О Святом Причащении
«...приимите,
ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте
из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во
оставление грехов» – Мф. 26:26-28
Причащение есть
такое великое Таинство, в котором верующие под видом хлеба и вина вкушают истинное
Тело и истинную Кровь Христа для теснейшего соединения с Ним, для оставления
грехов и получения вечной жизни.
Еще задолго до
страданий Своих Христос подготовил народ и учеников Своих к пониманию
спасительной силы и значения Великого Таинства Святого Причащения, когда
чудесно насытил пятью хлебами и двумя рыбами около 5 тысяч народа, предложил им
учение о необходимости для вечной жизни Пречистого Тела и Пречистой Крови.(Ин.
6:47-58).
Еще яснее учил
Христос Своих 12 учеников о Святом Причащении на Тайной Вечере. (1Кор.14:26-30;
10:16; Мф.26:26-28; Ин.6:53-54).
Разбор возражений
сектантов
1.
Сектант:
Видимого Причащения
не нужно. (Ин.1:1 – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово
было Бог») – мы причащаемся словом Его.
Православный:
Под «Словом»
разумеется Единородный Сын Божий. Мир произошел не через Св. Писание, а через
Сына Божия. (Еф.3:9 – «Итак верующие благословляются с верным Авраамом»;
Кол.1:16-17 – «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и
невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для
Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит»).
2.
Сектант:
Мф.4:4
– «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек,
но всяким словом, исходящих из уст Божиих».
Православный:
Слово, сказанное в
пустыне дьяволу, относится не к Причастию. (1Кор.6:13 – «Пища для чрева,
и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для
Господа, и Господь для тела»; 8:8 – «Пища не приближает нас к Богу: ибо,
едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем».;
Рим.14:17 – «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и
радость во Святом Духе»).
3.
Сектант:
Ин.6:27
– «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную,
которую даст вам Сын Человеческий...».
Православный:
И в этих словах не о
Причащении. (Ин.6:34; 48-51).
«На это сказали ему:
Господи! подавай нам всегда такой хлеб». «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели
манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не
умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб
же, который я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
4.
Сектант:
Ин.15:3
– «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». Не
через Причащение, а через слово очищаются.
Православный:
Это не значит, что
без Причащения можно спастись. Ин.6:53 – «Иисус же сказал им: истинно,
истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови
Его, то не будете иметь в себе жизни». (Мф.26:26-28).
5.
Сектант:
Евр.13:9
– «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью
укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся
ими».
Православный:
Здесь говорится не о
христианах и не о Причащении, а об евреях и их ветхозаветных жертвах, не
могущих сделать в совести совершенным приносящего. (Евр.9:3-10,26).
6.
Сектант:
Слова о Причащении
Его Тела и Крови нужно понимать духовно: причащается Христа тот, кто страдает
за Него и Его учение, а под чашей – страдание.
Православный:
В приведенных местах
действительно понимается страдание, но в словах Его на Тайной Вечере имеется
прямой смысл: страдания нельзя преломить. О хлебе сказано: «Раздал», а о чаше –
«Подал». Если понимать под словом «чаша» – в речи Спасителя на Тайной Вечере –
страдание, значит, толковать Св. Писание к собственной погибели. (2Пет.3:16).
Св. Кирилл
Александрийский: «Одна Плоть вовсе не может оживлять, потому что Сама Она имеет
нужду в оживляющем, но она животворит потому, что соединена с Животворящим
Словом».
Христос говорит: «Плоть
не пользует нимало», – иначе, если бы Христос был только человек, а не
Богочеловек, то тогда Тело Его не пользовало нимало; но соединено с Божеством
еще во чреве Приснодевы Марии от наития на Нее Духа Святого оно, принимаемое
верующими, соединяет их со Христом и дает им жизнь вечную».
Ин.6:56
– «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне,
и Я в нем». «Ибо в ком Христос, в том и Животворящий Дух Божий» Иоанн
Златоуст. т. 8, стр. 310.
7.
Сектант:
Вы вторично мучите
Христа, ибо прободаете копием и режете ножом Тело Его во время преломления.
Православный:
Служители Алтаря
Господня надрезывают копием не Тело Христово, а простой хлеб, ибо эти священные
действия они совершают во время первой части литургии, так называемой
Проскомидии, когда хлеб еще не пресуществлен в Тело Христово, что совершается
уже в третьей части – во время литургии верных, когда священнодействующий,
благословляя «Агнца» и чашу, молится Богу-Отцу: «И сотвори убо хлеб сей в
Честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей – в Честную Кровь Христа Твоего,
преложив Духом Твоим Святым». Разделяется же Агнец крестообразно ножом в
воспоминание о крестных страданиях Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира.
А прободается копием
в воспоминание того, как воин пронзил копием в ребро умершего за нас на Кресте
Спасителя. (Ин.19:33-34).
8.
Сектант:
Причастие не
отдельно подается, а вместе – лжицею, не так, как причащал Христос учеников.
Православный:
Преподание верующим
Тела и Крови Христа вместе или отдельно касается обряда а не сущности Таниства.
По свидетельству
Иоанна Златоуста, [так делают], желая сохранить Великую Святыню от поругания
неверующими, ибо они брали Св. Дары для волхования, и для удобства преподания
детям. (1Кор.11:29-30; Мф.26:28). «Лжица означает те клещи – щипцы,
которыми некогда Серафим взял с жертвенника горящий уголь, коснулся уст пророка
Исайи. (Ис.6:6).
9.
Сектант:
Откр.17:3-5
– «И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере
багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью
рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом,
драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей,
наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя:
тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».
Православный:
Сопоставив 17 и
12 главы Откровения, «упоена кровью святых», увидим, что
только лишенный разума и совести может говорить это о Церкви.