на главную

 

Об истинном священстве в Церкви Христовой

Вопрос об истинном священстве в отношении сектантов есть наиглавнейший. Все остальные разногласия не являются главными. Они или второстепенные, или происходят из этого: отсутствие истинного священства. Обычный порядок рассуждения людей таков: «я верю в Бога, читаю Библию и познаю волю Божию; я покаялся перед Богов в своих грехах, стараюсь их больше не повторять, принял Христа в свое сердце, как лично моего Спасителя, уверовав в него сознательно во взрослом возрасте. Верю, что его пречистая кровь, пролитая за меня на Голгофе омыла все мои грехи, и я принял водное крещение в реке, дал богу обещание доброй совести служить Ему и любить Его всем сердцем. Творю дела милосердия и говорю всем о Христе, распятом и воскресшем и вновь грядущем. Я верю, что будет страшный Суд и воскресение из мертвых, люблю своих братьев и сестер и не пропускаю ни одного богослужебного собрания, и так же воспитываю своих детей. Зачем мне попы в каких-то непонятных одеждах, с длинными волосами? Я не нуждаюсь ни в каких посредниках. Я молюсь и Бог слышит меня и отвечает на все молитвы. Дух Святой Сам меня ведет в райские обители. А церковь и попов – это всё люди придумали».

 Большинство нецерковных людей, знающих Евангелие, рассуждают именно так. И притом они уверены, что это их понимание основано исключительно на Библии. Наша задача в этих материалах показать в чем они ошибаются, как нужно понимать Слово Божие, и притом так, чтобы при данном толковании ни одно место Писания не противоречило другому, потому что всё Писание от Бога и Автор Библии Сам Бог. Православным доказать это намного труднее, ибо для них авторитетом является священник, а не Библия. Сектанты же уверены, что они знают Библию, и что их понимание ее – единственно верное. Добавим, что нынешние сектанты – баптисты, адвентисты и другие – очень неохотно идут на собеседование с теми, кто знает Библию в православном толковании. Мне пришлось ровно сорок лет заниматься миссионерской работой среди самых всевозможных еретиков, и знаю, что причина отказа заключается только в одном – в их страхе потерять паству. Уже в этом 2002 году я предлагал руководителям-проповедникам разных деноминаций-сект такие встречи: их пресвитер приходит к нам в Крестовоздвиженскую общину и в трапезной после богослужения скажет получасовую проповедь на любую избранную им тему, затем они мне предоставят такую же возможность в своем собрании или в их трапезной. Мы не предлагаем говорить в нашем храме, потому что согласно наших правил, проповедующий должен быть хотя бы чтецом, рукоположенным архиереем. Они соглашаются, и как один через неделю все отказываются. Они на уровне подсознания понимают, что доказать правоту своих заблуждений не смогут; а вот такое неискреннее отношение к Слову Божию и к своей душе свойственно было иудеям (6-8 гл. Евангелия от Иоанна).

Здесь мы будем беседовать на равных, без всякого подыгрывания себе, но пользуясь накопленным опытом от личных встреч, бесед и миссионерским журналом «Ревнитель» (1400 стр. большого формата) и книгой М.А. Кальнева «Обличение лжеучений русских сектантов рационалистов на основании Священного Писания и Священного Предания» – Одесса, 1914; трудами святых отцов православной церкви.

Вот наши доказательства на основании Библии, что в церкви для спасения необходимо истинно рукоположенное священство. Это означает, что Христос избрал Апостолов, а они через возложение рук на головы поставили епископов, а епископы эти – других епископов, и так будет до второго пришествия. Если где-то существует разрыв, то благодать хиротонии – рукоположения прервалась. И такой их «епископ» или «старший пресвитер» ничего другим передать не может, хотя бы и усиливался это доказать. Такие их пресвитеры есть самозванцы и лжепресвитеры, потому что отсутствует легитимность, как у претендентов на престол Давида. И как там постоянно Бог упрекает в грехе родоначальника их отпадения, отделения от Иудеев Иеровоама, сына Наватова, так точно и в любой секте грех основателя их увеличивается с каждым днем: Мартин Лютер, Джон Смит, Уильям Миллер, Джозеф Смит, Елена Уайт и прочий легион основателей простых и тоталитарных сект.

Еф.4:11-12«И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова».

Церковь Христова есть хранительница истинной веры, христианского благочестия и святых Таинств, в которых подается верующим благодать Святого Духа для получения вечной жизни. Для научения людей вере и благочестию и особенно для совершения св. Таинств и богослужения, поставлены Христом в Его Церкви особые люди – пастыри. Таким образом Церковь состоит из мирян и пастырей, поставленных на это высокое св. служение через таинство священства.

Что такое таинство священства? Это такое священное действие, в которое через епископское молитвенное рукоположение, преемственно идущее от св. Апостолов подается избранному лицу Дар Божий. 2Тим. 1:6 – «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение», т.е. благодать Св. Духа

Деян.20:28 – «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую он приобрел Себе Кровию Своею». Дающий ему право и власть учить мирян истинам веры, управлять мирянами в делах веры и священнодействовать, то есть совершать для них богослужение и преподавать им спасительные таинства.

Новозаветное священство имеет три степени: епископы, пресвитеры, диаконы. Епископ: патриарх, митрополит, архиепископ – 1 степень. Пресвитер, протопресвитер, иерей, протоиерей, иеромонах – 2 степень. Диакон, иеродиакон – диакон-монах, протодиакон, архидиакон – старейший – 3 степень.

В диаконы рукополагают не ранее 25 лет.

Епископ, как приемник всей полноты апостольской власти, совершает все таинства и рукополагает пресвитеров и диаконов. Пресвитер совершает все таинства кроме рукоположения; диакон только сослужит пресвитеру при совершении таинств и богослужений. В пресвитеры не ранее 30 лет. VI Всел. 14: «Правило святых и Богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридцати лет не рукополагать, если бы человек и весьма достоин был, но отлагать до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридцатое лето крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцати пяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется. 15. Иподиакон да поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен».

Истинное законное священство должно вести своё начало от самих Апостолов; в епископы рукополагается не менее, чем двумя епископами. (Апост. правило 1: «Епископа да поставляют два или три епископа»).

Рукоположение от Апостолов сохранилось у католиков (от Апостола Петра), у православных (от Апостола Андрея), григориано-армянская церковь – апостольская, а также коптская и сирская церкви. Священное рукоположение – не просто знак избрания или полномочие на служение, но через него подаётся Дар Божий (2 Тим.1:6), подаётся сам Дух Святой, дающий рукоположенному божественное право «пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» – Деян.20:28.

Где нет законно рукоположенного через преемственно идущее от Апостолов епископское рукоположение священства, там нет и Церкви Христовой, там нет домостроителей Тайн Божиих. «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей Тайн Божиих» – 1 Кор. 4:1.

Если нет там благодати, следовательно нет и спасения.

 

Разбор возражений сектантов

1. Сектант:

 Не нужно в Церкви никакого священства, «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам» – Евр. 4:14.

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего».

Не нужно нам никаких пастырей и ходатаев за нас перед Богом, «ибо мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника» – 1 Ин.2:1

Евр.7:26-27 – «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес, который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа: ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого». 1 Ин. 2:1 – «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая, пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника».

1 Тим 2:5 – «Ибо един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Евр.7:24-25 – «А Сей, как пребывающий вечно, имеет священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Евр.9:15 – «И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетование».

Евр.12:24 – «И к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови, говорящей лучше, нежели Авелева». Евр.7:28 – «Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного».

Рим.8:24 – «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться?»

 

Православный:

То верно, что един Христос Ходатай «посредник между Богом и всем человечеством» и всем миром, Сын Божий, «предавший Себя для искупления всех».

1Тим.2:6 – «Предавший Себя для искупления всех: таково было в своё время свидетельство».

Деян.4:12 – «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

Посему Он ходатайствует за нас одесную Бога на небе (Рим.8:34). На небе же и Сам Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим.8:26-27). А на земле ходатайствуют перед Богом друг за друга люди, ибо всякая молитва к Богу одного христианина за другого и есть ходатайство; а Апостол Иаков говорит: «Молитесь друг за друга, много может молитва праведного». «Признавайтесь друг перед другом в проступках, и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного»Иак.5:6.

Апостол Павел просил христиан молиться за него Богу, чтобы избавиться ему от неверующих в Иудее. Рим. 15:30 – «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу». И получив избавление от близкой смерти, относит это к молитвенному ходатайству за него пред Богом христиан, когда пишет, что он надеется, что Господь его «ещё избавит при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» – 2 Кор. 1:8-11.

Евр.13:18 – «Молитесь (за) нас, ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всём желаем вести себя честно». 1 Фес. 5:25 – «Братия! молитесь о нас». 2 Фес. 3:1-3 – «Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей; ибо не во всех вера. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого».

Итак, Христос – единый Ходатай за весь мир, а все люди пред Ним ходатаи друг за друга. Тем более пастыри Церкви могут и должны быть ходатаями пред Христом за вверенных их пастырству людей.

 

2. Сектант:

На земле все христиане равны, и по Слову Божию все верные называются священниками.

1Пет2:9 – «Но вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудесный Свет Свой». Откр.1:6 – «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! Аминь». Откр.5:10 – «И соделал нас царями и священниками Богу нашему: и мы будем царствовать на земле».

 

Православный:

И в Ветхом Завете весь Израиль назывался «царством священников».

Исх.19:6 – «Вы будете у Меня царством священников и народом святым».

Однако не каждый израильтянин был священником, а избирались на священническое служение «из среды сынов Израиля», не многие лица взятые лишь из колена Левиина. Исх.28:29 – «И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом».

Если же к священнослужению приступал посторонний, не посвященный на это служение, то предавался смерти. Числа 3:10; 16 гл.; 18:7 – «Аарону же и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто, посторонний, предан будет смерти».

Так и в Новом Завете: Евр.5:4 – «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон».

Если священников не нужно в церкви потому, что христиане называются священниками, то не нужно и царей (руководителей), ибо христиане в Писании называются и царями. Откр.1:6; 5:10 – «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу». А Апостол Петр учит:

1Пет.2:17 – «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите». 1Пет.5:1 – «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий христовых «.

Апостол Павел учит, что Сам Христос поставил одних: «пастырями и учителями» – Еф.4:11-12 Если каждый сектант «священник» и служитель алтаря, то где же алтарь его; и если он «царь» на земле, то где принадлежащее ему царство? Очевидно, христиане называются «царями и священниками» не в прямом, буквальном смысле, а в духовном, как люди освященные в св. Таинствах Церкви; как люди избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие души и «тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» – Евр.13:15-16, Рим.12:1

«Приносящие Богу жертву хвалы, т.е. плод уст, прославляющих имя Его». В Христовой Церкви должно быть и Христово священство «непреходящее» т.е. вечное, как и вечна сама Церковь. Евр.7:24 – «Сей как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее».

 

3. Сектант:

В церкви не должно быть пастырей и пасомых, в ней все равны. Гал.3:28 – «Нет уже Иудея, ни язычника; нет мужеского пола ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».

 

Православный:

Здесь говорится не о равенстве членов церкви по их положению, а о безразличии в деле спасения национальности, происхождения и пола. Послание к Галатам написано против христиан-иудеев, гордившихся перед христианами из язычников своим происхождением от самого Авраама. Апостол говорит, что Царство небесное открыто для всех, будь то иудей или эллин (грек), раб или свободный и т.п. Положение же членов церкви в деле учения, священнодействия и управления не одинаково: есть наставники и наставляемые, учителя и учащиеся, пастыри и пасомые.

Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Рим.12:7-8 – «Имеешь ли служение пребывай в служении; учитель ли – в учении». 1Пет.5:5 – «Пастырям младшие повинуйтесь». В этом отношении есть различие между мужчиной и женщиной. «Жены ваши в церквах да молчат» – 1Кор. 14:34-35 – «Ибо не позволено им говорить. Если они хотят чему научиться, пусть спрашивают о этом дома у мужей своих: ибо неприлично жене говорить в церкви».

 

4. Сектант:

Право учительства имеет каждый, а не одни священники. Мрк.9:38-46 – «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему: ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо, кто не против вас, тот за вас».

Православный: Приведённое место в Писании говорит не о даре учительства, а о даре чудес (1Кор. 12:8-10).

1Кор.12:28 – «И иных Бог поставил в Церкви, во- первых, Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки». Деян.19:13-15 – «Даже некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?»

Новозаветного священства тогда ещё и не существовало на земле, так как оно было установлено после Воскресения Иисуса Христа.

 

5.Сектант:

Не нужно особых пастырей для научения верующих, каждый может назидать себя и других.

1Кор.14:26 – «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого есть псалом, у каждого из вас есть научение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – всё сие да будет к назиданию».

Евр.3:13 – «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом». Кол.3:16 – «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Еф.5:18-19 – «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу».

 

Православный:

В приведённом месте послания к коринфянам, Апостол Павел говорит не о церковном учительстве, а о особых дарах, чрезвычайных, существовавших лишь на первых порах в Церкви Христовой – о дарах языков, откровениях и истолкованиях пророчеств. Эти дары получали не только Апостолы, но и некоторые из верующих.

1Кор.14:27-31 – «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение». Деян.10:44-46 – «...дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога».

Особенно обильно стали появляться эти дары у коринфских христиан, которые стали злоупотреблять ими, говоря на незнакомых языках к народу или пророчествуя разом по несколько человек, чем производили беспорядок в собраниях. Уже в 4 веке, как свидетельствует св. Иоанн Златоуст, указанные дары прекратились в Церкви, согласно предсказаниям Апостола Павла. 1Кор.13:8-10 – «Пророчество прекратится и языки умолкнут». Учить и наставлять друг друга христиане могут и должны согласно тому, чему учат поставленные в Церкви пастыри и учителя. Иак.3:1 – «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению». 1Кор.12:28-29 – «И иных Бог поставил в Церкви, во- первых, Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учителя? все ли чудотворцы?» Еф.4:14 – «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». Рим.10:13-15 – «Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся». Но как призывать того, в кого не уверовали? Как веровать в того. о ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»

 

6.Сектант:

И без епископского рукоположения, законным пресвитером может быть тот, кого избрал народ и рукоположила община, как это было с рукоположением Матфия.

Деян.1:23-26 – «И бросили жребий о них и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам».

 

Православный:

Приведённый пример не оправдывает самочинное избрание и рукоположение общиною сектантов-пресвитеров.

Во-первых, избрание Матфия на апостольское служение совершено не мирянами, не Апостолами, а Самим Богом. Деян.1:24 – «Покажи из сих двух одного, которого Ты избрал».

Во-вторых, при поставлении Матфея на апостольское служение вовсе не было рукоположения, а был брошен жребий на одного, кто уже раньше был избран Христом и поставлен в число 70 Апостолов. Сектантские пресвитеры в числе Апостолов не были и Господь по жребию их не избрал.

 

7.Сектант:

Диаконов поставила на служение сама община.

Деян.6:3-6 – «Итак, братия, выберите из Среды себя 7 человек исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу».

 

Православный:

Первых диаконов община избрала по желанию и служению Апостолов (Деян. 6:2). Рукоположение избранных в диаконы совершено было Апостолами.

Деян.6:6 – «И сии, помолившись, возложили на них руки». Что же касается высших епископов и пресвитеров, то мы нигде в Писании не видим, чтобы община их избирала, но Апостолы.

Деян.14:23 – «Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». 1Тим.4:14 – «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства».

1Тим.5:22 – «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах; храни себя чистым». 2Тим.1:6 – «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение». Тит.1:6 – «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал».

Таким образом, самовольное рукоположение не оправдывается Словом Божиим, а осуждается.

 

8.Сектант:

Мф.23:6-7 – «Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!».

 

Православный:

У евреев во время пира или званого обеда участники трапезы не сидели за столом, а возлежали (т.е. полулёжа).

Мф.9:40 – «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его». Мф.14:9 – «И опечалился царь: «но ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей…». Лк.22:14 – «И когда настал час, Он возлёг и двенадцать Апостолов с ним».

Возлежал Христос и во время тайной вечери.

Мф.26:20,21 – «Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками. И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Наши же священники за трапезой сидят, а не возлежат и в синагогах не бывают.

 

9.Сектант:

Мф.23:8-10 – «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос».

 

Православный:

Св. апостолы бесконечно лучше понимали и исполняли учение Христа, чем наши сектанты (протестанты), однако мы видим, что они (Апостолы) и себя и других называют учителями.

1Кор.12:28-29 – «И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями».

Еф.4:11 – «И Он поставил одних Апостолами, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». Рим.12:6-7 – «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчества, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении». Иак.3:1«Братия! не многие делайтесь учителями, зная что мы подвергнемся большему осуждению». 2Тим.2:7 – «Для которого я поставлен проповедником и апостолом и учителем язычников». 1Тим. 2:7 – «Для которого я поставлен проповедником и Апостолом – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине».

Не называйте себя учителями т.е. родоначальниками нового учения. Св. Апостолы называли себя и других отцами.

Рим.4:16-17 – «Итак по вере, чтоб было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам, – как написано! «Я поставил тебя отцом многих народов», пред Богом, которому он поверил». Кол.3:21 – «Отцы, не раздражайте детей, дабы они не унывали» Деян.7:2 – «Но он сказал: мужи, братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии..1Ин.2:1 – «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника...»

1Ин.2:13 – «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши потому, что вы победили лукаваго». Гал.4:19 – «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» 1Кор.4:15 – «Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». 1Ин.2:12,14 – «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи, ради имени Его. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального». Евр.13:7,17 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их», «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших...»

Называя себя и других учителями, отцами, наставниками, св. Апостолы не могли противоречить Христу; очевидно, что Христос запрещает здесь называться упомянутыми именами по гордости и тщеславию (как родоначальники), наши же пастыри справедливо называются учителями, ибо учат народ вере Христовой, называются отцами, ибо духовно рождают детей благовествованием и благодатью Св. Духа в совершаемых ими Св. Таинствах; называются наставниками, ибо наставляют верующих на добрые дела.

В подавляющем же большинстве случаев священники не благовествуют вообще и поэтому никого духовно не рождают, поэтому их название «отцы» имеет чисто условное значение. В вопросе благовестия, мы должны согласиться, дело поставлено не просто плохо, а никак. И вся причина в том, что живую проповедь заменили только одним богослужением, говоря, что «служба наша – это и есть проповедь». Вот здесь весь корень вины православных пастырей, почему возникают разные секты. «Ученье – свет, а неученье – тьма». Ненаученный народ, не знающий Слова Божия, делается легкой добычей хищного зверя – сектантов, и запутывается в терновнике грехов и лжетолкований. Священник, который не учит ведению закона Божия, по слову Златоуста – хуже убийцы. Согласно и нравственного и Божественного закона должны быть запрещены в служении. Если кормчий корабля даже не подходит к штурвалу, то зачем он нужен? Сегодня мучаются батюшки конференциями, съездами, монархизмом, казачеством, черносотенством; не могут истолковать слов Евангельских, и народ уходит от них. Все быстрорастущие секты в России на 80-85% состоят из тех, кто назывался православным.

В этом отделе нашей книги, так называемом противосектантском, мы показываем, как бы должны были отвечать православные, и не только священники, сектантам. Но получается, что и православным и сектантам можно сказать: Матф.22:29 – «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». Сектанты знают хотя бы что-то, но далеко не всё. Православные вообще ничего не знают. Сектантам, указывающим на какие-то места Писания, Иоанн Златоуст говорит: «Не показывай мне где написано, а дай мне смысл написанного»; православным же говорит так: «Ты не читаешь Писания, и поэтому не знаешь законов Божиих, а не зная эти законы, ты их нарушаешь, а нарушая, ты погибаешь. И всё от того, что ты не читаешь». Во всех этих противосектантских материалах показано, как должны бы отвечать православные на нападки сектантов, на их самооправдание, почему они находятся в погибельной секте, а не в церкви Христовой. После встреч с тысячами сектантов были классифицированны все их доводы на основании Слова Божия, и даны ответы тоже согласно Слова Божия. Если мы действительно не только называемся, а являемся верующими, имеющими страх Божий, то мы не сможем без насилия над своей совестью, после прочтения этих материалов, остаться в своем заблуждении. Отныне ни один сектант не сможет сказать, что он не слышал и не знал правильного толкования и понимания. Люди, которые близко не знакомы с баптистами, адвентистами и другими «истами», склонны думать, что они хорошо знают Библию. Мне пришлось провести сотни собраний с ними. – повторяю: сотни. Приходилось проводить собрания в их молитвенных домах по просьбе их пресвитеров. Так в Тбилиси только в один день мне пришлось проповедовать восемь часов (на грузинском, дагестанском, русском собраниях взрослых и молодежи), и могу легко доказать в любом месте, что сектанты не знают Библию, у них одно место не состыковывается с другим, хотя они знают ее содержание, и даже некоторые места выборочно. Здесь же мы берем вопросы и нападки сектантов, предполагая, что они могут задавать такие вопросы и всюду. Известно, насколько ленивы православные люди в изучении Слова Божия – полные невежды. Но сектанты не менее ленивы, ибо когда им даешь читать такие материалы. Они намертво уперты в свое заблуждение, и до 90% времени у них тратится на песнопение, так же как и православные мурлычут целыми днями. Как у католиков самое главное заблуждение – главенство папы, так точно у сектантов самый главный и больной вопрос – отсутствие священства. По всем остальным пунктам мы можем допускать, что у нас могут быть разномыслия, только бы с их стороны не было хуления истины. Без священства нет церкви, без церкви нет спасения. Без священства нет Таинства, а значит и прощения грехов, нет ни истинного Крещения, ни Причащения.

Можем сказать, что без наличия всего остального, о чем будем говорить далее, сектанты могут спастись: без икон, без креста и без крестного знамения, без предания, без призывания молитвенной помощи Матери Божией, Ангелов и святых. Даже можем предположить, что и без миропомазания, если законно рукоположенные епископы будут возлагать руки. Даже без храмов и без куполов, без всех наших икосов и кондаков, акафистов, канонов, богослужения. Без литургий Василия Великого, Иоанна Златоуста и Преждеосвященных Даров. Без колоколов, митр и без наших просфор, елеопомазаний, без всяких риз и любых священнических одежд, без целования рук, т.е. без всего того, что чётко нельзя доказать на основании Библии. Но без священства, без церкви и без Таинств нет никакой надежды на спасение. Всё, что здесь я говорю – это не по благословению епископа или священника – я в этом и не нуждаюсь нисколько – не от имени церкви или какой-то юрисдикции, ибо это ничего не прибавит к сказанному. Я говорю это только на основании Библии, по любви к православным и по любви к душам еретиков. А если они получат священство от католиков? – Крайне нежелательно сие, ибо католицизм, папство утонули в ересях, но священство будет и тогда законным, как у старообрядцев, только бы они не хулили, не отрицали всё перечисленное выше, что мы относим не к главному, а к второстепенному, т.е. безразличному, но не вредному. Пусть у них не будет ни чёток , ни лестовок, ни поклонов и останется всё почти в той же форме, как ныне у баптистов, но только бы они вошли в Церковь и соблюдали Великий пост и среды и пятницы, без признания остальных постов и постных дней. Пусть бы у них не было ни свечей, ни кроплений, ни лампад, ни кадил, ни крестных ходов, ни хоругвей, ни плащаниц.

 

10. Сектант:

Христос запретил Апостолам брать за труды, а ваши пастыри берут. Мф.10:18 – «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром получили, даром и давайте».

 

Православный:

Прежде всего нужно заметить, что сам Христос и Апостолы оставивши всё, последовали за Ним.

Мф.19:27 – «Вот мы оставили всё и последовали за Тобою: что же будет нам?» Питались и содержались за счет уверовавших во Христа, которые служили Ему имением своим. Ин.12:46 – «Иуда Симонов Искариот... имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». – Слова Христа «даром получили, даром и давайте» говорят не о даровом совершении труда Апостолов, которые будто не должны были брать ничего у верующих для своих нужд, а говорят о том, что апостолы, получив даром дар чудес и исцелений, должны совершать их даром, а не за плату, как Симон-волхв.

Деян.8.18:24 – «Симон же увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию... Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому, что ты помыслил получить дар божий за деньги: нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право перед Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего...»

Мрк.1:44 – «И сказал ему: смотри никому ничего не говори; но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей». Лев.14:13 – «И заколет овна на том месте, где закалают жертву за грех и всесожжение, на месте святом». Мф.23:23 – «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину..., и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять».

Иоан.4:8 – «Ибо ученики Его отлучились купить пищу».

 

11.Сектант:

Ваши священники носят длинные одежды.

Мрк.12:38«И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях».

 

Православный:

Если бы здесь обличались священники за ношение длинных одежд, то так и было бы сказано, а здесь речь идет о книжниках и фарисеях. Всякому известно, что наши пастыри носят неудобные для них длинные одежды, не по тщеславию, а потому, что для них установлена такая форма одежды в России. Длинную одежду носили пророки (4Цар.2:8-13). И сам Христос носил длинную одежду.

Иоан.19:23 – «Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху»(хитон – долгая нижняя одежда). Исх.28:4 – «Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод (короткая одежда), верхняя риза, хитон стяжной, кидар (головное украшение и пояс». Иоан.19:23 – «Воины же... взяли одежды Его и поделили на четыре части... и хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху». По преданию: хитон ушел на Кавказ в Мицхетти (Житие св. Нины пр. Грузии).

 

12. Сектант:

Мы не признаем ваших священников, ибо они такие, которых молитвы, жертвы и служение Богу не угодны. Евр.8:4-5 – «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником; потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею».

 

Православный:

Нужно читать пятый стих до конца. «Когда он приступал к совершению скинии: «смотри», сказано, «сделай всё по образу, показанному тебе на горе» – Исх. 25:40. Тогда будет понятно, что слова «здесь такие священники» относятся не к нашим новозаветным священникам, а к ветхозаветным, которые служили и приносили дары по закону Моисееву.

Ветхозаветные священники приносили жертву по закону Моисееву, а новозаветные приносят духовную жертву, Тело и Кровь Христовы, по закону Христову. Лука 22:19«...хлеб есть Тело Моё, которое за вас предаётся, сие творите в Моё воспоминание... чаша есть Новый Завет в Крови Моей, которая за вас проливается».

1Кор.11:24-25 – «И возблагодарив, преломил и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в моё воспоминание». Мф. 26:28 – «Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Ин. 6:51 – «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

 

13.Сектант:

Из Священного Писания видно, что степеней священства две: пресвитеры (епископы) и диаконы, а вы придумали ещё архиереев. Деян.20:17,28 – «Из Милита же послав в Эфес, он призвал пресвитеров церкви... Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею».

Флп.1:1 – «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами». 1 Тим. 3:1-2,8 – «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, (честен), страннолюбив, учителен... Диаконы также должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы...»

Во времена Апостолов епископ и пресвитер носили одни и те же названия, как теперь, например, священники. Евр.7:7 – «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим». Тит и Тимофей, как епископы имели право через рукоположение поставлять пресвитеров. Тит.1:5«...и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал». 1 Тим. 5:22 – «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах».

В епископы поставлял собор епископов.

1Тим.4:14 – «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». (Апостольское правило 1: «Епископа поставляют два епископа».)

Тит.1:7-9 – «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силён и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». 1 Тим. 3:3-13«Не пьяница, не бийца, (не сварлив), не корыстолюбив, но тих; миролюбив, не сребролюбив». А ваши пастыри подвержены всяким порокам.

 

Православный:

Несправедливо на основании отдельных случаев огульно приписывать порочность целому сословию людей. Без греха один Бог. Откров.15:4 – «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят».

В приведённом выше месте из послания Павла к Титу изображён идеал, образец пастыря, но вполне обладать всеми указанными качествами ни один человек не может. сказано: «будьте совершенны»(Матф.5:48) и «по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» – 1 Петра 1:15.

Кто из людей совершен? Никто! Разве только человек самообольщённый. 1Ин.1:8– «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем сами себя, и истины нет в нас». Во всех людях, и пастырях в том числе, мы можем найти недостатки. Однако в делах веры мы должны повиноваться и худым пастырям, ибо они носят благодать священства.

2Кор.4:7 – «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам».

2Кор.3:5-6 – «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что-то от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета...»

1Кор.2:5 – «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией».

2Кор.12:9 – «Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». Иуда был не только предатель, но и вор (Ин.12:6). Сам Христос назвал его – «сын погибели» (Ин.7:12), даже дьяволом (Ин.6:70), однако и он был сопричислен к Апостолам (Деян.1:17-25; Мф.10:6-8).

Ин.13:20 – «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня». Книжники и фарисеи противились учению Христа, искали убить Его; но Иисус велел не поступать по делам, а что говорят – делать. Мф.23:3 – «Итак все, что они велят соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают». 1Тим.5:19«Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях».

 

15.Сектант:

Апостолы за свои труды не брали ничего, а трудились даром. 2Кор.12:14«Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». 2Фес.3:7-8 – «Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас».

 

Православный:

Нет никакого сомнения, что у Павла были причины для своих нужд ничего не брать у Фессалоникийцев и коринфян.

1Кор.9:12«Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову». Но проповедовал в других церквах он на их средства и получал даже излишнее. Например: Филип.4:10-18. 2Кор.11:8-9 – «Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость».

 

16. Сектант:

Апостолы запретили брать за труды от верующих.

1Петр.5:2 – «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия».

 

Православный:

Здесь вовсе нет запрещения брать пастырям от верующих, но запрещается гнусная корысть. вымогательство, осужденное во всяком христианине, а не только в пастыре. Тит.1:11 – «Каковым (пастырям) должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти». 1Фес.4:6 – «Чтобы вы (пастыри и все остальные христиане) ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали».

Мы должны признать, что в этом вопросе православные священники подали долгосрочный соблазн своей роскошной жизнью с давних времен, даже при татаро-монголах и советской власти. В сборнике речей по случаю 1000-летия Крещения Руси выделяется речь архиепископа Хризостома ныне литовского о недопустимой роскоши священников. Осабенно во время перестройки Московская Патриархия занялась оголтелым бизнесом, добывая деньги на «строительство храмов» продажей табачных и алкогольных напитков. В печати публикуют о взносах, которыми пользуется Московская Патриархия от Аум Синрикё и о связях с преступными группировками и деятелями. Церковь должна существовать исключительно на добровольные пожертвования своих прихожан и на десятину со всех доходов членов общины.

 

17.Сектант:

Мы не принимаем ваших священников, ибо Сам Христос обличает их за пороки. Мф.23:1-7 – «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!»

 

Православный:

Говорить, что Христос обличает новозаветных священников, значит обнаруживать перед всеми свое невежество. Деян.15:5«Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси...»

Христос не мог обличать несуществующее, нельзя обличать тех, кого еще не было. Мал.2:7«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа». Иез.44:23 – «Они должны учить народ Мой отличать священное от не священного и объяснять им, что нечистое, а что чистое».

Хранилища – это кожаные коробочки или мешочки, внутри которых находятся листки со словами закона Моисеева, надевают на лоб или наматывают на правую руку. Втор.6:8 – «И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкой над глазами твоими». Втор.11:18 – «Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкой над глазами вашими». Исх.13:9«И да будет тебе это знаком на руке твоей, и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих; ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта».

Воскрилия – это разноцветные шнурки с кистями, которые пришивают к жилету.

Числ.15:37-40 – «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас, для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству. Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои, и были святы перед Богом вашим». Из тщеславия все это делали расширенным. Сам Христос носил длинную одежду – хитон (Ин.19:23).

Три степени священства:

1) епископ (архиепископ, митрополит, патриарх);    

2) пресвитер (протоиерей, иеромонах, протопресвитер, иерей);

3) дьякон (протодьякон, архидьякон, иеродьякон).

 

Примерные вопросы к баптистам:

1.    Когда появились баптисты?

2.    Кто основал, положил начало баптистского вероучения и создал первую баптистскую общину?

3.    Кто так веровал (как баптисты) в 1,2,3 и до 16 века? Назовите хотя бы по одному человеку на каждый век.

4.    Сходится ли вероучение баптистов с учением Апостолов и их преемников?

5.    Есть ли у баптистов преемство от Св. Апостолов или какая-то связь с древней христианской Церковью?

6.    Сколько раз и как менялось вероучение баптистов?

7.    Имеется ли свидетельство, что душа, исповедующая баптизм, по       смерти спаслась, т.е. избежала геенны и удостоилась Царствия Небесного?

8.    Имеется ли свидетельство от Господа, что вероучение баптистов истинное и спасительное? (Например, какое-либо чудо, явление)

9. Кто такие еретики?      (Тит. 3:10,11; Гал 5:19-21 Приведите примеры еретиков).

10.  Кто такие сектанты? (Мф. 18:17. Приведите примеры сектантов)

11.  Являются ли баптисты членами Церкви Христовой? Каково учение баптистов о Церкви Христовой? (Расскажите о свойствах Церкви. Как баптисты толкуют второе полустишие Евангелия от Матфея, 16:18 «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее») Интересен взгляд баптистов на историю христианской Церкви, поэтому дайте очень краткий обзор жизни Церкви в истории.

12.  Как относятся баптисты к так называемому ВСЦ (всемирному совету церквей) и экуменизму вообще?

13.  Дайте, насколько возможно, краткую характеристику современного русского православия; как баптисты относятся к Православной Церкви?

Подобные вопросы ставятся ко всем сектам.

 

Hosted by uCoz