"Песнь-псалом. Сынам Кореевым. В конец. Радостная хоровая песнь. Для ответа. В научение. Емана Израильтянина" (ст. 1)
1. Ты уже знаешь, что сыны Кореовы были псалмопевцами. Заметь и то, что настоящее песнопение есть песнь псалма, так как соединено с пророчеством о Христе. Что касается надписания: "в конец", то другие переводчики перевели: победная песнь хором, откуда видно, что это песнопение пел не один псалмопевец, а целый хор, причем начинал один псалмопевец – Еман Израильтянин, а ему соразмерно и согласно отвечал хор. Поэтому в надписании и говорится: "Для ответа. В научение. Емана Израильтянина. Господи, Боже спасения моего! Днем и ночью взывал я пред Тобою. Да войдет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему" (ст. 1, 2, 3). Так и каждый из нас должен день и ночь молиться пред Богом, т.е. как Ему благоугодно, если желаем, чтобы молитва дошла до Него и наши прошения имели успех, дабы и нам услышать: "услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом" (Деян.10:31). Так как весь псалом написан о Христе, то пророк (от лица Христа) справедливо назвал Бога Господом и Богом своего спасения, говоря о спасении вообще, потому что Христос считает виновником нашего спасения, которое Он усвояет Себе, как его начаток, Отца, так как по Его благоволению Сын пришел в мир и мы получили спасение. К Нему Он многократно взывал днем на горе, а ночью в Гефсимании, когда Иуда хотел предать Его, т.е. с твердою надеждою просил Отца, чтобы Он услышал Его молитву. Какую именно? "Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя" (Мф.26:42). "Да войдет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему" (ст. 3), т.е. отнесись со вниманием к моей молитве и исполни то, о чем я прошу тебя, потому что не за себя молю, а за тех, чей образ и вид принял я. "Ибо душа моя исполнилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась ко аду" (ст. 4). Каких зол? Человеческих, потому что я ношу грех всех людей. "И жизнь моя приблизилась ко аду", так как те, за которых я принес уплатить долг, были должниками смерти. "Я сравнялся с нисходящими в могилу, я стал, как человек беспомощный" (ст. 5). Я, говорит, уподобился нисходящим в ров смерти. Казалось, что и я, подобно им, подлежу смерти. Однако, как показывают дальнейшие слова, было не так. "Я стал, как человек беспомощный, к мертвым причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты" (ст. 5, 6). Он, как беспомощный человек, потерпел крест и страдания, не захотев воспользоваться помощью ангелов, почему и говорит: "Я топтал точило один" (Ис.63:3). Он сделал упрек и Петру, когда тот отсек ухо одному из бравших Его, сказав ему: "или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? " (Мф.26:53,54)? Этими словами Он показал, что Он Сам ограничил силу Своего Божества, чтобы чрез Него исполнилось таинство предсказанного пророками домостроительства. Но "как человек беспомощный,", не только как Бог, но и как безгрешный по человечеству. Вот почему узам смерти, как говорит в своей проповеди Петр (Деян.2:24), и невозможно было удержать Его. "К мертвым причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты" (ст. 6). И здесь надо подразумевать: был. Он был как раненый, так как иудеи старались представить Его в общественном мнении раненым, т.е. грешником, и, придя к Пилату, называли Его обманщиком (Мф.27:62, 63), А что грешники называются ранеными в Писании, ты можешь узнать это из слов Иеремии: "о, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего" (Иер.9:1). Это подтверждают и настоящие слова псалмопевца, потому что он называет людей, которым Христос считает Себя уподобившимся, не только ранеными, но и изглажденными из памяти Бога, отринутыми от руки Его, спящими во гробе, лишенными сил и деятельности. (Но уподобившись им), Христос совершает однако воскресение мертвых. "Положили меня в ров преисподний, во мрак и тень смертную" (ст. 7). Заметь, как утверждается здесь и истина страданий и сохраняется достоинство Страдавшего. Он полагается, говорит, "в ров преисподний", – потому что нет ничего ниже ада, – "во мрак", указывая чрез эту тьму на место смерти, но в то же время выражением в "тень смертную" указывая и на скоропреходящее значение страданий, на то, что Христос был Солнце правды, которое только на краткое время скрылось в тени смерти. "На мне отяготела ярость Твоя и все волны Твои навел Ты на меня" (ст. 8). Так как Он понес грехи рода человеческого, то по необходимости на Него пал гнев Божий на грешников; Он подвергся за нас смерти и стал клятвой, и с тех пор как исполнились на Нем, они более уже не господствуют в роде человеческом. "И все волны Твои навел Ты на меня". Под волнами Божиими разумеется все высокое, – как царство, освящение, соседение рабов с Владыкой. Таким образом, как всему нашему уничижению Отец подверг Христа, так равным образом даровал Ему и все то, что принадлежит нам высокого. В Нем мы становимся участниками последнего. А что высотами называется высокое, это ясно показал Иеремия, говоря: аще вознесется небо на высоту, рече Господь (Иер.31:35), т. е. станет выше самого себя. Следует перемена тона, так как, упомянув выше о гробе и смерти, пророк начинает говорить теперь о том, что им предшествовало – о предательстве и кресте. "Ты удалил знаемых моих от меня: сочли меня отвратительным для себя, я предан, и не имею выхода" (ст. 9).
2. Об этом говорит теми же самыми словами Лука, когда излагает историю распятия: "все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это" (Лк.23:49). "Сочли меня отвратительным для себя, я предан, и не имею выхода" (ст. 9). И это исполнилось на Петре, когда он, во дворе первосвященника, испугавшись говоривших: "немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека" (Мф.26:73,74). "Я предан, и не имею выхода". Хотя Он и мог войти, т.е. избежать, так как знал время нападения иудеев, почему и говорил ученикам: "вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился предающий Меня" (Мф.26:45,46), но благоволил добровольно предать Себя. "Глаза мои изнемогли от страдания (в славянском – от нищеты): взывал я к Тебе, Господи, весь день, воздевал к Тебе руки мои" (ст. 10). Нищетою называются страдания, почему и Павел говорит о Христе: "обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою" (2Кор.8:9). Итак, очи Его ослабели от страданий, потому что Он добровольно терпел свойственное человеку, и эти очи ослабели до такой степени, что Он даже возопил: "Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф.27:46). "Весь день, воздевал к Тебе руки мои" – разумеется на кресте, потому что Он совершил домостроительство страданий как первосвященник, приносящий за нас жертву, молитвенно простирая руки. "Ужели для мертвых творишь чудеса? Или врачи воскресят (их), и они будут исповедовать Тебя?" (ст. 11). Здесь Он обращается к Отцу, желая показать нам причины, почему было необходимо Его сошествие к умершим. Последнее заключаются в том, что Бог не творит чудес для мертвых: не посылает на них ни молний, ни грома, не производит ни внезапной бури и ненастья из ясной погоды, ни ведра из ненастья, ни других чудес, какие представляет природа живущим. Не воскресят мертвых и врачи, чтобы видеть эти чудеса. Каким же образом могут исповедаться, каким образом могут спастись те, которые умерли в неверии, не слышали ни закона, ни пророков, и не повиновались им? Дальнейшему пророк предпосылает перемену тона, так как Дух (Св.) на время прервал его песнопения, хотя речь продолжается о том же самом домостроительстве. "Ужели кто во гробе будет возвещать о милости Твоей и о истине Твоей в (месте) погибели?" (ст. 12). Кто может быть пророком или законодателем во гробе или в земле погибели? Под погибелью пророк разумеет место мертвых, называя так смерть потому, что там нет никакой надежды на жизнь. Милость Божию и истину, т.е. Его закон и заповеди, или даже самого Христа, Который, подпав власти смерти, в самом гробе мог возвестить милость и истину через суд над всем родом человеческим. "Разве во мраке узнаны будут чудеса Твои и правда Твоя в земле забытой?" (ст. 13) Продолжается речь о том же. Мраком называется ад вследствие отсутствия света; тоже означает и земля забвения, так как до сошествия Христа к мертвым эти места были лишены призрения (Божия), так что не было и надежды, чтобы умершие познали чудеса Божии и правду, т.е. знамения и закон. Пророк многократно употребляет одни и те же выражения, желая показать неизбежность страданий (Христовых), как доставляющих благодеяние одинаково и мертвым и живым. "Но я к Тебе, Господи, воззвал и утром молитва моя предварит Тебя" (ст. 14). Так как Христос был Сыном, равночестным Отцу, то когда Он молился, молитва Его необходимо предваряла (Отца), шла как бы на встречу Тому, к кому она направлялась. Хорошо пророк обозначил и время, дабы ты и отсюда убедился, что Он говорит согласно с Евангелиями. Так у Луки говорится: "в те дни взошел", он (Христос) "на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу" (Лк.6:12). Почему Он молился с воплем, это ясно показывает выражаемая долее молитва. "Для чего, Господи, отвергаешь душу мою, отвращаешь лице Твое от меня?" (ст. 15)? Христос говорил это как принявший наше лицо, которое Бог отверг за преслушание, равно как Он отвратил и душу нашу, обвинявшую Творца в том, что причинила сама своим преступлением. Но Христос вопрошает об этом не по неведению, а чтобы показать, что после принесенного Им за всех оправдания Бог уже не отвергает нас. "Я нищ и в трудах с юности моей: поднявшись, смирился и изнемог" (ст. 16). Христос, "будучи богат, обнищал ради вас" (2Кор.8:9), и был "в трудах с юности", удаляясь в Египет, отсюда – чтобы скрыться – в Назарет Галлилейский, и подвергаясь многим другим козням. "Поднявшись, смирился и изнемог". Разумей здесь воздвижение или знамений, или креста; и там и здесь Христос смирился и изнемог, будучи хулим иудеями. "Надо мною пронесся гнев Твой, устрашения Твои потрясли меня" (ст. 17). Разумеется гнев на человечество, т.е. те наказания и угрозы, которые принял Христос, предав Себя на страдания. "Устрашения Твои потрясли меня: окружили меня, как вода, во весь день, объяли меня все вместе" (ст. 17, 18). Разумеются устрашения, высказанные против первозданного человека. Подлинно, они были велики, так как были запечатлены и ограждены приговором Божиим. Этими устрашениями Христос был смущен до такой степени, что говорил: "душа Моя скорбит смертельно" (Мф.26:38). Он удручаем был, и окружаем помыслами как бы водою, почему и говорил Отцу: "душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел" (Ин.12:27). "Во весь день, объяли меня все вместе". Здесь Христос упоминает о дне страданий, когда Его окружали вместе и архиереи, и старейшины, и фарисеи, и книжники, и народ иудейский. Об этом свидетельствует Матфей, повествуя, как Пилат, когда собрались все, спрашивал: "кого хотите, чтобы я отпустил вам?" (Мф.27:17). "Ты
удалил от меня друга и ближнего, и знаемых моих – от страданий (моих)" (ст. 19.). Разумеется Петр, который, как ученик, был другом, как это тебе известно из слов Христа: "Я уже не называю вас рабами", но "Я назвал вас друзьями" (Ин.15:15). Он же разумеется и под "ближним" по причине особенной пылкости и силы веры, а под знаемыми Его – все апостолы вообще, потому что они более всех знали Христа, как говорит об этом Евангелие: "Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня" (Ин.17:25). Тем не менее в виду тяжести страданий все они на время впали в малодушие. Но Христос приписывает причину этого не им, а Отцу, потому что таинство креста, как совершавшееся по мысли и благоволению Отца, превышало их силы.