1. И этот псалом у евреев не имеет надписания, а имеет его лишь у семидесяти, иудей естественно отвергает их надписание, так как последнее обличает его, явно показывая, что оно направлено против народа иудейского. В самом деле, Давид, которому принадлежит этот псалом, жил на много поколений раньше плена, после которого, как говорится в надписании, построен был храм; следовательно здесь говорится о том плене, о котором говорит и Павел: "восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам" (Еф.4:8), а под построением храма разумеется божественное воплощение, потому что и Сам Господь говорил о Своей плоти: "разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин.2:19). Таким образом, построение этого храма совершено было после нашего пленения, учиненного диаволом, потому что, желая освободить нас от него, Христос и воплотился. Об этом пленении сам Давид сказал в другом пророчестве: "Ты взошел на высоту, пленил плен" (Пс.67:19). "Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля! Воспойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте ежедневно о спасении Его" (ст. 1, 2), Почему пророк велит петь новую песнь всей земле, а не одним только иудеям, как не по причине, несомненно, новых чудес? Давид как бы предваряет своим благовествованием Павла, говорящего: "кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:17). Что же это за новая песнь, и от кого мы ей научимся? Пророк дал нам много песнопений, но, указывая теперь на "песнь новую", он разумеет какую-то иную новую песнь, отличную от тех. Песнь воспевал и Исаия: "воспою", говорит он, "Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его" и т. д. (Ис.5:1). Но это следует петь не всей земле, а одному только народу иудейскому, в честь которого, как говорит пророк, это и поется. Очевидно, поэтому, что пророк разумел песнь ангельскую, записанную Лукою. Это действительно была новая песнь. И пророк приглашает к пению всю землю потому, что так пели, как повествует названный Евангелист, ангелы: "слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк.2:14). Когда же эти слова были сказаны? Когда создан был храм, т.е. воплотился Христос. При Его рождении эти слова и воспели в Вифлееме ликовавшие ангелы. Приглашая трижды к песнопению, пророк называет трижды Господа, желая этим показать, что во Христе прославляется Троица, так как чрез Него мы познали и Духа и Отца. Сообразно этому пророк и присовокупил: "благословите имя Его", – будешь ли разуметь Отца, или Сына, иди Святого Духа, потому что имя Троице – Бог. Это имя и благословили возвестившие нам новую песнь ангелы, которые прежде всего вознесли славу Богу в вышних. "Воспойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте ежедневно о спасении Его" (ст. 2). Чем дальше идет время, тем дальше и Евангелие, и чем дальше простирается время, тем дальше распространяется познание о Христе. Это подтверждается дальнейшими словами: "возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его" (ст. 3). Может ли относить это к себе народ иудейский? Как может возвестить славу Божию среди язычников тот, кто не имеет даже права читать закон вне своих пределов? За это именно и порицал иудеев пророк Амос: "приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог" (Ам.4:5). И какое следует за это наказание? "За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших" (ст. 6). Ясно, следовательно, что Давид указал на завет евангельский, сказав сначала: "возвещайте", а затем: "в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его". Какие же именно? Что мы, рожденные от крови и плоти для смерти, возрождаемся чрез воду крещения для жизни. Эти именно чудеса Бог повелел ученикам возвестить язычникам: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф.28:19,20). Смотри, что сказал дальше пророк об этом имени, т.е. об имени Отца и Сына и Святого Духа. "Ибо велик Господь и весьма славен, страшен для всех богов" (ст. 4). Как велик Бог, излишне и говорить, потому что это признается всеми. "Весьма славным" называет Его пророк за то, что Он, будучи чрезмерно великим, снисходит к смеренным, и, будучи праведным, терпеливо ждет спасения грешников. Но если Бог для нас благ, то для демонов Он страшен. Этих последних пророк и назвал здесь богами, не потому, что они действительно боги, а потому, что так называются некоторыми, как о том свидетельствует Павел: "мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле" (1Кор.8:4,5). А кем они так называются, узнай из дальнейших слов: "ибо все боги язычников – бесы, а Господь небеса сотворил" (ст. 5). В Священном Писании обычно демонами называются злые духи, как это видно из Евангелий, которые постоянно употребляют это выражение. Греки же, находя название почетным, называют их демонами, т.е. огненными и обладающими знанием, и этим, не ведая, вместо похвалы, себе наносят позор, поскольку это имя для демонов, как знающих нечестие, служит названием позорным. Симмах, вместо: бесов, перевел: несуществующие, так как демоны преданы нечестию, не имеющему для себя основания, а Акила: воображаемые, так как они владеют ложным и вымышленным именем.
2. Итак, все языческие боги – демоны: признают ли язычники одних из них меньшими, других – большими, все они одинаково принадлежат к враждебным и злым силам. Откуда это видно? "А Господь небеса сотворил" (ст. 5), т.е. демоны не были бы низвержены с неба, если бы не отпали чрез свое нечестие от создавшего небеса. Но смотри, кого вместо них и для чего приняло небо. "Исповедание и красота пред Ним, святость и великолепие во святилище Его" (ст. 6). Под исповеданием пророк разумеет исповедников, а под святыней – святых. Их-то Бог принял на небеса вместо низверженных демонов. С исповеданием Бог соединил и красоту, потому что исповедующий свой грех пред Богом, превращается из покрытого срамом в облеченного в благолепие и является пред лицом Божиим, тогда как прежде не был пред Ним. Бог отвращает лицо Свое от грешников, пока они не раскаются и не исповедуются Ему, почему тот же псалмопевец и взывает к Богу: "не отвергни лица помазанника Твоего" (Пс.131:10), когда восчувствовал свой грех. Со святостью Бог соединил великолепие, потому что нет ничего великолепнее святого, – ни пророк, ни священник, ни царь не может сравниться с ним, потому что во святых почивает Бог, как Святой. Потому-то Он ставит их не пред лицом Своим, как исповедников, а принимает в собственное святилище, и делает Своими сожителями и общниками Своей славы и царства. К этим-то святым относи дальнейшие слова: "принесите Господу, отчизны народов, воздайте Господу славу и честь! Воздайте Господу славу имени Его, возьмите жертвы и входите во дворы Его" (ст. 7, 8). Не без причины пророк велел в начале псалма воспевать новую песнь, а потому, что в нем содержится некоторое новое призвание, новая проповедь. Как видишь, здесь призываются язычники, от которых требуется приношение словесное, не тельцы или овцы, или какие другие подобного рода жертвы, а слава и честь, – слава как Богу, потому что слава Его принадлежность, – почему и херувимы приносят Ему песнословие, говоря: "благословенна слава Господа от места своего!" (Иез. 3:12), – а честь как Отцу, потому что говорится в законе: "почитай отца твоего и мать твою" (Исх.20:12). Язычники познали Бога как Отца чрез восприятие Духа. Потому Спаситель и научил нас говорить Богу: "Отче наш, сущий на небесах" (Мф.6:9). Сказав о славе и чести, пророк вспомнил еще и о другой славе. "Воздайте Господу", говорит он, "славу имени Его", и этою второю славою указывает на крест, желая, чтобы мы приносили его Христу, насколько он составляет Его славу. Вот почему другие переводчики сказали: славу имени Его. Как же мы приносим Христу крест? Если мы распинаем себя в своей жизни. "Кто любит отца или мать более, нежели Меня", говорит Христос, "не достоин Меня" (Мф.10:37). Заметь, как пророк желает, чтобы прославлялся Бог в Троице. Потому он и повелевает трижды воссылать Ему славу и трижды называет Господом. "Воздайте Господу славу имени Его, возьмите жертвы и входите во дворы Его". Какие дворы? Очевидно, церкви, рассеянные по всей вселенной. Чтобы кто-либо не подумал, что последние, по причине их множества, разделены друг от друга, пророк назвал их одним двором, присовокупив далее: "поклонитесь Господу во дворе святом Его. Да подвижется от лица Его вся земля!" (ст. 9). Итак, хотя церквей по числу и много, но по существу они составляют одну церковь, которая и называется святою, как тело Святого во святых. Жертвы пророк повелевает приносить не кровавые, а жертвы славословия, как это ясно показал он словами: "поклонитесь Господу во дворе святом Его. Да подвижется от лица Его вся земля" (ст. 9). Для чего? Для того, чтобы она переменила прежнее свое состояние и получила более прочное и твердое основание чрез Христа.
3. Земля потряслась во время распятия и воскресения, каждое из которых представляет лицо Единородного, поскольку в кресте и воскресении мы и доныне видим силу Его лица. "Скажите народам, что Господь воцарился и утвердил вселенную, которая не подвижется, будет Он судить народы по правде" (ст. 10). Почему "народам"? Потому что иудеи не выносят слуха проповеди, почему Павел и Варнава и говорили им: "вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам" (Деян.13:46). В чем же признак царства Господня? "Господь воцарился и утвердил вселенную, которая не подвижется". Под царством Божиим пророк разумеет наше подчинение Богу; этим последним Бог и исправил вселенную, покорив богопознанию непослушного и непокорного человека. Почему же иному земля уже не поколеблется, как не потому во всяком случае, что пришедший Христос уничтожил колебавших ее, т.е. демонов? "Будет Он судить народы по правде", т.е. по справедливости. Мы не можем оправдываться незнанием и роптать на суд Божий в виду того, что будто бы не знали Его закона, потому что Евангелие Христово пронеслось по всей земле. Впрочем, эти слова гораздо более могут относиться к иудеям; Бог будет судить их "по правде" за то, что "пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин.1:11), как говорит Иоанн. "Да возвеселятся небеса и да радуется земля, да придет в движение море и что наполняет его!" (ст. 11). Какая причина этой радости? Пришествие Спасителя, как это ясно видно из дальнейшего. Итак, было обще и небу и земле таинство, совершившееся на последней, так как о преклонившем небо и сошедшем с него говорится, что Он произойдет и от земли по плоти. "Да придет в движение море и что наполняет его" – не бурным волнением, а волнением радости и ликования. Под исполнением его разумей реки и озера, поскольку все собрания вод при творении названы Богом именем моря: "назвал", говорится, Бог "собрание вод морями" (Быт.1:10). Что же приносят воды таинству Единородного? Очевидно, крещение. "Возрадуются поля и все, что на них, тогда возрадуются все деревья дубравные" (ст. 12). Сказав о море и упомянув о том, что его наполняет, пророк естественно далее указывает на поля, или пашни, и что на них находится, желая обозначить этим совокупность всего, находящегося на земле. Почему же он велит им радоваться? "Тогда возрадуются все деревья дубравные". Когда и почему? "От лица Господа, ибо Он грядет, ибо Он грядет судить землю, судить вселенную по
правде и народы по истине Своей" (ст. 13). Пророк возвещает величайшую радость деревьям, какую они получат с пришествием Христа чрез Его Крест, – и не просто деревьям, а дубравным, т.е. бесплодным, так как известно, что для изготовления креста взято было не плодоносное дерево, а бесплодное. Тем не менее, участниками радости стали все деревья земли, как свидетельствует настоящий стих. Разумей под деревьями дубравными в виду их бесплодия и грешников, о которых Исаия говорил: "да не говорит евнух: вот я сухое дерево" (Ис.56:3), т.е. не рождающее плодов. Но пришествие Христово заставило и их радоваться. "Ибо Он грядет, ибо Он грядет судить землю, судить вселенную по правде и народы по истине Своей". Не без причины пророк говорит два раза "грядет", а, желая указать на оба пришествия Христа. Выше он ясно возвестил первое Его пришествие, почему и сказал о нем, не упоминая о суде, так как Христос пришел тогда не судить мир, а спасти мир (Ин.2:47); теперь указывает на второе пришествие, в которое Он будет судить землю и вселенную, т.е. человека, который, как происшедший от земли, называется ее именем, и вселенную, как место обитания Божия: "и Слово стало плотию, и обитало с нами" (Ин.1:14). Не только землею и вселенною назвал пророк человечество, но и народами – не народом, – в виду различия по языку, по образу жизни, по богопочтению, и многому другому, что отделяет людей друг от друга. Если говорится, что будет судить "вселенную по правде" и "народы по истине", то под вселенною разумеется не что-либо отличное от людей, потому что если бы не было людей, то кем заселялась бы земля? Равным образом и правда не что-либо отдельное от истины, а одна восполняет другую, так что нет ни правды без истины, ни истины без правды, почему и Христос называется обоими именами.