1. Другие переводчики оставляют этот псалом без надписания. В силу этого, однако, не следует отрицать надписания, а нужно признавать. Оно есть у семидесяти, которые взаимным своим согласием доказали, что они находились под руководством Духа Святого, в силу какового и надписали настоящий псалом: "Хвалебная песнь. Давида". Этим песнопением Давида следует заняться особенно тщательно, так как в нем говорится о великих и чудных делах Божиих. "Живущий помощью Вышнего под кровом Бога небесного водворится" (ст. 1). Помощь Вышняго – закон Божий, потому что он дан нам на помощь в борьбе с невидимыми врагами. Живет в нем тот, кто проводит жизнь сообразно его велениям. Такой человек "под кровом Бога небесного водворится", т.е. в будущей жизни он будет сожителем Бога, будет обитать в одном жилище вместе с небесным Творцом, будет осеняем самим Богом, а не каким-нибудь творением. "Скажет Господу: Ты – заступник мой и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него" (ст. 2). Подлинно так; кто живет по заповедям Божиим, тот, как надеющийся на Бога, действует смело, и будет иметь Его своим заступником в духовной борьбе с мысленными врагами; а если он и ослабеет, – не потому, чтобы помощь Божия оказалась слабой, а потому, что сам он стал слабее вследствие беспечности, – "скажет Господу: Ты – заступник мой и прибежище мое". Не погрешишь, если скажешь, что такое дерзновение происходит у него от прежней жизни. "Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от мятежного слова" (ст. 3). Сетью ловчей и словом мятежным называется всякое намерение сделать зло, которое смущает душу увлекаемых страстями и таким образом наказывает их. Бог избавляет нас от него, когда мы к Нему прибегаем, потому что, не находя в мире ничего достойного какого-либо сравнения с Богом, мы не можем попасть в сети удовольствий. "Плечами Своими защитит тебя и под крыльями Его будешь безопасен, щитом оградит тебя истина Его" (ст. 4). Почему иному пророк, говоривший выше о себе самом, теперь обращается с речью к другому лицу, как не потому, что относит дальнейшие слова к язычникам, поучая их, как они могут победить властвующих над ними демонов? Какую же помощь обещает им Бог? Во-первых, говорит, помощь закона и пророков, потому что последние суть рамена Божии, поскольку чрез них Он сообщил знание о Себе; ими он осеняет приходящего к Нему, не допуская ему быть попаленным огнем диавола. Потому-то и Павел упомянул о сени закона (Евр.10:1). Крылья суть Евангелия, потому что живущий по ним, как бы окрыленный, воспаряет от земли на небо. Итак, надеяться должно сообразно с евангелиями, т.е. следует иметь такую надежду на Бога, какую повелевает иметь закон евангельский, именно не надеяться на Бога и мамону, а на одного только Бога. Поступая так, мы не потерпим никакого вреда ни от чувственных, ни от мысленных врагов. "Щитом оградит тебя истина Его". Истина – сильное оружие не знающего лжи. В подлинном смысле, однако, как многократно мы говорили, истинною Божией является Христос. Оружие Его – крест, укрепляясь которым, мы смело выступали на всякую борьбу, побеждали всякого врага. Это подтверждают дальнейшие слова: "не убоишься ужаса ночи, стрелы, летящей днем" (ст. 5). Страх ночной – страх плотских страстей, так как он особенно нападает во тьме; стрела, летящая днем – корыстолюбие, потому что это время благоприятно корыстолюбцам для летания, т.е. для их деятельности. То и другое понимай также и как указание на нападение демонов; последние обыкновенно устрашают нас ночью, – потому что тьма помогает им наводить страх, – а днем летают, – потому что они воздушны, – не оставаясь в бездействии, а поражая стрелами неосторожных и лишенных оружия. "Бедствия, постигающего ночью, болезни и полуденного беса" (ст. 6). Видно, что и раньше речь шла о демонах. Так как между ними существует много различий (потому что они обольщают многими способами), то пророк и говорит: "бедствия, постигающего ночью", т. е. от того, кто ходит и совершает свои дела во тьме. Сказав это в общем смысле, пророк упомянул о супротивных силах, которые радуются тьме и по причине злобы своей не имеют общения с светом; потому они и должны удаляться в кромешную тьму; впрочем они нападают и в полуденное время, так как большинство людей в это время обычно предаются отдыху. Будучи татями и разбойниками, демоны боятся быть постоянно на глазах людей, страшась достоинства нашего образа, почему и укрываются обыкновенно около гробниц, в местах нечистых и пустынных, а в полдень, по указанной причине, осмеливаются являться и нападать на нас. "Падет подле тебя тысяча, и десять тысяч направо от тебя, к тебе же не приблизится" (ст. 7). Апостол Павел указал нам на два рода оружия правды – правое и левое, честь и бесчестие, позор и добрую славу (2Кор.6:7,8) и под. Этими оружиями побеждаются враждебные силы, причем от левого падает их меньше, от правого – больше. Потому пророк и говорит: "подле тебя" (под чем пророк разумел левую сторону, как видно из того, что он противопоставляет ее правой) падут тысячи врагов, а от правой – тьмы. И не дивись этому, потому что страдания святых мучеников, а равно и тех, кто подражал мученическим подвигам, служат только началом падения демонов. Страдания причисляются к левым оружиям, почему пророк сначала и сказал о тех, кто падает с левой стороны.
2. Но гораздо более идольских сил было ниспровергнуто явившейся позднее славой почитателей Христа. Поражение и уничтожение врагов, говорит пророк, без труда совершено было, так что они боятся и приблизиться к нам, чтобы бороться лицом к лицу. "Только очами своими смотреть будешь и воздаяние грешникам увидишь" (ст. 8). Хотя враги, говорит, как невидимые, нападают издали и незримо, но ты увидишь своими глазами торжество победы над ними и возмездие, какое дадут им те, которых они ввели в заблуждение. Те, кто прежде изготовлял идолов, теперь уничтожают идолов; те, кто прежде строил храмы, теперь сожигают храмы; те, кто прежде боготворил дела рук своих, теперь ниспровергают их собственными руками. Слушай, как это происходит. Принимая лицо всего человечества, пророк отвечает: "ибо (ты сказал): Ты, Господи, упование мое, Вышнего избрал ты прибежищем своим" (ст. 9). Этими словами пророк и благодарит Бога, и выражает истину, потому что мы одержали верх в борьбе с началами, со властями и миродержцами тьмы (Еф.6:12), благодаря надежде на Бога, и как плотские не могли бы иначе победить бесплотных. "Вышнего избрал ты прибежищем своим. Не приступит к тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему" (ст. 9, 10). Прекрасное изображение в лицах представляет пророк. Признав, что одержавший победу человек приписывает причину ее Богу, он настоящими словами намеревался ободрить его. Бедствия, говорит он, не только не одолеют его, а даже и не приблизятся совсем, по причине страха пред обитанием и защитой Бога, Которого человек сделал своим прибежищем, или, как выразились другие переводчики, – обиталищем. Вот какое великое благо – прибегать к Богу. Потому-то и Иеремия говорил: "благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь" (Иер.17:7). И в самом деле, как не благословен тот, к кому совсем не приходят бедствия, и к селению кого, т.е. телу, не приближается бич, Селением назвал тело и Павел: "мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью" (2Кор.5:4). Почему же "язва" не приблизится? Потому, что подвергаться наказаниям свойственно грешникам, а прибегающий к Богу не будет в числе грешников, и естественно не будет терпеть наказаний. "Ибо Ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих. На руки возьмут тебя, чтобы не преткнулся ты ногою своею о камень" (ст. 11, 12). Итак, прибегающий к Богу становится сыном Божиим; таков смысл настоящих слов. Это выражение диавол применил ко Христу, когда искушая предлагал Ему броситься сверху вниз. Заметь, как и диавол говорит, что Бог заповедает не одному ангелу, а многим охранять все пути того, кто к Нему прибегает, взять его на руки, т.е. носить его. Итак, ангелы не только защищают, но и руководят верующих, чтобы они не преткнулись. Так Бог повелел, чтобы вышние силы служили пребывающему долу по причине достоинства образа, которым облечен этот последний. Разумей также под ангелами богоносных мужей, которые имеют видение о Боге, охраняют и руководят нас во всех путях, т.е. в жизни, дабы мы не преткнулись о камень претыкания и камень соблазна. А что Бог поставил для нас ангелами тех, которые Его познали и возвещают о Нем, об этом послушай, как говорит Малахия: "уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа" (Малах.2:7). "На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея" (ст. 13). Настоящими словами пророк указывает на злые силы, среди которых пребывает, как бы среди пресмыкающихся, сын злобы. Поэтому и Господь говорил: "се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью" (Лк.10:19). Поэтому тот, кто попирает гнев, попирает льва, потому что этот зверь отличается яростью. Потому и Соломон говорит: "гроза царя – как бы рев льва" (Притч.20:2). Равным образом тот, кто попирает удовольствие и всякое другое нечестие, попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотские удовольствия и всякое нечестие в жизни справедливо сравниваются с гадами, пресмыкающимися по земле. Но в подлинном смысле попирает василиска тот, кто попирает зависть, поскольку она царствует (βασιλεύοντα) в нечестии, а также и потому, что василиск имеет в глазу яд, как это говорится и о людях завистливых. "Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его, покрою его, ибо он познал имя Мое" (ст. 14). Так как псалмопевец высказал нечто великое и почти невероятное, сказав, что такие злые и мощные силы, даже сравниваемые со львом, драконом, аспидом и василиском – самыми страшными из зверей, будут попираемы нами, то он представляет теперь Бога, Который подтверждает сказанное и показывает нам неодолимое оружие – надежду на Него, посредством которой мы можем избавиться от врагов, если предадим себя Ему, можем укрыться, так что не потерпим от них никакого вреда, если только познаем имя Божие, т.е., если благоговейно будем почитать Его словом и делом, устами и мыслью, помыслом и делами. Подлинно, знает царя не тот, кто признал его по одному только слуху, а тот, кто покоряется ему так, как должно покоряться доброму царю. "Воззовет ко Мне и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его" (ст. 15). Есть ли большее блаженство, как иметь Бога своим защитником, готовым восстать на врагов? "С ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его"; – итак скорбь является уже не скорбью, а радостью и славой по причине сообитания и общения Божия, поскольку намерение тех, кто причиняет скорбь, приводит к противоположным следствиям. Так случилось с Навуходоносором, когда он вверг отроков в огненную пещь, чтобы погубить их, а они не только избавились от угрожавшей гибели, но и удостоились почитания от грозного тирана. "Долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое" (ст. 16), – т.е. жизнью в будущем веке, потому что здешняя жизнь, как бы ни была длинна, является весьма краткой по сравнение с первою. "И явлю ему спасение Мое"; под спасением разумей то спасение, которым спасутся на последнем суде верующие в Бога, а еще более разумей Христа, Который есть спасение Отца, потому что в Нем Он спас наш род. Это спасение Он и обещал нам показать, поскольку надежда святых заключается в том, чтобы видеть Бога лицом к лицу, как изъяснил это Павел коринфянам (1Кор.8:12).