1. И настоящей псалом находится в числе не имеющих у евреев надписания. Но семьдесят придумали для него подходящее к пророчеству название. Так как пророк воспевает здесь царство Христово и Его славные деяния, то справедливо псалом усвояется духовному Давиду, и говорится: "когда земля его устроялась", т.е. когда человеческая природа пришла в надлежащее состояние, так как раньше уклонилась от своего разумного назначения. "Господь воцарился, да радуется земля, да веселятся многочисленные острова!" (ст. 1). Бог, как Творец и Господь всей вселенной, всегда царствовал; но так как Он на некоторое время оставил род человеческий и попустил ему быть под властью духовных врагов, а теперь покорил последних и освободил первый, то пророк справедливо говорит: "Господь воцарился", разумея под царством Божиим уничтожение заблуждения и низвержение идолов, которому радуется земля, видя себя освобожденною от того, о чем прежде она воздыхала вместе с остальными тварями. Веселятся также и "многочисленные острова", т.е. церкви из язычников, поскольку истребление заблуждения открыло им доступ. Почему пророк называет церкви островами, как не потому, несомненно, что как острова лежат среди вод, так и церкви в водах крещения? Хорошо сказал пророк, что веселятся многие острова, а не все, показывая тем, что есть и другие острова, именно церкви еретические, которые, хотя и гордятся водою крещения, но не могут веселиться, потому что они своими нечестивым образом мыслей о Божестве уничтожают благодать крещения. "Облако и мрак вокруг Его, правда и суд – основание престола Его" (ст. 2), т.е. царствующего. Разумеется Христос, тело которого называется облаком по причине его тонкости и чистоты. С облаком соединяется мрак, – что Симмах перевел словом туман, потому что плоть, подобно туману, закрывала многим глаза и препятствовала познать божественное достоинство Единородного. Потому-то в другом месте тот же псалмопевец говорит: "и мрак сделал покровом Своим, вокруг Его – скиния Его" (Пс.17:12). "Правда и суд – основание престола Его" (ст. 2). Таковы дела царства Божия: мы, как видно отсюда, освободились от несправедливо поработивших нас, а эти последние осуждены. Впрочем, и сами мы совершим правду и суд, если пожелаем соцарствовать Богу. "Огонь пред Ним пройдет и попалит вокруг врагов Его" (ст. 3) Пророк явно упоминает здесь о будущем суде, почему и говорит об огне, что он не предходит, а "пред Ним пройдет". Этот огонь попалит врагов его; т.е. грешников, которые суть враги Бога потому, что не слушались Его, когда Он звал, не повиновались, когда Он увещевал, и не хотели примириться с Ним, когда Он предлагал свою руку, как свидетельствует о том Павел, говоря: "мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом" (2Кор.5:20). "Попалит вокруг врагов Его". Попалит всех врагов, потому что он не перестанет окружать Его и бежать пред Ним до тех пор, пока не охватит всех виновных. Об этом огне, бегущем пред Судиею, упоминает и Даниил. "Видел я", говорит он, "что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним" (Дан.7:9,10). "Осветили молнии Его вселенную, увидела и вострепетала земля" (ст. 4). Под молниями будем разуметь лучи света, которые не ждут будущего века, а и теперь уже освещают вселенную. Обрати внимание на различие огней. Один есть Его огонь, – этот освещает; другой – не Его огонь, а бежит пред Ним, – этот огонь жжет, потому что на то и создан. Под молниями, поэтому, разумеются апостолы, потому что они, будучи причастниками истинного света, естественно и сами называются светом, почему Господь и говорил им: "вы – свет мира" (Мф.5:14).
"Увидела и вострепетала земля". Тому, что плохо стоит, полезно испытывать сотрясение, чтобы чрез то приобрести большую твердость и устойчивость; так и строители, если находят стены ветхими, разрушают их, желая привести их в лучшее состояние. Так точно и земля, т.е. человечество, была сотрясена явившимися апостолами, почему в Фессалоники про Павла и Силу и говорили: "эти всесветные возмутители пришли и сюда" (Деян.17:6), сотрясена для того именно, чтобы стала более твердой. "Горы, как воск, растаяли от лица Господа, от лица Господа всей земли" (ст. 5). Подобно тому, как горы возвышаются над землею, так точно и пророки возвышаются над прочими людьми, почему и называются горами. Естественно поэтому, что при пришествии Единородного, Который есть Господь всей земли, т.е. человечества, ставший его Господом чрез восприятие начатков всего смешения, пророки "растаяли". Прежде их пророчество сковано было буквою, почему и оставалось неведомым для читавших; когда же пришел Единородный, то оно растаяло, т.е. стало мягким, так что все могут пользоваться им для составления понятия о таинстве Единородного, и чрез него, как бы чрез воск, согретый огнем, делать образы Владыки. "Растаяли", говорится, "от лица Господа", т.е. от действия Духа. Так как пророк называет здесь лицо Господа дважды, то ясно, что в одном случае он называет Сына – лицо Отца, в другом Духа – лицо Сына. Пророческий воск растаял, следовательно, не только от пришествия Единородного, но и от дарования Духа, потому что и после пришествия Христа апостолы не могли бы уразуметь пророчеств о Нем, если бы Он не сообщил им даров Духа, как это видно из слов Господа, которые Он сказал им: "о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки" (Лк.24:25). "Возвестили небеса правду Его, и увидели все народы славу Его" (ст. 6). Хотя небеса многократно возвещали о правде Божией, т.е. Христе, например, когда из них принесся голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный" (Мф.3:17 и 17:5), не только при крещении, но и на горе Фаворе, или когда, в ответ на молитву Христа к Отцу: "Отче! прославь" Сына Твоего, принесся голос с неба: "и прославил и еще прославлю" (Ин.12:28), но в смысле преимущественном небесами, возвышавшими правду Божию, были апостолы. Подлинно они были не земными существами, а небесными, почему и называются небесами.
2. Когда апостолы проповедовали, то все народы познали славу Христа, видя, как неученые стали ораторами, как демоны изгонялись тенью апостолов. "Да постыдятся все поклоняющиеся истуканам, хвалящиеся идолами своими. Поклонитесь Ему, все Ангелы Его!" (ст. 7). Не только получившие писанный закон должны стыдиться созданных руками идолов, но и имеющие закон естественный. В самом деле, кому не очевидно, что творить свойственно Богу? Как же, поэтому, может называться Богом то, что создано кем-либо другим? Следовательно, как тот, кто поклоняется, должен стыдиться, так равным образом и тот, кто хотя не покланяется, но хвалится тем, что сделал предметы поклонения для другого, достоин позора, так как внес тяжкий соблазн в нашу жизнь. "Поклонитесь Ему, все Ангелы Его!". Пророк целесообразно указал здесь на поклонение ангелов, чтобы мы не стыдились покланяться тому Богу, которому покланяются ангелы, а вместе с тем, чтобы знали, что, поклоняясь Богу, мы вступаем в чин ангелов, – кроме того, знали и то, что ангелам свойственно покланяться, а не принимать поклонения. Тем более не могут служить предметом поклонения демоны, лишившиеся даже и ангельского достоинства. "Услышал и возвеселился Сион, и возрадовались дщери Иудеи ради судов Твоих, Господи" (ст. 8). Дщерями иудейскими пророк назвал все церкви, существующие на земле, поскольку в них процветает исповедание, так как Иудея и значит: исповедание. На первом месте пророк поставил Сион, как первородную церковь. Она, говорит пророк, "услышал и возвеселился", – слышала о посрамлении идолослужителей, а равно и о поклонении ангелов, которое они приносят Богу, и естественно возвеселилась, как чтущая единого поклоняемого Бога – Отца создания. Естественно, что и дочери иудейские (т.е., как мы сказали, церкви), став участниками этой радости, "возрадовались". Причиною, ради которой возвещается радость, являются суды Божии, именно то, что поклоняющиеся истуканам и хвалящиеся идолами, по суду Божию, подвергаются посрамлению. Как это совершилось, узнай из дальнейшего. "Ибо Ты – Господь Вышний над всею землею, весьма превознесся над всеми богами" (ст. 9). Так как пророк указывает на суд, совершенный крестом, а крест является высотою Единородного, потому что Он говорит: "когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин.12:32), то, дабы кто не подумал, что Христос прежде не был высок, пророк назвал Его не только высоким, но и "Вышний" над всею землею. Указав на землю, пророк частью назвал все творение. Но чрез крест Христов возвысился над всеми богами, т.е. ложноименуемыми богами, потому что, будучи низвержены крестом, они на опыте узнали, как высок Бог, если Он чрез того, кто считался слабым, поразил тех, которые считались сильными. "Любящие Господа, ненавидьте зло! Хранит Господь души преподобных Своих, из руки грешника избавит их" (ст. 10), – чтобы, найдя чистую любовь, Бог принял любящих как истинных и искренних сынов Своих. Поэтому, кто говорит, что любить Бога, а предается хотя бы и легкому пороку, или любит что-нибудь житейское, тот обманывает себя, потому что любовь к этому миру, как говорит Иаков, есть вражда на Бога (Иак.4:4). "Хранит Господь души преподобных Своих, из руки грешника избавит их". Вот какие блага получаем мы от чистой любви к Богу. Мы становимся святыми и имеем Бога хранителем величайшего нашего сокровища – души, так что не можем впасть в руки врага; а если и впадем, то Бог не оставляет нас, а освобождает, связывая истинного грешника, корень греха – диавола, и дает нам руку, чтобы мы убежали от незаконно восставшего на нас. "Свет воссиял праведнику и правым сердцем – веселие" (ст. 11). Светильником и светом для праведных является закон Божий, почему в другом месте Давид говорит: "светильник ногам моим – закон Твой и свет путям моим" (Пс.118:105). Он же является и веселием для правых сердцем, т.е. для идущих правым путем. Он указывает им путь, которого они желают, и укрепляет на добродетели, к которым они стремятся сами. Но ты разумей под воссиявшим светом и Единородного, о Кото-ром Иоанн Богослов пишет: "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Ин.1:3,4). Вот почему и Малахия назвал Его солнцем, и подобно Давиду предсказал, что Он воссияет для праведников. "А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его" (Мал.4:2). "Веселитесь, праведные, о Господе, и исповедайте память о святыне Его" (ст. 12). Праведники становятся блаженными вследствие своей радости. Они не услаждаются никакими житейскими благами, а одним только Богом, в котором, как ты знаешь из послания Иакова, "всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше" (Иак.1:17). "И исповедайте память о святыне Его". Под исповеданием разумей или благо-дарение, или исповедание грехов, поскольку и оно подобает праведникам, потому что нет человека, который поживет, и не согрешит, почему человек и приходит необходимо к памяти, т.е. к поминанию о святости Божией. Людям следует благодарить Бога за то, что Он освятил их, и исповедать себя грешниками, потому что как бы человек ни был праведен, по сравнению со святостью Бога он все же оказывается грешником, почему Исаия и говорит: "все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда" пред лицом Твоим (Ис.64:6).