола над остальными апостолами нет в Евангелиях ни одного
слова, ни одного намека. Напротив, во взаимных отношениях учеников Христа явно
чувствуется полное равенство и братство, и к этому равенству и братству
призывает их неоднократно и Сам Божественный Учитель: «...вы знаете, что
почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют
ими. Но между вами да не будет так...» – Мр.10:42-43;Мф.20:25-26.
«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же
вы – братья... И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник –
Христос...» – Мф.23:8,10. Из приводимых римско-католическими
богословами мест Свящ. Писания, будто бы подтверждающих их учение, лишь два
заслуживают в данном случае некоторого внимания, потому что, взятые отдельно,
без связи с другими местами, они действительно могут смутить людей, неопытных в
экзегетике. Остальные же места или, в лучшем случае, доказывают лишь
первенство Петра, или же понимаются католиками совершенно превратно. Для
примера можно указать известное выражение в Евангелии Иоанна: «...и будет
едино стадо и един Пастырь» – Ин.10:16, которое католики любят
относить к Ап. Петру и к папе; в действительности же, стоит только прочитать
это выражение в контексте, чтобы понять, что здесь говорится только о Христе и
будущем распространении христианства.
3. Разбор двух
изречений Священного Писания, на которые ссылаются католики в
доказательство главенства Апостола Петра.
Классическое место,
приводимое обычно римскими католиками в подтверждение их учения об Ап. Петре,
есть: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не
одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то
будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на
небесах» – Мф.26:18-19.
Первое впечатление,
которое мы получаем от чтения этого места, это то, что о главенстве Ап. Петра
здесь ничего не говорится, а также и вообще об отношении его к другим
апостолам. Говорится только об основании Церкви. Но католические богословы
уверяют нас, что основание или фундамент по отношению к какому-либо зданию –
это то же, что глава по отношению к телу. Не будем входить с ними в
схоластические словопрения и допустим пока, что основание для Церкви и
главенство в Церкви – понятия тождественные. Перейдем к самому тексту. «Ты
– Петр, и на сем камне»... Хотя «Петр» по-гречески означает камень, но,
очевидно, Спаситель полагает некоторое различие между двумя словами, или,
точнее, употребляет одно и то же слово в разных значениях. Здесь своего рода
игра слов, которой и пользуется католическая схоластика. Собственное имя
смешивается с нарицательным. Для того, чтобы нам, русским, была вполне понятна
мысль Христа, необходимо передать ее по-русски, перенести рассказ, так сказать,
в русские условия. На русском языке есть также собственные имена, смысл которых
для каждого русского совершенно ясен, как «Петр» для грека, или «Кифа» для
еврея – например, женские имена: Вера, Надежда, Любовь. И вот, представим себе
такой случай. Русская женщина поступает в монастырь; при пострижении ей меняют
имя; так как она отличается любвеобильным характером, добротой, отзывчивостью,
то ей дают имя «Любовь», и предположим, что епископ, совершающий пострижение,
говорит ей: «ты – Любовь, и на этой любви основывается всякий монашеский
подвиг». Ясно, что здесь слово «любовь» в двух случаях понимается различно: в
первом случае – в смысле собственного имени, прилагаемого к данной личности, во
втором – в смысле нарицательном, для указания одной черты характера этой личности.
Точно так же и в словах Спасителя: в первом случае Симон называется Кифой, или
Петром, или Камнем (с большой буквы) в смысле собственного имени, во втором
случае имеется в виду его твердая, как камень, вера, которую он проявил в
словах: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», и на которой Христос и
обещает основать Свою Церковь. Так понимает это место православное богословие,
следуя разъяснениям знаменитейших отцов Церкви. Но сделаем и здесь уступку
католической догматике и предположим, что слово «камень» в обоих случаях
должно понимать одинаково, т. е. что Христос обещает сделать Церковь на Ап.
Петре. Но тут возникает самый существенный вопрос: на одном ли Петре созидается
Церковь, или он является лишь одним из оснований Церкви?
Из сравнения с
другими местами Свящ. Писания ясно, что возможно лишь последнее толкование.
Так, Ап. Павел в Послании к Ефесянам, обращаясь к христианам, говорит: [вы] «утверждены
на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным
камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в
Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» –
Еф.2:20-22; а в Послании к Коринфянам, говоря о создании Церкви Христовой,
выражается так: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель,
положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо
никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть
Иисус Христос» – 1 Кор.3:10-11. В Апокалипсисе, где Церковь
сравнивается с городом, говорится: «Стена города имеет двенадцать
оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца» – Откр.21:14.
Сам Ап. Петр в первом Послании своем называет христиан «живыми камнями,
устраивающими из себя дом духовный»
– 1 Петр.2:5; а Спасителя называет «камнем, который
сделался главою угла» – 1
Петр.2:7. Очевидно, во всех этих местах Церковь Христова сравнивается с
неким строением, основанном на скале или краеугольном камне, Самом Иисусе
Христе, на Котором покоится, так сказать, фундамент Церкви, основные камни,
пророки и апостолы, в том числе и Ап. Петр, а еще выше – прочие верующие
христиане. К такому именно пониманию слов Спасителя, обращенных к Ап. Петру, т.
е., что слова эти не дают Петру никаких исключительных преимуществ, побуждает
нас и связь речи. Проходя по селениям Кесарии Филипповой с учениками Своими,
Господь спрашивает их, за кого принимают Его люди; они отвечали, что одни
принимают Его за Иоанна Крестителя, другие за Илию, или за Иеремию, или за
одного из пророков. Тогда Господь неожиданно для них задает им вопрос: «А
вы за кого Меня считаете?» И прежде чем апостолы сообразили, что
ответить, пламенный Петр предупредил их, как это часто бывало и в других случаях,
и сказал за всех: «Ты Христос, Сын Бога Живого» – Мр.8:27-29. Ясно, что он говорил от
имени других Апостолов, высказал их общую мысль, а потому и ответ Спасителя,
обращенный к Петру, нельзя относить исключительно к нему одному.
Совершенно подобный
же случай рассказывает евангелист Лука. На озере Генисаретском Господь, войдя
в одну из лодок, велел Симону и другим рыбакам закинуть сети, и они не
поймавшие ничего в истекшую ночь, в этот раз поймали так много, что наполнили
рыбой две лодки. При виде такого чудесного лова, они ужаснулись, и Симон,
припав к ногам Иисуса, в трепете и восторге воскликнул: «Отойди от меня,
Господи! потому что я человек грешный». И Господь в ответ сказал ему:
«Не бойся, отныне ты будешь ловить человеков» – Лк.5:1-10. Несомненно, что
здесь, отвечая Петру, Спаситель имел в виду и других рыбаков, которые, очевидно,
так и поняли слова Христа, так как немедленно оставили и сети, и лодки и
последовали за Ним.
Что же касается
упоминания о ключах Царства Небесного и праве вязать и решить, то, очевидно, и
здесь в лице Ап. Петра Господь дает обещание всем апостолам, тем более, что в
том же Евангелии Матфея, несколько позднее, Он повторяет то же самое обещание и
в тех же выражениях по отношению ко всем ученикам (Мф.18:19); а по
Воскресении Своем Он и исполнил это обещание, сказав: «...приимите Духа
Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том
останутся» – Ин.20:22-24.
Другое место
евангельское, на которое обыкновенно ссылаются католики в доказательство
главенства Ап. Петра, это известный троекратный вопрос: «Любишь ли Меня?»,
с которым Господь обратился к Петру во время третьего явления Своего ученикам
по Воскресении на море Тивериадском и затем, повеление пасти агнцев Его и овец
Его (Ин.21:15 и др.). В этих словах католики видят исполнение
Господом того обетования, которое дано было Им прежде Ап. Петру, т. е.
действительное предоставление Петру власти и главенства в Церкви, причем под
«овцами» они разумеют апостолов, а под агнцами – остальных верующих.
Но и здесь связь
речи опровергает католическое толкование. Слова Спасителя произнесены были
вскоре после Воскресения, т. е. тогда, когда Ап. Петр все еще находился под
тяжким гнетом своего малодушного поступка во дворе первосвященническом, своего
отречения от Учителя. Необходимо было не только для него, но и для других
учеников, восстановить его в его апостольском служении. Вот это восстановление
его в прежних правах и совершилось в упомянутой беседе, и это подтверждается
всем построением беседы. Слова: «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?»
служат, очевидно, напоминанием самонадеянных слов Петра: «Если и все
соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» – Мф.26:33. «С
Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти»... Троекратный вопрос: «Любишь
ли Меня?» соответствует троекратному отречению Петра; а то, что Петр
после третьего вопроса Господа опечалился – совершенно необъяснимо, если
допустить, что здесь идет речь о предоставлении Петру главенства и
наместничества; и, наоборот, печаль эта вполне понятна, если Ап. Петр усмотрел
в словах Господа напоминание его отречения.
И дальнейшие слова Спасителя
трудно примирить с главенством Ап. Петра. Следуя за Учителем и увидав Иоанна,
Ап. Петр спросил: «А он что?» и в ответ услыхал: «Если Я
хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? ты иди за Мною» –
Ин,21:21-22. Трудно предположить, чтобы Спаситель сказал так тому, кого
Он назначил Своим наместником и князем апостолов.
Если приводимые
римскими католиками места из Евангелий не подтверждают, как мы видели, того,
что они хотели бы доказать, т. е. главенства Ап. Петра, то, с другой стороны, есть
целый ряд таких мест, которые показывают невозможность допущения мысли об этом
главенстве. Достаточно остановиться только на двух местах. Евангелист Матфей
повествует, что однажды ученики приступили ко Иисусу и спрашивали, кто больше в
Царстве Небесном, и что Господь по этому поводу дал им наставления и, между прочим,
учил, как нужно поступить, когда возникнет между ними распря: сначала надо
попытаться уладить эту распрю между собою; если не удастся, то обратиться к
посредничеству одного, двух или трех свидетелей; если же и это не удастся, то
надо передать дело на суд Церкви. Церковь, по слову Господа, есть последняя
инстанция; не послушавший Церкви становится для ученика Христа, как язычник и
мытарь (Мф.18:15-17). Если бы к этому времени Ап. Петр был назначен
князем апостолов, наместником Христа и непогрешимой главою апостольской
Церкви, то, кажется, естественно было бы ожидать здесь упоминания о нем;
Римский папа, которого католики признают преемником Ап. Петра, считает себя
даже выше Соборов, представляющих всю Церковь. Другой случай рассказывается
тем же евангелистом Матфеем (20:20). Мать сыновей Зеведеевых, а затем,
по словам евангелиста Марка (10:35), и сами сыновья Зеведеевы,
Иаков и Иоанн, может быть, поощренные особенным вниманием к ним и Ап. Петру со
стороны Учителя в день Преображения, и в других случаях, просили Господа
посадить их в будущем Царстве Своем одного по правую руку, другого по левую, т.
е. предоставить им первенствующее положение; остальные десять учеников,
услышав об этой просьбе, вознегодовали (Мф.20:20-24); подобный же спор о
первенстве среди двенадцати апостолов, по свидетельству евангелиста Луки, был
и на тайной вечери – кто из них должен почитаться большим (Лк.22:24).
Само собою разумеется, таких споров не могло бы быть, если бы апостолам
известно было о главенстве над ними Петра.
4. Свидетельство
Деяний Свв. Апостолов и Апостольских Посланий.
Приведенными
соображениями достаточно доказано то, что римские католики напрасно ищут в
Евангелии подтверждения их средневекового вымысла об Ап. Петре, как викарии и
наместнике Христа. Евангелие свидетельствует против них. Но, может быть, главенство
Петра не проявлялось при земной жизни Христа? Может быть, по Вознесении Господа
Петр вступил в роль Его наместника и князя апостолов?
О том, что произошло
после Вознесения, повествуют нам Деяния Свв. Апостолов и Апостольские
Послания. Изучая внимательно эти новозаветные писания и в особенности те места
в них, где говорится о взаимоотношении между апостолами, мы видим совершенно
ту же картину, что и в Евангелии т. е. прежде всего – полное равенство учеников
Христа в правах апостольства. Нет даже и намека на то, чтобы кто-либо из них
повелевал, а другие подчинялись, чтобы кто-либо был учителем, главою,
начальником, а другие – его учениками, помощниками. Каждый действовал совершенно
самостоятельно, а подчинялись они все только собранию апостольскому. Первым
делом апостолов, когда они остались одни, без Своего Божественного Учителя,
было избрание вместо Иуды двенадцатого апостола; избрание и поставление двух
достойнейших кандидатов было, несомненно, делом всех одиннадцати, а избрание
достойнейшего из этих двух представлено было жребию, т. е. воле Божией: «И
поставили двоих: Иосифа... и Матфия, и помолились... и бросили о них жребий, и
выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам» – Деян.1: 23-24,26. В день
Пятидесятницы все апостолы без исключения одинаково исполнились Духа Святого,
на всех почили огненные языки, все начали говорить на иных языках. Все одинаково
совершают знамения и чудеса, и великая благодать была на всех их. Поставление
диаконов было также делом всех двенадцати апостолов: «...и избрали
Стефана,.., и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая
Антиохийца... Их поставили пред апостолами, и сии, помолившись, возложили на
них руки» – Деян.6:5-6. Правда, и в период апостольский, как и
при земной жизни Спасителя, некоторые апостолы по своей деятельности и по
своему положению выделяются из среды своих собратьев: Петр, Иоанн, Иаков –
брат Господень, проявляют усиленную деятельность и, по-видимому, пользуются
особенным почетом и уважением среди христиан и навлекают на себя особенно
непримиримую злобу со стороны врагов Христовых. Позднее к ним присоединяется
и, можно сказать, превышает всех их своею неутомимою и плодотворною миссионерскою
работою ап. Павел. Что касается Ап. Петра, то верный своему пламенному
характеру, он по-прежнему обычно выступает вперед и часто говорит от лица всех
или нескольких апостолов: по его предложению был избран двенадцатый апостол
вместо Иуды; он за всех говорит в день Пятидесятницы; он осуждает Ананию и
Сапфиру; он обличает Симона; он обращает ко Христу первого из язычников –
Корнилия сотника и т. д.
Но еще яснее, чем в Евангелии – в Деяниях и
Посланиях подтверждается православное учение о том, что в Иерусалимской христианской
общине и вообще в век апостольский, как и при земной жизни Христа, не было и не
могло быть никакого наместника Христа, никакого князя апостолов. Не мог быть
таким наместником и князем и Ап. Петр, как показывает вся история его отношений
к другим апостолам. Вот несколько примеров.
Филипп – один из семи диаконов, проповедывал в
Самарии и многих обратил ко Господу и совершил над обращенными таинство
крещения. Но так как он был диакон, то он не мог совершить второго таинства, и
для этой цели находившиеся в Иерусалиме Апостолы послали к самарянам Петра и
Иоанна, которые и возложили руки на крещенных, и они приняли Духа Святого (Деян.8:
12-17). Таким образом, Петр, наравне с Иоанном, исполняет поручение
Иерусалимского собрания, является простым делегатом апостолов, что едва ли
мирится с идеей его главенства. Трудно предположить, чтобы католические
епископы на своих собраниях могли давать какие-либо поручения папе и посылать его
куда-либо для совершения таинств.
Ап. Петр обратил ко Христу Корнилия сотника и
бывших с ним; это был первый случай крещения язычников. Об этом узнали апостолы
и братия, бывшие в Иудее, и когда Петр возвратился в Иерусалим, христиане из
иудеев упрекали его в этом поступке; только когда апостол, в оправдание свое,
рассказал чудесные обстоятельства указанного события, они успокоились, найдя,
что он поступил правильно. (Деян.10: XI). Подобный же упрек, только в
обратном смысле, получил Петр от Ап. Павла. В Антиохии Петр и Павел не
чуждались общения с христианами из язычников; но когда прибыли из Иерусалима
посланные Ап. Иаковом христиане из иудеев, то Петр «стал таиться и
устраняться», опасаясь этих последних. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи,
так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Тогда Павел при всех сказал
Петру: «Если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то
для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» – Гал.2: 6-21. Такого рода упреки также
едва ли мирятся с положением Ап. Петра, как наместника Христа и князя
Апостолов.
Наиболее ясным доказательством того, что Ап.
Петр не был наместником Христа и главою апостолов, служит Апостольский Собор,
по образцу которого созывались и все последующие Соборы. В Антиохии возник
спор, должны ли язычники, желающие принять христианство, исполнять Закон
Моисеев. Антиохийские христиане не осмелились сами решить этот высокой
важности вопрос, имевший значение для всей судьбы христианства. Они посылают
Ап. Павла и Варнаву в Иерусалим к апостолам и пресвитерам, а не к «наместнику
Христа и главе апостолов», хотя в это время Ап. Петр, несомненно, был в
Иерусалиме. Там они были приняты Церковью, апостолами и пресвитерами и
возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам.
Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения этого дела, и по долгом
рассуждении, т. е. после того, как уже многие высказали свое мнение, произнес
речь Ап. Петр, затем говорил Павел и Варнава и, наконец, в заключение выступил
Иаков и именно в предложенной им редакции составлено было решение апостолов и
пресвитеров со всей Церковью (Деян.15:1-31).
После Апостольского Собора 51 года ученики
Христа разошлись во все концы мира с проповедью Христова учения. Всё, что сохранили
нам об их деятельности новозаветные писания и древние предания, доказывает с
несомненностью, что никакой земной главы, никакого начальника или наставника
среди них не было; никаких предписаний ни от кого они не получали и ни за
какими советами или инструкциями ни к кому не обращались. Если же христиане
времен апостольских всех мест и народов составляли всё же единую, нераздельную
Церковь Христову, то это потому, что их всех связывало единство неидимого, но
всегда с ними пребывающего Главы-Христа, единство веры, единство таинств,
единство благодати Духа Святого, одушевлявшее всех верующих.
Проходя с проповедью Евангелия по городам и
весям, апостолы основывали всюду первые христианские церковные общины и ставили
там епископов. Так, Ап. Петр, несомненно, основал Церковь в Антиохии и
рукоположил там первого епископа Еводия. Был он и в Риме, где и скончался
мученическою смертью. Но, по всей вероятности, еще раньше его был в Риме Ап.
Павел, который, собственно, и является основателем Римской Церкви; он же,
вероятно, рукоположил и первого Римского
епископа Лина. («Православие
и католичество». Протоиерей Николай Сахаров Париж 1926-1997).
Костер сооружен, – и
роковое
Готово вспыхнуть
пламя – всё молчит –
Лишь слышен легкий
треск, и в нижнем слое
Костра огонь
предательски сквозим.
Дым побежал – народ столпился гуще,
Вот все они – весь этот темный мир,
Тут и гнетомый люд – и люд гнетущий,
Ложь и насилье, рыцарство и клир.
Тут вероломный
кесарь и князей
Имперских и духовных
сонм верховный.
И сам он, римский
иерарх, в своей
Непогрешимости
греховной.
Тут и она, та старица простая,
Не позабытая с тех пор,
Что принесла крестясь и воздыхая
Вязанку дров, как лепту на костер.
И на костре, как
жертва пред закланьем,
Вам праведник
великий предстоит:
Уже обвеян огненным
сияньем
Он молится и голос
не дрожит.
Народа чешского святой учитель,
Бестрепетный свидетель о Христе,
И римской лжи суровый обличитель
В своей высокой простоте.
Не изменив ни Богу,
ни народу,
Боролся он и был
необорим. –
За правду Божью, за
ее свободу
За всё, за всё, что
бредом назвал Рим.
Он духом в небе – братской же любовью
Еще он здесь, еще в среде своих.
И светел он, что собственною кровью,
Христову кровь он отстоял для них.
О чешский край, о
род единокровный,
Не отвергай наследья
своего –
О доверши же подвиг
свой духовный
И братского единства
торжество.
И цепь порвав с юродствующим Римом,
Гнетущую тебя уж так давно,
На Гусовом костре неугасимом
Расплавь ее последнее звено.
Ф.И.
Тютчев, 1870 г.: «Гус на костре».