О святом миропомазании
Миропомазание есть
такое, совершаемое после святого Крещения Таинство, в котором при помазании с
молитвою освященным от епископа миром частей тела крещеного с произнесением
слов «печать дара Духа Святого» подается ему благодать Святого Духа для
укрепления и возрастания его духовных сил, с помощью которых он достиг бы
вечной жизни. В Ветхом Завете миропомазание совершалось над царями и
священниками, как избранными и Богу посвященными людьми для высокого и трудного
их служения. Ис.30:23-33. 1Цар.16:13.3Цар.1:39; 19:16. 1Пет.2:9.
Откр.1:6;5:10. Как рыба без воды, а животное без воздуха жить не могут, так
и человек не может духовно возрастать и совершать свое спасение без помощи
даров Святого Духа. Иоан.15:5 – «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает
во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать
ничего». 2Кор.1:21-22 – «Утверждающий же нас с вами во
Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в
сердца наши». Первоначально сами святые Апостолы низводили на крещаемых
благодать Святого Духа через возложение рук. Деян.8:14-17 – «Находившиеся
в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним
Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа
Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во
имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго»;
19:6 – «и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они
стали говорить иными языками и пророчествовать». Но когда число
уверовавших увеличилось настолько, что Апостолы не могли сами лично везде
возлагать сами руки на многочисленных крещающихся, то они заменили возложение
рук миропомазанием. 1Иоан.2:20,27 – «Впрочем, вы имеете помазание от
Святаго и знаете всё... Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас
пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание
учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том
пребывайте». 2Кор.1:21-22, поручив его совершать епископам и
пресвитерам церкви, которые и совершают его доныне над всеми крещаемыми.
Вера и добрые дела
сами собою еще не вселяют в нас благодать Святого Духа, они дают нам только
право на получение дара Святого Духа. Рим.5:1-2 – «Итак, оправдавшись
верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого
верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою
славы Божией». И подается в Таинствах церкви. Деян.8:12 – «Но,
когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса
Христа, то крестились и мужчины и женщины»;19:2-6 – «сказал
им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не
слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они
отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния,
говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на
них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и
пророчествовать». Что касается Корнилия, получившего Святого Духа
раньше крещения и без руковозложения, то хотя Бог и установил общий порядок
получения благодати через святые таинства церкви, но по Своей воле в
исключительных случаях подает и необычным путем. Святые апостолы получили
Святого Духа в день Пятидесятницы в виде огненных языков Деян.2:1-4. И
Корнилия Бог удостоил получить Святого Духа без возложения апостольских рук и
раньше крещения, чтобы убедить наглядно и окончательно Петра, что «во
всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» – Деян.10:35,
что и для язычников открыты двери церкви Христовой и спасения. Рим.3:29;
9:24. Что Бог нелицеприятен. Это было особое чудо Божие. Рим.2:14-15.
Священное Писание говорит о миропомазании. 1Иоан.2:20,27. 2Кр.1:21-22.
Еф.1:13. 4:30. Рим.8:15-16.
Само слово Христос –
от греческого слова «хризо» – мажу, «хрисма» – помазание, означает Помазанник,
как и имя «христианин» означает человека, принявшего помазание. Евр. 10:28-31.
Вначале миро освящали одни святые апостолы. Деян.8:14,19,22-24. А позже
передали это право епископам церкви.