О священном Предании
2
Фес.2:15 – «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или
словом или посланиями нашими». Откуда и как мы научаемся
истинной вере в Бога? Из двух источников Богопознания: из естественного и
сверхъестественного откровения Божия. Под естественным откровением разумеется
вся видимая, сотворенная Богом природа: небо, земля, солнце, луна и звезды,
моря, реки, леса, животные и растения, весь видимый мир приводит человека к
познанию Бога.
Пс.18:2-3
– «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню
передает речь, и ночь ночи открывает знание». Пс.49:6 – «И небеса
провозгласят правду Его; ибо Судия сей есть Бог». Пс.88:6 – «И небеса
прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых».
Но естественного
откровения далеко недостаточно для полноты Богопознания, особенно после
человеческого грехопадения, повредившего всю духовно-телесную природу людей,
исказившего их ум, волю и сердце. Действительным и непогрешимым источником научения
вере в Бога является сверхъестественное откровение, когда не люди слабыми
силами ума своего стараются познать Всемогущего и Непостижимого Бога, а Сам
Бог, по бесконечной любви к людям, открывает им Себя и Свою волю через
избранных Им святых мужей, которые объявляли волю Божию устно или письменно.
Первый, устный способ передачи воли Божией, называется Священным Преданием, в
отличие от обыкновенных преданий человеческих.
Второй способ,
письменный, – Священное Писание, Библия. Оба способа являются Божественным
откровением, «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле
человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом
Святым» – 2Пет.1:21, 1Пет. 1:10-12, Евр.1:1,2.
Христос учил людей
только устно, а Апостолы устно и письменно, но устно – несравненно больше.
Таким образом, новозаветным Святым Преданием называется устное учение Господа
нашего Иисуса Христа и Его Апостолов, записанное не самими св. Апостолами, а
уже их учениками или их преемниками и неповрежденно сохраняемое Церковью наряду
со Св. Писанием. Христиане в делах веры и церковной жизни должны одинаково
руководствоваться Св. Писанием и Св. Преданием, ибо то и другое есть учение
самих Апостолов, учеников Христа.
Разбор
возражений сектантов
1.
Сектант:
Предания не нужно
никакого, ибо Сам Христос осудил его (Мф.15:1-17). Марк 7:7-8 – «Но
тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим; ибо вы оставили заповедь
Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш и делаете многое
другое, сему подобное».
Православный:
Здесь речь не к
Апостолам, а к книжникам и фарисеям, и говорится не о Предании Апостольском, а
о предании ветхозаветных старцев, которые учили, например, что омовение рук
перед употреблением пищи важнее исполнения всех заповедей; предания такие мы и
не признаем. (Гал.1:1; Сир.8:11-12 – «Не удаляйся от повести старцев, ибо
и они научились от отцов своих, и ты научишься от них рассудительности и —
какой в случае надобности дать ответ»; Втор.32:7 – «Вспомни дни древние,
помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев
твоих, и они скажут тебе».)
2.Сектант:
Гал.1:8-9
– «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что
мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь
еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».Нужно
признавать одно Писание, ибо Предание – это уже иное благовествование
Православный:
Здесь ни слова не
говорится о Св. Предании. Всё послание к галатам написано против иудействующих,
то есть таких учителей, которые учили, что если принявшие Христа язычники не
обрежутся по обряду Моисееву, то не спасутся (Гал.5). Апостол Павел
говорит, что если и Ангел с неба будет учить обрезанию, да будет отлучен. Это
место, скорее, говорит в пользу Св. Предания: «как прежде мы сказали».
Послание написано в 56 году.
3.Сектант:
Апостол Павел
отвергает Предание. Кол.2:8 – «Смотрите (братия), чтобы кто не
увлек вас философиею и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям
мира, а не по Христу».
Православный:
Говорится здесь о
предании человеческом, о языческой философии в городе Колоссы, где учили, что
мир не Богом создан, а произошел сам собою, из стихий мира: воды, огня, воздуха
– эонами, произошедшими от Бога Ангелами, из которых будто бы один и есть
Христос. Против них и предупреждает Апостол Павел.
4.
Сектант:
1
Кор.4:6 – «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы
научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились
один пред другим».
Православный:
Здесь речь идет не о
Предании, а о тех партиях и разделениях, которые появились среди коринфян. 1
Кор.1:10-15 – «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Исуса Христа, чтобы
все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены
были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне
известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас
говорят: «Я Павлов», «Я Аполлосов», «Я Кифин», «А я Христов». Разве разделился
Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? Благодарю
Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто,
что я крестил в мое имя». Им и пишет Апостол, чтобы они не
гордились, не мудрствовали сверх того, что им написано ранее: 1Кор.3:4-5 – «Ибо
когда один говорит: «Я Павлов», а другой: «Я Аполлосов», то не плотские ли вы?
Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и
притом по скольку каждому дал Господь». Иер.9:24 – «Но хвалящийся
хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд
и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь».
5.
Сектант:
Апостол Павел
запрещает предания, называя их баснями. 1 Тим.1:3,4 – »Отходя в
Македонию, я просил тебя пребывать в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не
учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые
производят большие споры, нежели Божие назидание в вере». Тит.1:13,14 – «Свидетельство
это справедливо. По сей причине обличай их, не внимая Иудейским басням и
постановлениям людей, отвращающихся от истины».
Православный:
Под иудейскими
баснями Апостол Павел разумеет не Предание Апостолов, а талмудические
толкования Моисеева закона и фарисейские обычаи. (Мф. 7:3-4; 15:3-7;
23:16-26; Ин.4:11; 18:28; Деян.10:28). Под родословиями разумеется учение
язычников о происхождении их богов, а также бесконечные родословия иудеев,
старавшихся доводить перечень своих дедов, прадедов до Авраама, чем они
особенно гордились, сами не делая ничего, достойного похвалы.
6.
Сектант:
1
Тим.6:3,4 – «Кто учит иному и не следует словам Господа нашего Исуса Христа
и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к
состязаниям и словопрениям, от которых происходит зависть, распри, злоречия,
лукавые подозрения».
Православный:
Учили иному еретики,
особенно гностики, гордившиеся своими знаниями и любившие словопрения.
Деян.17:21
– «Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили
время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое». Слово
Божие повелевает сохранять Священное Предание: 2 Фес.2:15 – «Итак,
братия, стойте и держите предания, которым вы научены, или словом, или
посланием нашим». 1 Кор.11:2 – «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните
и держите предания так, как я передал вам». 2 Фес.3:6 – «Завещаем же
вам, братия, именем Господа нашего Исуса Христа, удаляться от всякого брата,
поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас».
7.
Сектант:
Господь запрещает
прибавлять к Священному Писанию какое бы ни было учение, следовательно, и
всякие предания.
Втор.4:2
– «Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляййте от того;
соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедаю». Откр.22:18
– «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей:
если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в
книге сей».
Православный:
Приводимое место из
Второзакония запрещает не Священное Предание, а языческое учение и поклонение
Ваал-Фегору.
Втор.4:3,4
– «Глаза ваши видели все, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого
человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой из среды тебя;
а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне». Ветхозаветные
праведники очень много прибавляли и не были наказаны Богом. (2 Пар.29:25; 3
Цар.7:29,36,42; 9:1,3; Есфирь 9:20-28; Ин.10:22 и др.) В Откровении
22:18 говорится только об одной книге Откровения Иоанна.
8.
Сектант:
2
Тим.3:15-16 – «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые
могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Исуса. Все Писание
богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для
наставления в праведности». Для спасения достаточно
одного Священного Писания.
Православный:
Апостол Павел сам
учит христиан: «Стойте и держите Предания» – 2 Фес.2:15.
Тимофей был научен
вере больше устной проповедью, что видно из стиха 14-го: «А ты пребывай в
том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен». 1Тим.6:20
– »О Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и
прекословий лжеименного знания». 2Тим.1:13 – «Держись образца здравого
учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе». 2Тим.2:2
– «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям,
которые были бы способны и других научить».
9.
Сектант:
Довольно одного
Писания, чтобы правильно веровать во Христа, как делали верийцы. Деян.17:11
– «Здешние были благомысленнее Фессалоникийских: они приняли Слово со всем
усердием, ежедневно разбирая Писание, точно ли это так».
Православный:
Приводимое место не
оправдывает, а обличает сектантов, не признающих устного учения, Священного
Предания. Здесь говорится, что когда Апостолов изгнали из Фессалоников, то они
ушли ночью в Верию, где в синагоге начали проповедовать о Христе, «они
приняли Слово», то есть устную проповедь, а не отвергли, как в
Фессалониках».
10.
Сектант:
2
Пет.1:19 – «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо
делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте,
доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя
звезда в сердцах ваших». Достаточно одного Писания,
без Предания.
Православный:
Нет недостаточно:
нужно еще и правильное изъяснение Священного Писания, ибо «никакого
пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» – 2 Пет.1:20.
Но кроме этой
истины, есть много и других, необходимых для нашего спасения, о которых пророки
мало говорили: о таинствах крещения, покаяния, брака, елеоосвящения, о которых
возвестил устно Христос и научили устно и письменно святые Апостолы.
11.
Сектант:
Лк.16:29
– «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их». Ин.5:39
– «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную». Рим.3:21
– «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
Православный:
В словах Авраама и
Спасителя нет даже и намека на ненужность устного научения вере, то есть
Священного Предания. В речи Авраама говорится о необходимости для братьев
богача, живших в Ветхозаветные времена, слушаться предписания Моисея и
пророков. Мк.1:15 – «И говоря, что исполнилось время и приблизилось
Царствие Божие, покайтесь и веруйте в Евангелие».
2
Фес.2:15 – «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или
словом или посланием нашим».
12.
Сектант:
Рим.1:16
– «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила
Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и еллину». Достаточно
одного Писания.
Православный:
«Благовествование» –
это устная проповедь. 1 Ин.1:5; Лк.4:18; 43-44; 9:6; Деян.5:42; 11:20.
13.
Сектант:
Деян.20:27-31
– «Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак, внимайте себе
и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь
Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по
отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих
восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за
собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со
слезами учил каждого из вас».
Православный:
Эти места Писания
говорят в пользу Св. Предания. «Непрестанно» – Апостол учил ефесян устно три
года «день и ночь», и ничего не записано.
14.
Сектант:
Деян.1:1
– «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и
чему учил от начала». Записано всё,
что необходимо для спасения.
Православный:
Нет, не всё. Ин.20:30
– «Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не
написано в книге сей». Ин.21:25 – «Многое и другое сотворил Иисус: но
если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы
написанных книг. Аминь». Лк.1:2 – «Как передали нам то бывшие с самого
начала очевидцами и служителями Слова». У Луки не описано омовения ног
Христом ученикам (Ин.13:1-16), беседа Христа с Самарянкой (Ин.4:5-26),
притча об истинном пастыре (Ин.10:1-18).
15.Сектант:
Мы не признаем Св.
Предание потому, что если оно было дано церкви, то Апостолами; и почти за 2000
лет могло быть изменено и даже совершенно повреждено. Втор.32:7 – «Вспомни
дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и
он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе».
Православный:
Но на этом же
основании должно отвергнуть и Св. Писание, ибо без Св. Предания нельзя убедиться
в подлинности и не поврежденности Св. Писания, то есть что именно то, которое
было написано Св. Апостолами за 2000 лет оно ни в чем не повреждено. Если
верите, что нашею Церковью Св. Писание сохранено неповрежденным, то должны
верить и в сохраненное Св. Предание.
Св. Церковь, от
времен Св. Апостолов также бережно сохраняла Св. Предание, как и Св. Писание,
ибо верила и верит, что Виновник того и другого, есть один и тот же Дух Святой.
Св. Апостолы,
приказав христианам хранить Св. Предание (2Фес.2:15) повелели своим
преемникам, пастырям Церкви, чтобы оно (Предание) всегда содержалось согласно
со Св. Писанием, ибо истинный епископ Церкви, должен быть: «держащийся
истинного слова, (Св. Предания) согласно с учением» (со
Св. Писанием). Тит.1:9, 1 Тим.2:2.
В первые века Церкви
Христовой, св. отцы и учителя, как Ириней Лионский, Климент Александрийский,
стали записывать Предание Св. Апостолов, так что к IV веку они были уже все
собраны в один канон, утвержденный на иппонийском соборе 393 года. Определение
собора было подтверждено 33 правилом Карфагенского Собора 397 года и на 7
вселенском Соборе 691 года.
Св. Предание
заключается в древних символах, в древних литургиях (Апостола Марка, Апостола
Фаддея), в писаниях св. отцов и учителей Церкви, церковной богослужебной
практике, в правилах Апостолов, в правилах семи Вселенских и девяти Поместных
Соборов, которые будучи выражением голоса всей Церкви, являются источником
православной веры и христианского благочестия.
Сами сектанты,
отрицая Св. Предание, пользуются им, при праздновании Рождества Христова,
Пасхи, Вознесения Христова, и удерживают обычай давать детям имена св. отцов,
которых они не почитают. Отвергнув обряды Церкви и богослужения, сохраненные по
Преданию от Св. Апостолов, сектанты выдумали свои обряды, при совершении
«преломления», «крещения», брака, омовения ног, обновления дома; выдумали свое
богослужение, свои катихизации, введение пророчеств и «когда мы отсылаем их к
тому Преданию, которое происходит от Апостолов, и сохраняется в Церкви через преемство
пресвитеров, они противятся преданию, говоря, что они премудрее не только
пресвитеров и Апостолов, и что они нашли «чистую истину» Св. Ириней
Лионский (II век).