О необходимости внешнего поклонения или обрядов и символов христианских
Лк.22:41
– «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив
колени, молился»; 1Тим.2:8 – «Итак желаю, чтобы на всяком
месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения».
Как частная домашняя
молитва, так и общественное богослужение христиан сопровождается обрядами и
символами. Обрядами называются такие священные действия, посредством которых во
время молитвы и богослужения выражается известная истина веры христианской,
какое-либо священное событие из жизни Христа и Его церкви, или известное
настроение души молящегося христианина. То же самое означают священные символы,
употребляемые христианами во время молитвы и богослужения. Например, обряд
троекратного погружения в воду крещаемого обозначает, что он, окрестившись во
имя Отца и Сына, и Святого Духа, умер для греха и воскрес для обновленной жизни
во Христе Иисусе. Кол.2:11-12 – «В Нем вы и обрезаны обрезанием
нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв
погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который
воскресил Его из мертвых», получив в крещении прощение грехов.
Деян.2:38 – «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из
вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа».
Белые одежды, надеваемые на крещеного служат символом, т.е. знаком чистоты его
души, омытой от грехов в крещении, и записанной в книге жизни. Откр. 3:5;
7:9. Совершением самого крестного знамения мы наглядно показываем, что
верим во Христа пострадавшего и распятого на Кресте за грехи всего мира и за
нас грешных. Господь создал человека не только из души, но и из тела, поэтому
он должен прославлять Творца своего не только душой, но и телом. Если бы мы
были бесплотные духи, как анеглы, то молились бы Богу только духом. Притч.17:22
– «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
По лицу можно узнать человека и состояние его души. Сир. 13:31-32 –
«Сердце человека изменяет лицо его или на хорошее, или на худое. Признак
сердца в счастье — лицо веселое, а изобретение притчей соединено с напряженным
размышлением». Еккл. 8:1 – «Кто — как мудрый, и кто
понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость
лица его изменяется». Матф.12:34 – «От избытка сердца
говорят уста». На лицах тяжких преступников (убийц, развратников)
всегда отражается их преступная душа, они носят на лице своем «печать Каина», и
носят до тех пор, пока не раскаются искренно и не примирятся с Богом, с людьми
и со своею совестью Ис.3:9. Быт 4:3-15.
Молитва и есть самое
живое, самое сильное движение души человека к Богу, поэтому она непременно
должна совершаться с участием тела. 1Кор.6:15-20.
1.Сектант:
Не нужно никакого
внешнего богопоклонения. Иоан. 4:23-24 – «Но настанет время и настало
уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо
таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны
поклоняться в духе и истине»., так и Спаситель учил.
Православный:
Здесь Христос даже и
не говорит о внешнем богопоклонении. Нужно внимательно рассмотреть всю беседу
Христа с самарянкой. О том, что Богу нужно поклоняться в духе и истине знали
ветхозаветные праведники. Ис.66:2. 57:15. Пс. 24:5. 85:11-12. 33:19. Пс. 50.
3Цар. 8:23-53. В то время поклонялись в образах, т.е. жертвоприношения были
из животных. Евр. 9:9-10. То очищение было только для тела и не спасало.
2Кор.3:6,17. Рим. 2:28-29. 7:6. А теперь истинное, спасение жертвою
Иисуса Христа. Ветхозаветное поклонение Богу не было в строгом смысле и
истинным, ибо люди тогда еще не знали величайшей истины христианства –
троичности лиц в Боге. Деян. 2:1-4. Евр. 10:10. «Прежние установления, –
говорит Иоанн Златоуст, – были только прообразы; ныне же всё – истина».
«Истинные поклонники – это те, которые будут совершать служение не образное,
тенистое и указывающее собой на будущее, как иудеи, но служение истинное и не
имеющее никаких теней» Блаж. Феофилакт. Ветхозаветное поклонение Богу было
рабским, чуждым спасающей благодати Святого Духа. Рим. 5:9-10; 8:15-17.
Иоан.15:14-15.
2.
Сектант:
Не нужно никаких
обрядов. Иоан.6:63 – «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова,
которые говорю Я вам, суть дух и жизнь».
Православный:
Христос говорит
здесь не об обрядах, а о том, что плотское понимание о вкушении плоти Его – у
слушателей ложное, что Он дает не простую плоть, но под видом хлеба и вина дает
пречистое тело и Кровь Свою. (И.Злат.т.8, стр.310).
3.Сектант:
Плотские обряды –
излишни. 1Пет.1:24 – «Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава
человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал».
Православный:
Здесь говорится не
об обрядах, а о непрочности славы и благополучия. Лк.12:16-20.
4.Сектант:
Рим.
8:5-8 – «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а
живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления
духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога;
ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу
угодить не могут».
Православный:
Не сказано
«молящийся» по плоти или плотию, а сказано «живущие» по плоти, то есть по ее
прихотям, по ее страстям. Обряды – одно, а дела плоти – совсем другое. Гал.
5:19-21.
5.Сектант:
1Тим.4:8 –
«ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея
обетование жизни настоящей и будущей».
Православный:
Под «телесными
упражнениями» разумеются не обряды, а укрепление тела гимнастическими
упрежнениями.
6.Сектант:
Фил.
3:3 – «потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и
хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся».
Православный:
Евреи надеялись, что
они спасутся уже только по одному тому, что происходят от Авраама и имеют на
себе обрезание.
7.Сектант:
Мы должны не телом
молиться, а только душою. Еф. 6:18 – «Всякою молитвою и прошением
молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством
и молением о всех святых».
Православный:
Молитва духом не
исключает, а предполагает участие в ней и тела. Лк. 22:41. Деян. 7:60; 9:40;
20:36; 21:5. Фил.2:9-10. Мф. 26:39; 28:9; Лк. 24:52. 1Кор. 14:24-25; Откр.
4:10; 11:16.
О благословении
руками. Мрк. 10:16; Лк.24:50.
О возложении рук. Деян.
8:17-19. 19:6. 6:6. 14:23. 1Тим.4:14. 5:22. Воздевать при молитве руки. 1Тим.2:8.
Без
обряда невозможно совершение святых Таинств.
Сектанты отвергли благословение
руками Лук.24:50-51. Мк. 10:16. Отвергли поклоны во время молитвы. Мф.26:39.
Светильники Деян. 20:8. Фимиам Фил. 4:18. Откр.8:3-4. Елеоосвящение
Иак.5:14-15. Омовение ног. Иоан.13:4-14. Зато сектанты выдумали
свои обряды: опрокидывание крещаемого навзничь в воду при крещении, сложение на
животе рук при молитве перед обедом, особый обряд брака, наречение имени
младенца, обряд обновления дома. Придумали свои праздники, которых новозаветная
церковь никогда не знала: праздник жатвы, праздник единства, конфирмация и
многие другие. 1Тим. 1:6-7.
В православной
церкви тоже есть много обрядов, о которых в Священном Писании не говорится
ничего. Но нам известно из церковного предания, что они в церкви с апостольских
времен. Кроме того, если святая церковь имеет власть отворять и затворять двери
рая для людей Мф.18:19 Иоан.20:23, то тем более они имеет право вводить
новые и отменять старые обряды, которые не составляют существа веры.