О святых постах в Церкви Христовой
Мф.4:2 – «И
постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал».
Мф.17:21 –
«Сей же род изгоняется только молитвою и постом».
Лк.2:20 –
«Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те
дни».
2Кор.6:5
– «Под ударами в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах...».
1.
Сектант:
Мы не признаем
постов. Мф.15:11-17 – «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но
то, что выходит из уст, оскверняет человека».
Православный:
Эти слова сказаны
Спасителем к книжникам и фарисеям на их вопрос (ст. 1-2). Фарисеи
верили, что пища, принимаемая неумытыми руками оскверняется сама и оскверняет
душу человека. Христос обличил фарисеев, что они это пустое предание старцев
ставят выше заповеди Божией. (ст. 4-6). Не мог Христос отвергать пост,
когда сам 40 дней постился (Мф.4:2) и наставлял поститься людей: « ...когда
поститесь, не будьте, как лицемеры»
– Мф.6:16-17; Мф.17:19-21.
Утверждение
сектантов, что Христос отрицал пост, есть грубое заблуждение, противоречащее
учению Христа.
2.
Сектант:
Апостол Павел
осуждает посты (1Тим.4:1-5,8 – «Дух же ясно говорит, что в последние
времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать
в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие
истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не
предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом
Божиим и молитвою. ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все
полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей»).
Православный:
Здесь речь не о
постах, а об отступниках от веры, «запрещающих вступать в брак». Эти отступники
– гностики и манихеи, энкратиты, маркиониты, которые, подобно нашим хлыстам и
скопцам, учили не вступать в брак и не есть мяса. Да и не мог Апостол Павел
отвергать пост, когда сам постоянно «пребывал в посте»
(2Кор.11:27 – «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде,
часто в посте, на стуже и в наготе»; 2Кор.6:4,5 – «но во всем являем
себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных
обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в
постах»; 1Кор.9:27 – «но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя
другим, самому не остаться недостойным»).
3.
Сектант:
Нужен не телесный
пост, а духовный (Ис.58:6-8 – «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы
неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое
ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда
увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда
откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя
пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя»; Зах.7:4-6 – «И
было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам
так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже
семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда
пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?»; Зах.7:9,10 – «так
говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость
и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не
притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем»).
Православный:
Святая Церковь не
отрицает духовный пост, а считает его необходимым условием спасительности
телесного поста. Один телесный пост, без духовного, без терпения, милосердия,
всепрощения, смирения, любви – не будет для человека спасительным. (Деян.23:12-21)
Св. Иоанн Златоуст пишет: «Прошу не радоваться тому, что убыла половина
поста, – и тогда ликовать... а если не так, то нам не только не будет никакой
пользы, но и великий вред оттого, что придет пост» (IV век).
4.
Сектант:
Безразлично, будем
ли мы поститься или нет. 1Кор.8:8 – «Пища не приближает нас к Богу, ибо
едим ли мы – ничего не приобретаем, не едим ли – ничего не теряем». (Все
еретики и сектанты добавляют слова: «И не отдаляет»).
Православный:
Приведенное место
говорит не о безразличном отношении христиан к постам и пище, а касается
отношения христиан к пище идоложертвенной. 1Кор.8:1-17; 1Кор.10:25-28;
Пс.23:1 – «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней».
Деян.15:20, 29. «Не говори, что написано в Библии, а дай смысл
написанного», – cв. Иоанн Златоуст.
5.
Сектант:
Всякий христианин
может есть что и когда угодно.
Рим.14:6
– «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа
не ест и благодарит Бога». Кол.2:16-17 – «Итак, никто да не осуждает вас
за пищу или питие или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу».
Гал.5:1 – «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не
подвергайтесь опять игу рабства».
Православный:
В Церковь Христову
вступили, кроме язычников, и иудеи, которые не могли сразу отрешиться от
обрядовых предписаний Моисеева Закона, касавшихся различных омовений,
праздников, суббот, постов и т.д. Христиане из язычников почитали все чистым и
что «нет ничего в себе самом нечистого» – Рим.14:14,
унижали немощных в вере иудеев, почему из-за вопроса о пище, субботах и тому
подобном начались большие пререкания и споры: христиан-иудеев и
христиан-язычников. Апостол Павел (Рим.124 и Кол.2 гл.) решает вопрос об
отношении христианства ко всему обрядовому закону вообще и к употреблению пищи,
в частности (Рим.14:1-21), как и вопрос об идоложертвенном. Апостол
Павел не говорит здесь о ненужности христианских постов, а преподает учение о
безразличии для спасения того или иного рода пищи и замечает, что если пища,
например, мясо соблазняет кого-либо, то, чтобы не губить немощных, лучше не
есть мясо никогда.
Св. Апостол тоже был
свободен, видел Господа Иисуса Христа, но сам постился, показывая этим пример
другим верующим соблюдать посты. (1Кор.9:1; 10:23 – «Все мне
позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает».)
6.
Сектант:
Если поститься, то
нужно определенное время не есть совсем ничего, а не делать различия в пище, не
назначать известные дни или времена поста, например, Среда, Пятница, Успенский,
Рождественский, Петров, тем более что для этого нет нигде в Писании никакого
основания.
Православный:
Святая Церковь не
возбраняет каждому отдельному христианину, постясь, не вкушать совсем, но
должен быть порядок, как говорит Апостол, все должно быть благопристойно и
чинно. 1Кор.14:40 – «потому что Бог не есть Бог неустройства, но Бог мира»
(ст. 33), т.е. порядка. (2Фес.2:15; Мф.18:17,18). Но в Св.
Писании есть указание как на различие принимаемой во время поста пищи, так и на
определенные, установленные для постов времена:
а) относительно
употребления во время поста одной постной пищи читаем 3 Ездры9:24-26.
Назореи не пили вина и крепких напитков (Чис.6:14; Суд.19:4; Лк.1:15;
Исх.12:15; Рим.14:21; 1Кор.8:13).
б) относительно
Среды (времени): Христос был предан на мучения в пятницу (Лк.5:35), а в
среду Иуда сделал предательство.
Великий пост – подражание
Христу, постившемуся 40 дней (Мф.4:21; 1Пет.2:21) Петров пост –
подражание Апостолам, которые, «быв посланы Духом святым», перед
отправлением на проповедь постились. (Деян.13:2-3; 1Кор.4:16). Успенский
пост – Евр.19:7. Рождественский пост – верующие подготовляют себя к
встрече великого праздника Рождества Христова (Деян.27:8-12).
Однодневные
посты:
Усекновение главы
Иоанна Крестителя – 11 сентября н.с.
Воздвижение Честного
Креста – 27 сентября н.с. – в честь воспоминания страданий на кресте Спасителя
мира. Относительно определенных сроков продолжительности поста есть указания: Лев.16:29;
Втор.8:3; Зах.8:19; Деян.13:3; Деян.27:8-9.
7.Сектант: Пост
убивает тело, а с ним и вредит душе.
Православный:
Это не заслуживает
внимания, ибо бессильно перед судом слова Божия, перед наукою, перед
наблюдением над жизнью человека. Первозданным людям Господь назначил питаться
не мясною, но растительною пищей (Быт.1:29).
Каких животных можно
есть? (Лев. 11 гл., Втор. 14 гл.)
Посты, узаконенные
для Израиля – Лев.16:29; Втор.8:3,5.
Посты в Новом Завете
– Мф.4:2; 6:16,17; 9:15; Деян.13:1-3; 2Кор.6:4-5; 11:27.
Апостолы
заповедовали поститься и нам. 2Пет.1:6 – «В рассудительности воздержание,
в воздержании терпение, в терпении благочестие»; Гал.5:23 – «В
рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие»;
1Кор.9:25 – «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца
тленного, а мы — нетленного». Современные врачи доказывают, что
растительная пища гораздо здоровее и полезнее мясной. Многие болезни
излечиваются при строгом воздержании. Цель поста не в расстройстве тела,
которое есть храм живущего в нем Духа Святого (1Кор.6:12), а в очищении
этого храма от всякой мерзости, в освобождении его от злых похотей и вожделений
плоти, ибо плоть желает противного духу (Гал.5:16-17; Иак.4:1; Пс.34:13).
«Изнурение тела
приучает нас к победе над страстями. Впрочем, не так должно поступать с плотью,
чтобы естественную ее силу расслабить и привести в совершенное бездействие
воздержанием и чтобы от чрезмерного расслабления дошла она до невозможности
следовать за умом» св. Василий Великий.
8.
Сектант:
Зачем христиане
употребляют в пищу мясо свиней, едят рыбу без чешуи и другую, запрещенную
Моисеем пищу? (Лев. 11 гл.; Втор.14:1-21). Тогда ешьте и всех других
запрещенных животных.
Православный:
Для христиан всякая
пища сама по себе чиста. (Рим.14:1-4 –«Немощного в вере принимайте без
споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест,
потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом
стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его»;
1Тим.4:2-5 – «через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы
верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие
хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому
что освящается словом Божиим и молитвою»; Тит.1:15 – «Для чистых все
чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их
и совесть»). Закон Моисея о родах пищи потерял для нас, христиан,
всякое значение, ибо мы уже «не под законом, а под благодатью»
– Рим.6:14; Кол.2:16-17; 20-22.
Христианам всё
чисто, всё позволительно есть в свое время, но если не всякое животное едят, то
потому, что как не всякое съедобное растение, так и не всякое мясо животных
приятно и полезно. (Лк.11:11-12 – «Какой из вас отец, когда сын попросит
у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею
вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» –
Деян.15:28-29).