Об истинном священстве в Церкви Христовой
Вопрос об истинном
священстве в отношении сектантов есть наиглавнейший. Все остальные разногласия
не являются главными. Они или второстепенные, или происходят из этого:
отсутствие истинного священства. Обычный порядок рассуждения людей таков: «я
верю в Бога, читаю Библию и познаю волю Божию; я покаялся перед Богов в своих
грехах, стараюсь их больше не повторять, принял Христа в свое сердце, как лично
моего Спасителя, уверовав в него сознательно во взрослом возрасте. Верю, что
его пречистая кровь, пролитая за меня на Голгофе омыла все мои грехи, и я
принял водное крещение в реке, дал богу обещание доброй совести служить Ему и
любить Его всем сердцем. Творю дела милосердия и говорю всем о Христе, распятом
и воскресшем и вновь грядущем. Я верю, что будет страшный Суд и воскресение из
мертвых, люблю своих братьев и сестер и не пропускаю ни одного богослужебного
собрания, и так же воспитываю своих детей. Зачем мне попы в каких-то непонятных
одеждах, с длинными волосами? Я не нуждаюсь ни в каких посредниках. Я молюсь и
Бог слышит меня и отвечает на все молитвы. Дух Святой Сам меня ведет в райские
обители. А церковь и попов – это всё люди придумали».
Большинство нецерковных людей, знающих
Евангелие, рассуждают именно так. И притом они уверены, что это их понимание
основано исключительно на Библии. Наша задача в этих материалах показать в чем
они ошибаются, как нужно понимать Слово Божие, и притом так, чтобы при данном
толковании ни одно место Писания не противоречило другому, потому что всё
Писание от Бога и Автор Библии Сам Бог. Православным доказать это намного
труднее, ибо для них авторитетом является священник, а не Библия. Сектанты же
уверены, что они знают Библию, и что их понимание ее – единственно верное.
Добавим, что нынешние сектанты – баптисты, адвентисты и другие – очень неохотно
идут на собеседование с теми, кто знает Библию в православном толковании. Мне
пришлось ровно сорок лет заниматься миссионерской работой среди самых
всевозможных еретиков, и знаю, что причина отказа заключается только в одном –
в их страхе потерять паству. Уже в этом 2002 году я предлагал
руководителям-проповедникам разных деноминаций-сект такие встречи: их пресвитер
приходит к нам в Крестовоздвиженскую общину и в трапезной после богослужения
скажет получасовую проповедь на любую избранную им тему, затем они мне
предоставят такую же возможность в своем собрании или в их трапезной. Мы не
предлагаем говорить в нашем храме, потому что согласно наших правил,
проповедующий должен быть хотя бы чтецом, рукоположенным архиереем. Они
соглашаются, и как один через неделю все отказываются. Они на уровне
подсознания понимают, что доказать правоту своих заблуждений не смогут; а вот
такое неискреннее отношение к Слову Божию и к своей душе свойственно было
иудеям (6-8 гл. Евангелия от Иоанна).
Здесь мы будем
беседовать на равных, без всякого подыгрывания себе, но пользуясь накопленным
опытом от личных встреч, бесед и миссионерским журналом «Ревнитель» (1400 стр.
большого формата) и книгой М.А. Кальнева «Обличение лжеучений русских сектантов
рационалистов на основании Священного Писания и Священного Предания» – Одесса,
1914; трудами святых отцов православной церкви.
Вот наши
доказательства на основании Библии, что в церкви для спасения необходимо
истинно рукоположенное священство. Это означает, что Христос избрал Апостолов,
а они через возложение рук на головы поставили епископов, а епископы эти –
других епископов, и так будет до второго пришествия. Если где-то существует
разрыв, то благодать хиротонии – рукоположения прервалась. И такой их «епископ»
или «старший пресвитер» ничего другим передать не может, хотя бы и усиливался
это доказать. Такие их пресвитеры есть самозванцы и лжепресвитеры, потому что
отсутствует легитимность, как у претендентов на престол Давида. И как там
постоянно Бог упрекает в грехе родоначальника их отпадения, отделения от Иудеев
Иеровоама, сына Наватова, так точно и в любой секте грех основателя их
увеличивается с каждым днем: Мартин Лютер, Джон Смит, Уильям Миллер, Джозеф
Смит, Елена Уайт и прочий легион основателей простых и тоталитарных сект.
Еф.4:11-12 – «И
Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных
пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания
тела Христова».
Церковь Христова
есть хранительница истинной веры, христианского благочестия и святых Таинств, в
которых подается верующим благодать Святого Духа для получения вечной жизни.
Для научения людей вере и благочестию и особенно для совершения св. Таинств и
богослужения, поставлены Христом в Его Церкви особые люди – пастыри. Таким
образом Церковь состоит из мирян и пастырей, поставленных на это высокое св.
служение через таинство священства.
Что такое таинство
священства? Это такое священное действие, в которое через епископское
молитвенное рукоположение, преемственно идущее от св. Апостолов подается
избранному лицу Дар Божий. 2Тим. 1:6 – «По сей причине
напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение»,
т.е. благодать Св. Духа
Деян.20:28
– «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух
Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую он
приобрел Себе Кровию Своею». Дающий ему право и власть учить мирян
истинам веры, управлять мирянами в делах веры и священнодействовать, то есть
совершать для них богослужение и преподавать им спасительные таинства.
Новозаветное
священство имеет три степени: епископы, пресвитеры, диаконы. Епископ:
патриарх, митрополит, архиепископ – 1 степень. Пресвитер, протопресвитер,
иерей, протоиерей, иеромонах – 2 степень. Диакон, иеродиакон – диакон-монах,
протодиакон, архидиакон – старейший – 3 степень.
В
диаконы рукополагают не ранее 25 лет.
Епископ, как
приемник всей полноты апостольской власти, совершает все таинства и
рукополагает пресвитеров и диаконов. Пресвитер совершает все таинства кроме
рукоположения; диакон только сослужит пресвитеру при совершении таинств и
богослужений. В пресвитеры не ранее 30 лет. VI Всел. 14: «Правило
святых и Богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера
прежде тридцати лет не рукополагать, если бы человек и весьма достоин был, но
отлагать до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридцатое лето
крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцати пяти лет, и
диаконисса прежде сорока лет да не поставляется. 15. Иподиакон да
поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто, в какую бы то ни
было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет
извержен».
Истинное законное
священство должно вести своё начало от самих Апостолов; в епископы
рукополагается не менее, чем двумя епископами. (Апост. правило 1: «Епископа
да поставляют два или три епископа»).
Рукоположение от
Апостолов сохранилось у католиков (от Апостола Петра), у православных (от
Апостола Андрея), григориано-армянская церковь – апостольская, а также коптская
и сирская церкви. Священное рукоположение – не просто знак избрания или полномочие
на служение, но через него подаётся Дар Божий (2 Тим.1:6), подаётся сам
Дух Святой, дающий рукоположенному божественное право «пасти церковь
Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» – Деян.20:28.
Где нет законно
рукоположенного через преемственно идущее от Апостолов епископское
рукоположение священства, там нет и Церкви Христовой, там нет домостроителей
Тайн Божиих. «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых
и домостроителей Тайн Божиих» – 1 Кор. 4:1.
Если нет там благодати,
следовательно нет и спасения.
Разбор
возражений сектантов
1.
Сектант:
Не нужно в Церкви никакого священства, «ибо
мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам» – Евр.
4:14.
«Итак, имея
Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо
держаться исповедания нашего».
Не нужно нам никаких
пастырей и ходатаев за нас перед Богом, «ибо мы имеем Ходатая пред Отцом,
Иисуса Христа, Праведника» – 1 Ин.2:1
Евр.7:26-27
– «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый,
непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше
небес, который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить
жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа: ибо Он совершил это
однажды, принесши в жертву Себя Самого». 1 Ин. 2:1 – «Дети
мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем
Ходатая, пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника».
1
Тим 2:5 – «Ибо един Бог, един и Посредник между Богом и
человеками, человек Христос Иисус». Евр.7:24-25 – «А Сей,
как пребывающий вечно, имеет священство непреходящее, посему и может всегда
спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать
за них». Евр.9:15 – «И потому Он есть Ходатай нового
завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений,
сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетование».
Евр.12:24
– «И к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови, говорящей лучше, нежели
Авелева». Евр.7:28 – «Ибо закон поставляет первосвященниками
человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына,
навеки совершенного».
Рим.8:24
– «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не
есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться?»
Православный:
То верно, что един
Христос Ходатай «посредник между Богом и всем человечеством» и всем миром, Сын
Божий, «предавший Себя для искупления всех».
1Тим.2:6
– «Предавший Себя для искупления всех: таково было в своё
время свидетельство».
Деян.4:12
– «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы
нам спастись».
Посему Он
ходатайствует за нас одесную Бога на небе (Рим.8:34). На небе же и Сам
Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим.8:26-27).
А на земле ходатайствуют перед Богом друг за друга люди, ибо всякая молитва к
Богу одного христианина за другого и есть ходатайство; а Апостол Иаков говорит:
«Молитесь друг за друга, много может молитва праведного». «Признавайтесь
друг перед другом в проступках, и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться:
много может усиленная молитва праведного» – Иак.5:6.
Апостол Павел просил
христиан молиться за него Богу, чтобы избавиться ему от неверующих в Иудее. Рим.
15:30 – «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом
и любовию Духа подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу». И
получив избавление от близкой смерти, относит это к молитвенному ходатайству за
него пред Богом христиан, когда пишет, что он надеется, что Господь его «ещё
избавит при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по
ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» – 2 Кор. 1:8-11.
Евр.13:18 –
«Молитесь (за) нас, ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что
во всём желаем вести себя честно». 1 Фес. 5:25 – «Братия!
молитесь о нас». 2 Фес. 3:1-3 – «Итак, молитесь за нас, братия,
чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам
избавиться от беспорядочных и лукавых людей; ибо не во всех вера. Но верен
Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого».
Итак, Христос –
единый Ходатай за весь мир, а все люди пред Ним ходатаи друг за друга. Тем
более пастыри Церкви могут и должны быть ходатаями пред Христом за вверенных их
пастырству людей.
2.
Сектант:
На земле все
христиане равны, и по Слову Божию все верные называются священниками.
1Пет2:9
– «Но вы род избранный, царственное священство, народ
святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы
в чудесный Свет Свой». Откр.1:6 – «И соделавшему нас
царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! Аминь».
Откр.5:10 – «И соделал нас царями и священниками Богу нашему: и мы
будем царствовать на земле».
Православный:
И в Ветхом Завете
весь Израиль назывался «царством священников».
Исх.19:6
– «Вы будете у Меня царством священников и народом
святым».
Однако не каждый
израильтянин был священником, а избирались на священническое служение «из среды
сынов Израиля», не многие лица взятые лишь из колена Левиина. Исх.28:29 – «И
будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего,
когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом».
Если же к
священнослужению приступал посторонний, не посвященный на это служение, то
предавался смерти. Числа 3:10; 16 гл.; 18:7 – «Аарону же и сынам его
поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит
кто, посторонний, предан будет смерти».
Так и в Новом
Завете: Евр.5:4 – «И никто сам собою не приемлет этой чести, но
призываемый Богом, как и Аарон».
Если священников не
нужно в церкви потому, что христиане называются священниками, то не нужно и
царей (руководителей), ибо христиане в Писании называются и царями. Откр.1:6;
5:10 – «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу». А
Апостол Петр учит:
1Пет.2:17 –
«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите». 1Пет.5:1
– «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий христовых
«.
Апостол Павел учит,
что Сам Христос поставил одних: «пастырями и учителями» – Еф.4:11-12
Если каждый сектант «священник» и служитель алтаря, то где же алтарь его; и
если он «царь» на земле, то где принадлежащее ему царство? Очевидно, христиане
называются «царями и священниками» не в прямом, буквальном смысле, а в
духовном, как люди освященные в св. Таинствах Церкви; как люди избранные в удел
Божий, царствующие над своими грехами и приносящие души и «тела свои в
жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего»
– Евр.13:15-16, Рим.12:1
«Приносящие
Богу жертву хвалы, т.е. плод уст, прославляющих имя Его». В Христовой
Церкви должно быть и Христово священство «непреходящее» т.е. вечное, как и
вечна сама Церковь. Евр.7:24 – «Сей как пребывающий вечно, имеет и
священство непреходящее».
3.
Сектант:
В церкви не должно
быть пастырей и пасомых, в ней все равны. Гал.3:28 – «Нет уже
Иудея, ни язычника; нет мужеского пола ни женского: ибо все вы одно во Христе
Иисусе».
Православный:
Здесь говорится не о
равенстве членов церкви по их положению, а о безразличии в деле спасения
национальности, происхождения и пола. Послание к Галатам написано против
христиан-иудеев, гордившихся перед христианами из язычников своим
происхождением от самого Авраама. Апостол говорит, что Царство небесное открыто
для всех, будь то иудей или эллин (грек), раб или свободный и т.п. Положение же
членов церкви в деле учения, священнодействия и управления не одинаково: есть
наставники и наставляемые, учителя и учащиеся, пастыри и пасомые.
Евр.13:7 –
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и
взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Рим.12:7-8 – «Имеешь
ли служение пребывай в служении; учитель ли – в учении». 1Пет.5:5 –
«Пастырям младшие повинуйтесь». В этом отношении есть различие
между мужчиной и женщиной. «Жены ваши в церквах да молчат» – 1Кор.
14:34-35 – «Ибо не позволено им говорить. Если они хотят чему
научиться, пусть спрашивают о этом дома у мужей своих: ибо неприлично жене
говорить в церкви».
4.
Сектант:
Право учительства
имеет каждый, а не одни священники. Мрк.9:38-46 – «При сем Иоанн
сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не
ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не
запрещайте ему: ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре
злословить Меня. Ибо, кто не против вас, тот за вас».
Православный: Приведённое
место в Писании говорит не о даре учительства, а о даре чудес (1Кор.
12:8-10).
1Кор.12:28
– «И иных Бог поставил в Церкви, во- первых, Апостолами,
во-вторых пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы
чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки».
Деян.19:13-15 – «Даже некоторые из скитающихся иудейских
заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса,
говоря: заклинаем вас Иисусом, которого Павел проповедует. Это делали какие-то
семь сынов иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса
знаю, и Павел мне известен, а вы кто?»
Новозаветного
священства тогда ещё и не существовало на земле, так как оно было установлено
после Воскресения Иисуса Христа.
5.Сектант:
Не нужно особых
пастырей для научения верующих, каждый может назидать себя и других.
1Кор.14:26
– «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого
есть псалом, у каждого из вас есть научение, есть язык, есть откровение, есть
истолкование, – всё сие да будет к назиданию».
Евр.3:13
– «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно
говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом». Кол.3:16
– «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью;
научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями,
во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Еф.5:18-19 – «Исполняйтесь
Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя
и воспевая в сердцах ваших Господу».
Православный:
В приведённом месте
послания к коринфянам, Апостол Павел говорит не о церковном учительстве, а о
особых дарах, чрезвычайных, существовавших лишь на первых порах в Церкви
Христовой – о дарах языков, откровениях и истолкованиях пророчеств. Эти дары
получали не только Апостолы, но и некоторые из верующих.
1Кор.14:27-31
– «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то
порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а
говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть
рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо
все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать
утешение». Деян.10:44-46 – «...дар Святого
Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих
Бога».
Особенно обильно
стали появляться эти дары у коринфских христиан, которые стали злоупотреблять
ими, говоря на незнакомых языках к народу или пророчествуя разом по несколько
человек, чем производили беспорядок в собраниях. Уже в 4 веке, как
свидетельствует св. Иоанн Златоуст, указанные дары прекратились в Церкви,
согласно предсказаниям Апостола Павла. 1Кор.13:8-10 – «Пророчество
прекратится и языки умолкнут». Учить и наставлять друг друга христиане
могут и должны согласно тому, чему учат поставленные в Церкви пастыри и
учителя. Иак.3:1 – «Братия мои! не многие делайтесь учителями,
зная, что мы подвергнемся большему осуждению». 1Кор.12:28-29 – «И
иных Бог поставил в Церкви, во- первых, Апостолами, во-вторых пророками,
в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары
исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? все ли
пророки? все ли учителя? все ли чудотворцы?» Еф.4:14 – «И
Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных
пастырями и учителями». Рим.10:13-15 – «Ибо всякий, кто
призовёт имя Господне, спасётся». Но как призывать того, в кого не уверовали?
Как веровать в того. о ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как
проповедовать, если не будут посланы? как написано: «как прекрасны ноги
благовествующих мир, благовествующих благое!»
6.Сектант:
И без епископского
рукоположения, законным пресвитером может быть тот, кого избрал народ и
рукоположила община, как это было с рукоположением Матфия.
Деян.1:23-26 –
«И бросили жребий о них и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к
одиннадцати Апостолам».
Православный:
Приведённый пример
не оправдывает самочинное избрание и рукоположение общиною
сектантов-пресвитеров.
Во-первых, избрание
Матфия на апостольское служение совершено не мирянами, не Апостолами, а Самим
Богом. Деян.1:24 – «Покажи из сих двух одного, которого Ты
избрал».
Во-вторых, при
поставлении Матфея на апостольское служение вовсе не было рукоположения, а был
брошен жребий на одного, кто уже раньше был избран Христом и поставлен в число
70 Апостолов. Сектантские пресвитеры в числе Апостолов не были и Господь по
жребию их не избрал.
7.Сектант:
Диаконов поставила
на служение сама община.
Деян.6:3-6
– «Итак, братия, выберите из Среды себя 7 человек
исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу».
Православный:
Первых диаконов
община избрала по желанию и служению Апостолов (Деян. 6:2).
Рукоположение избранных в диаконы совершено было Апостолами.
Деян.6:6
– «И сии, помолившись, возложили на них руки».
Что же касается высших епископов и пресвитеров, то мы нигде в Писании не видим,
чтобы община их избирала, но Апостолы.
Деян.14:23 –
«Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом
и предали их Господу, в Которого уверовали». 1Тим.4:14 – «Не
неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с
возложением рук священства».
1Тим.5:22 –
«Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих
грехах; храни себя чистым». 2Тим.1:6 – «По сей причине
напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение».
Тит.1:6 – «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил
недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал».
Таким образом,
самовольное рукоположение не оправдывается Словом Божиим, а осуждается.
8.Сектант:
Мф.23:6-7 –
«Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и
приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!».
Православный:
У евреев во время
пира или званого обеда участники трапезы не сидели за столом, а возлежали (т.е.
полулёжа).
Мф.9:40 –
«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и
возлегли с Ним и учениками Его». Мф.14:9 – «И опечалился
царь: «но ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей…». Лк.22:14
– «И когда настал час, Он возлёг и двенадцать Апостолов с ним».
Возлежал Христос и
во время тайной вечери.
Мф.26:20,21
– «Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью
учениками. И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст
Меня». Наши же священники за трапезой сидят, а не возлежат и в
синагогах не бывают.
9.Сектант:
Мф.23:8-10 –
«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же
вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец,
Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник –
Христос».
Православный:
Св. апостолы
бесконечно лучше понимали и исполняли учение Христа, чем наши сектанты
(протестанты), однако мы видим, что они (Апостолы) и себя и других называют
учителями.
1Кор.12:28-29 –
«И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками,
в-третьих учителями».
Еф.4:11
– «И Он поставил одних Апостолами, иных Евангелистами,
иных пастырями и учителями». Рим.12:6-7 – «И как,
по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчества,
пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,
– в учении». Иак.3:1 – «Братия! не многие делайтесь
учителями, зная что мы подвергнемся большему осуждению». 2Тим.2:7 – «Для
которого я поставлен проповедником и апостолом и учителем язычников».
1Тим. 2:7 – «Для которого я поставлен проповедником и Апостолом –
истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине».
Не называйте себя
учителями т.е. родоначальниками нового учения. Св. Апостолы называли себя и
других отцами.
Рим.4:16-17 –
«Итак по вере, чтоб было по милости, дабы обетование было непреложно для
всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец
всем нам, – как написано! «Я поставил тебя отцом многих народов», пред Богом,
которому он поверил». Кол.3:21 – «Отцы, не раздражайте
детей, дабы они не унывали» Деян.7:2 – «Но он сказал:
мужи, братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в
Месопотамии...» 1Ин.2:1 – «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не
согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса
Христа, Праведника...»
1Ин.2:13
– «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши
потому, что вы победили лукаваго». Гал.4:19 – «Дети мои, для которых я
снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» 1Кор.4:15 – «Ибо
хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во
Христе Иисусе благовествованием». 1Ин.2:12,14 – «Пишу вам, дети, потому
что прощены вам грехи, ради имени Его. Я написал вам, отцы, потому что вы
познали Безначального». Евр.13:7,17 – «Поминайте
наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину
их жизни, подражайте вере их», «повинуйтесь наставникам вашим и
будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших...»
Называя себя и
других учителями, отцами, наставниками, св. Апостолы не могли противоречить
Христу; очевидно, что Христос запрещает здесь называться упомянутыми именами по
гордости и тщеславию (как родоначальники), наши же пастыри справедливо
называются учителями, ибо учат народ вере Христовой, называются отцами, ибо
духовно рождают детей благовествованием и благодатью Св. Духа в
совершаемых ими Св. Таинствах; называются наставниками, ибо наставляют верующих
на добрые дела.
В подавляющем же
большинстве случаев священники не благовествуют вообще и поэтому никого духовно
не рождают, поэтому их название «отцы» имеет чисто условное значение. В вопросе
благовестия, мы должны согласиться, дело поставлено не просто плохо, а никак. И
вся причина в том, что живую проповедь заменили только одним богослужением, говоря,
что «служба наша – это и есть проповедь». Вот здесь весь корень вины
православных пастырей, почему возникают разные секты. «Ученье – свет, а
неученье – тьма». Ненаученный народ, не знающий Слова Божия, делается легкой
добычей хищного зверя – сектантов, и запутывается в терновнике грехов и
лжетолкований. Священник, который не учит ведению закона Божия, по слову
Златоуста – хуже убийцы. Согласно и нравственного и Божественного закона должны
быть запрещены в служении. Если кормчий корабля даже не подходит к штурвалу, то
зачем он нужен? Сегодня мучаются батюшки конференциями, съездами, монархизмом,
казачеством, черносотенством; не могут истолковать слов Евангельских, и народ
уходит от них. Все быстрорастущие секты в России на 80-85% состоят из тех, кто назывался
православным.
В этом отделе нашей
книги, так называемом противосектантском, мы показываем, как бы должны были
отвечать православные, и не только священники, сектантам. Но получается, что и
православным и сектантам можно сказать: Матф.22:29 – «Иисус сказал
им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». Сектанты
знают хотя бы что-то, но далеко не всё. Православные вообще ничего не знают.
Сектантам, указывающим на какие-то места Писания, Иоанн Златоуст говорит: «Не
показывай мне где написано, а дай мне смысл написанного»; православным же
говорит так: «Ты не читаешь Писания, и поэтому не знаешь законов Божиих, а не
зная эти законы, ты их нарушаешь, а нарушая, ты погибаешь. И всё от того, что
ты не читаешь». Во всех этих противосектантских материалах показано, как должны
бы отвечать православные на нападки сектантов, на их самооправдание, почему они
находятся в погибельной секте, а не в церкви Христовой. После встреч с тысячами
сектантов были классифицированны все их доводы на основании Слова Божия, и даны
ответы тоже согласно Слова Божия. Если мы действительно не только называемся, а
являемся верующими, имеющими страх Божий, то мы не сможем без насилия над своей
совестью, после прочтения этих материалов, остаться в своем заблуждении. Отныне
ни один сектант не сможет сказать, что он не слышал и не знал правильного
толкования и понимания. Люди, которые близко не знакомы с баптистами,
адвентистами и другими «истами», склонны думать, что они хорошо знают Библию.
Мне пришлось провести сотни собраний с ними. – повторяю: сотни. Приходилось
проводить собрания в их молитвенных домах по просьбе их пресвитеров. Так в
Тбилиси только в один день мне пришлось проповедовать восемь часов (на
грузинском, дагестанском, русском собраниях взрослых и молодежи), и могу легко
доказать в любом месте, что сектанты не знают Библию, у них одно место не
состыковывается с другим, хотя они знают ее содержание, и даже некоторые места
выборочно. Здесь же мы берем вопросы и нападки сектантов, предполагая, что они
могут задавать такие вопросы и всюду. Известно, насколько ленивы православные
люди в изучении Слова Божия – полные невежды. Но сектанты не менее ленивы, ибо
когда им даешь читать такие материалы. Они намертво уперты в свое заблуждение,
и до 90% времени у них тратится на песнопение, так же как и православные
мурлычут целыми днями. Как у католиков самое главное заблуждение – главенство
папы, так точно у сектантов самый главный и больной вопрос – отсутствие
священства. По всем остальным пунктам мы можем допускать, что у нас могут быть
разномыслия, только бы с их стороны не было хуления истины. Без священства нет
церкви, без церкви нет спасения. Без священства нет Таинства, а значит и
прощения грехов, нет ни истинного Крещения, ни Причащения.
Можем сказать, что
без наличия всего остального, о чем будем говорить далее, сектанты могут
спастись: без икон, без креста и без крестного знамения, без предания, без
призывания молитвенной помощи Матери Божией, Ангелов и святых. Даже можем
предположить, что и без миропомазания, если законно рукоположенные епископы
будут возлагать руки. Даже без храмов и без куполов, без всех наших икосов и
кондаков, акафистов, канонов, богослужения. Без литургий Василия Великого,
Иоанна Златоуста и Преждеосвященных Даров. Без колоколов, митр и без наших
просфор, елеопомазаний, без всяких риз и любых священнических одежд, без
целования рук, т.е. без всего того, что чётко нельзя доказать на основании
Библии. Но без священства, без церкви и без Таинств нет никакой надежды на
спасение. Всё, что здесь я говорю – это не по благословению епископа или
священника – я в этом и не нуждаюсь нисколько – не от имени церкви или какой-то
юрисдикции, ибо это ничего не прибавит к сказанному. Я говорю это только на
основании Библии, по любви к православным и по любви к душам еретиков. А если
они получат священство от католиков? – Крайне нежелательно сие, ибо католицизм,
папство утонули в ересях, но священство будет и тогда законным, как у
старообрядцев, только бы они не хулили, не отрицали всё перечисленное выше, что
мы относим не к главному, а к второстепенному, т.е. безразличному, но не
вредному. Пусть у них не будет ни чёток , ни лестовок, ни поклонов и останется
всё почти в той же форме, как ныне у баптистов, но только бы они вошли в
Церковь и соблюдали Великий пост и среды и пятницы, без признания остальных
постов и постных дней. Пусть бы у них не было ни свечей, ни кроплений, ни
лампад, ни кадил, ни крестных ходов, ни хоругвей, ни плащаниц.
10.
Сектант:
Христос запретил
Апостолам брать за труды, а ваши пастыри берут. Мф.10:18 – «Больных
исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром
получили, даром и давайте».
Православный:
Прежде всего нужно
заметить, что сам Христос и Апостолы оставивши всё, последовали за Ним.
Мф.19:27
– «Вот мы оставили всё и последовали за Тобою: что же
будет нам?» Питались и содержались за счет уверовавших во Христа,
которые служили Ему имением своим. Ин.12:46 – «Иуда Симонов
Искариот... имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». –
Слова Христа «даром получили, даром и давайте» говорят не о
даровом совершении труда Апостолов, которые будто не должны были брать ничего у
верующих для своих нужд, а говорят о том, что апостолы, получив даром дар чудес
и исцелений, должны совершать их даром, а не за плату, как Симон-волхв.
Деян.8.18:24 –
«Симон же увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух
Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию... Но Петр сказал ему:
серебро твое да будет в погибель с тобою, потому, что ты помыслил получить дар
божий за деньги: нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право перед
Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится
тебе помысл сердца твоего...»
Мрк.1:44 –
«И сказал ему: смотри никому ничего не говори; но пойди, покажись
священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей». Лев.14:13
– «И заколет овна на том месте, где закалают жертву за грех и
всесожжение, на месте святом». Мф.23:23 – «Горе
вам книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину..., и оставили важнейшее в
законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять».
Иоан.4:8 –
«Ибо ученики Его отлучились купить пищу».
11.Сектант:
Ваши священники
носят длинные одежды.
Мрк.12:38 – «И
говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных
одеждах и принимать приветствия в народных собраниях».
Православный:
Если бы здесь
обличались священники за ношение длинных одежд, то так и было бы сказано, а
здесь речь идет о книжниках и фарисеях. Всякому известно, что наши пастыри
носят неудобные для них длинные одежды, не по тщеславию, а потому, что для них
установлена такая форма одежды в России. Длинную одежду носили пророки (4Цар.2:8-13).
И сам Христос носил длинную одежду.
Иоан.19:23 –
«Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху»(хитон – долгая
нижняя одежда). Исх.28:4 – «Вот одежды, которые должны они
сделать: наперсник, ефод (короткая одежда), верхняя риза, хитон стяжной, кидар
(головное украшение и пояс». Иоан.19:23 – «Воины же...
взяли одежды Его и поделили на четыре части... и хитон же был не сшитый, а весь
тканый сверху». По преданию: хитон ушел на Кавказ в Мицхетти (Житие
св. Нины пр. Грузии).
12.
Сектант:
Мы не признаем ваших
священников, ибо они такие, которых молитвы, жертвы и служение Богу не угодны. Евр.8:4-5
– «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником; потому что
здесь такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу
и тени небесного, как сказано было Моисею».
Православный:
Нужно читать пятый
стих до конца. «Когда он приступал к совершению скинии: «смотри»,
сказано, «сделай всё по образу, показанному тебе на горе» – Исх.
25:40. Тогда будет понятно, что слова «здесь такие священники»
относятся не к нашим новозаветным священникам, а к ветхозаветным, которые
служили и приносили дары по закону Моисееву.
Ветхозаветные
священники приносили жертву по закону Моисееву, а новозаветные приносят
духовную жертву, Тело и Кровь Христовы, по закону Христову. Лука 22:19 –
«...хлеб есть Тело Моё, которое за вас предаётся, сие творите в Моё
воспоминание... чаша есть Новый Завет в Крови Моей, которая за вас
проливается».
1Кор.11:24-25
– «И возблагодарив, преломил и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Моё,
за вас ломимое; сие творите в моё воспоминание». Мф. 26:28 – «Ибо сие
есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Ин. 6:51 – «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей
будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за
жизнь мира».
13.Сектант:
Из Священного
Писания видно, что степеней священства две: пресвитеры (епископы) и диаконы, а
вы придумали ещё архиереев. Деян.20:17,28 – «Из Милита же послав в Эфес,
он призвал пресвитеров церкви... Итак внимайте себе и всему стаду, в котором
Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он
приобрёл Себе Кровию Своею».
Флп.1:1
– «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе,
находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами». 1 Тим. 3:1-2,8 –
«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но
епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен,
(честен), страннолюбив, учителен... Диаконы также должны быть честны, не
двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы...»
Во времена Апостолов
епископ и пресвитер носили одни и те же названия, как теперь, например,
священники. Евр.7:7 – «Без всякого же прекословия меньший
благословляется большим». Тит и Тимофей, как епископы имели право через
рукоположение поставлять пресвитеров. Тит.1:5 – «...и поставил по
всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал». 1 Тим. 5:22 –
«Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих
грехах».
В епископы поставлял
собор епископов.
1Тим.4:14 –
«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по
пророчеству с возложением рук священства». (Апостольское правило 1: «Епископа
поставляют два епископа».)
Тит.1:7-9 –
«Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок,
не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий
добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного
слова, согласного с учением, чтоб он был силён и наставлять в здравом учении и
противящихся обличать». 1 Тим. 3:3-13 – «Не пьяница, не
бийца, (не сварлив), не корыстолюбив, но тих; миролюбив, не сребролюбив».
А ваши пастыри подвержены всяким порокам.
Православный:
Несправедливо на
основании отдельных случаев огульно приписывать порочность целому сословию
людей. Без греха один Бог. Откров.15:4 – «Кто не убоится Тебя, Господи, и
не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят».
В приведённом выше
месте из послания Павла к Титу изображён идеал, образец пастыря, но вполне
обладать всеми указанными качествами ни один человек не может. сказано: «будьте
совершенны»(Матф.5:48) и «по примеру призвавшего вас
Святого, и сами будьте святы во всех поступках» – 1 Петра 1:15.
Кто из людей
совершен? Никто! Разве только человек самообольщённый. 1Ин.1:8– «Если
говорим, что не имеем греха, – обманываем сами себя, и истины нет в нас». Во
всех людях, и пастырях в том числе, мы можем найти недостатки. Однако в делах
веры мы должны повиноваться и худым пастырям, ибо они носят благодать
священства.
2Кор.4:7 –
«Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила
была приписываема Богу, а не нам».
2Кор.3:5-6
– «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что-то от себя, но
способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового
Завета...»
1Кор.2:5 –
«Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе
Божией».
2Кор.12:9
– «Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати
Моей ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо
охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова».
Иуда был не только предатель, но и вор (Ин.12:6). Сам Христос назвал его
– «сын погибели» (Ин.7:12), даже дьяволом (Ин.6:70),
однако и он был сопричислен к Апостолам (Деян.1:17-25; Мф.10:6-8).
Ин.13:20 –
«Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня
принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня». Книжники и
фарисеи противились учению Христа, искали убить Его; но Иисус велел не
поступать по делам, а что говорят – делать. Мф.23:3 – «Итак все,
что они велят соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте,
ибо они говорят и не делают». 1Тим.5:19 – «Обвинение на
пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях».
15.Сектант:
Апостолы за свои
труды не брали ничего, а трудились даром. 2Кор.12:14 – «Вот, в
третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а
вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей».
2Фес.3:7-8 – «Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не
бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и
работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас».
Православный:
Нет никакого
сомнения, что у Павла были причины для своих нужд ничего не брать у
Фессалоникийцев и коринфян.
1Кор.9:12 – «Если
другие имеют у вас власть, не паче ли мы? однако мы не пользовались сею
властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию
Христову». Но проповедовал в других церквах он на их средства и получал
даже излишнее. Например: Филип.4:10-18. 2Кор.11:8-9 – «Другим
церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и
будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, ибо недостаток мой
восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь
не быть вам в тягость».
16.
Сектант:
Апостолы запретили
брать за труды от верующих.
1Петр.5:2
– «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним
непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия».
Православный:
Здесь вовсе нет
запрещения брать пастырям от верующих, но запрещается гнусная корысть.
вымогательство, осужденное во всяком христианине, а не только в пастыре. Тит.1:11
– «Каковым (пастырям) должно заграждать уста: они развращают целые домы,
уча, чему не должно, из постыдной корысти». 1Фес.4:6 – «Чтобы
вы (пастыри и все остальные христиане) ни в чем не поступали с братом своим
противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и
прежде мы говорили вам и свидетельствовали».
Мы должны признать,
что в этом вопросе православные священники подали долгосрочный соблазн своей
роскошной жизнью с давних времен, даже при татаро-монголах и советской власти.
В сборнике речей по случаю 1000-летия Крещения Руси выделяется речь
архиепископа Хризостома ныне литовского о недопустимой роскоши священников.
Осабенно во время перестройки Московская Патриархия занялась оголтелым
бизнесом, добывая деньги на «строительство храмов» продажей табачных и
алкогольных напитков. В печати публикуют о взносах, которыми пользуется
Московская Патриархия от Аум Синрикё и о связях с преступными группировками и
деятелями. Церковь должна существовать исключительно на добровольные
пожертвования своих прихожан и на десятину со всех доходов членов общины.
17.Сектант:
Мы не принимаем
ваших священников, ибо Сам Христос обличает их за пороки. Мф.23:1-7 – «Тогда
Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище
сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и
делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают
бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и
перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди:
расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят
предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных
собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!»
Православный:
Говорить, что
Христос обличает новозаветных священников, значит обнаруживать перед всеми свое
невежество. Деян.15:5 – «Тогда восстали некоторые из фарисейской
ереси...»
Христос не мог
обличать несуществующее, нельзя обличать тех, кого еще не было. Мал.2:7
– «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его,
потому что он вестник Господа Саваофа». Иез.44:23 – «Они
должны учить народ Мой отличать священное от не священного и объяснять им, что
нечистое, а что чистое».
Хранилища – это
кожаные коробочки или мешочки, внутри которых находятся листки со словами
закона Моисеева, надевают на лоб или наматывают на правую руку. Втор.6:8 – «И
навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкой над глазами твоими».
Втор.11:18 – «Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу
вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкой над глазами
вашими». Исх.13:9 – «И да будет тебе это знаком на руке
твоей, и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах
твоих; ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта».
Воскрилия – это
разноцветные шнурки с кистями, которые пришивают к жилету.
Числ.15:37-40 –
«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им,
чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые
на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас, для
того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли
их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к
блудодейству. Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои, и были святы перед
Богом вашим». Из тщеславия все это делали расширенным. Сам Христос
носил длинную одежду – хитон (Ин.19:23).
Три
степени священства:
1) епископ
(архиепископ, митрополит, патриарх);
2) пресвитер
(протоиерей, иеромонах, протопресвитер, иерей);
3) дьякон
(протодьякон, архидьякон, иеродьякон).
Примерные
вопросы к баптистам:
1. Когда появились баптисты?
2. Кто основал, положил начало баптистского
вероучения и создал первую баптистскую общину?
3. Кто так веровал (как баптисты) в 1,2,3 и до
16 века? Назовите хотя бы по одному человеку на каждый век.
4. Сходится ли вероучение баптистов с учением
Апостолов и их преемников?
5. Есть ли у баптистов преемство от Св.
Апостолов или какая-то связь с древней христианской Церковью?
6. Сколько раз и как менялось вероучение
баптистов?
7. Имеется ли свидетельство, что душа, исповедующая
баптизм, по смерти спаслась, т.е.
избежала геенны и удостоилась Царствия Небесного?
8. Имеется ли свидетельство от Господа, что
вероучение баптистов истинное и спасительное? (Например, какое-либо чудо,
явление)
9. Кто такие
еретики? (Тит. 3:10,11; Гал
5:19-21 Приведите примеры еретиков).
10. Кто такие сектанты? (Мф. 18:17.
Приведите примеры сектантов)
11. Являются ли баптисты членами Церкви
Христовой? Каково учение баптистов о Церкви Христовой? (Расскажите о свойствах
Церкви. Как баптисты толкуют второе полустишие Евангелия от Матфея, 16:18 «…Я
создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее») Интересен взгляд
баптистов на историю христианской Церкви, поэтому дайте очень краткий обзор
жизни Церкви в истории.
12. Как относятся баптисты к так называемому ВСЦ
(всемирному совету церквей) и экуменизму вообще?
13. Дайте, насколько возможно, краткую
характеристику современного русского православия; как баптисты относятся к
Православной Церкви?
Подобные
вопросы ставятся ко всем сектам.