БЕСЕДА

о Давиде царе и Павле апостоле, о покаянии, о разных изречениях Псалтири, относящихся ко Христу, и о том, чтобы мы не отчаивались в своем спасении[1]

 

Почему пророк говорит: "помилуй меня, Боже?.." Что же сам пророк воздал Богу? – Давид пророче­ствовал о всех событиях сошествия на землю Сына Божия и однако просил об очищении своего сердца. – Быстрое раскаяние согрешившего Давида и апостола Павла и полное их прощение. – Увещание – каяться в своих грехах и не предаваться отчаянию.

 

Недавно вы слышали слова песнописца Давида: "помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое" (Пс.50:3). И еще тот же Давид взывает: "сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей" (ст. 12). Почему же пророк говорит: "помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей"? Потому, что где милость, там, несомненно, спасение; где милость, там не производится суда; где милость, там не требуется отчета. Я желаю, говорит он, только быть помилованным; избавь меня от моей немощи, И почему взывает Давид: "сердце чистое создай во мне, Боже"? Тот, кто совершил множество славных дел, воздвиг столько трофеев, умертвил Голиафа, задушил льва, имел такое дер­зновение от Святого Духа, говорит: "помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое". Меня, говорит, бывшего земледельцем, Ты сде­лал царем; сделав царем, поставил пророком; помог мне одержать победу на войне, низложить Голиафа не крепостью те­лесной, но силою веры; облек меня порфирою, отверг другого и возвел меня, даровал мне богатство. "Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить" (ст. 6). То, что обветшало от греха, обновила благодать. Что же сам ты, про­рок, воздашь Богу? "Научу беззаконников путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся" (ст. 15). Не распространяясь о царстве, он говорит о пророчестве. Ты удостоил меня такой чести, что открыл мне Сына Своего и сделал Его ведомым для меня; я познал, что Ты имеешь Сына, принявшего естество человеческое, узнал, что Ты имеешь сопрестольного Тебе, и я возвестил вселенной крест, погребение, нисшествие (с неба), воскресение Его, сказал о суде Его, сказал о спасении языч­ников, сказал об избрании апостолов, сказал об отверже­нии иудеев, сказал о призвании Церкви, сказал о лике дев, сказал о сидении Его одесную Тебя. "Ты же истину возлюбил: неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне" (ст. 8). Где же он возвестил это? Послушай самого пророка, как он говорит о нисшествии (Сына Божия) с неба: "сойдет, как дождь на руно" (Пс.71:6), потому что Сын Божий, пришедши, не потрясал вселенной, не бросал молний, не низвергал громов, приходил не с открытым божеством. Если бы Он открыл божество Свое, то и горы не перенесли бы этого, и солнце погасло бы; если бы Он открыл существо свое, то луна исчезла бы, земля погибла бы, вся наша природа уничтожилась бы. Потому Он и прихо­дил тихо и без шума, так что никто не знал, но для всех незаметно пришел и вселился в девическое чрево. О, дивные и необыкновенные дела! Камень распадается, а чрево не рас­торгается; горы разрушаются, а чрево носит Бога. Как я объясню это, как представлю? О, безумие богохульника! Скажи: как раба носила Бога во чреве? Исследующий высокое, объясни низшее. Как Вездесущий был во чреве и в тоже время был на небе? То, что Он сидел на (божественном) престоле и в тоже время пребывал во чреве Девы, я знаю; а как – не знаю. Я принимаю верою, а не исследую разумом, – что Он явился, что Он имеет явиться, не производя ни смятения, ни шума, ни погибели, ни разрушения: "сойдет, как дождь на руно". Так, ты сказал о царстве Его, сказал и о предательстве: "который ел хлебы мои, поднял на меня пяту" (Пс.40:10). Скажи же о суде Его: "зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное?" (Пс.2:1). Скажи и о кресте: "они пронзили руки мои и ноги мои, сосчитали все кости мои" (Пс.21:17,18). Скажи и о желчи, дан­ной Ему: "дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом" (Пс.68:22). Скажи и о помазании Его: "умастил елеем голову мою" (Пс.22:5). Скажи и о крещении Его: "у тихой воды воспитал меня" (Пс.22:2). Скажи и о таинствах Его: "приготовил для меня трапезу против притеснителей моих" (Пс.22:5). Скажи о чаше Его: "чаша Твоя, напоевающая меня, как (она) сильна!" (Пс.22:5). Скажи об отвержении иудеев: "не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов" (Пс.49:9). Скажи и о хуле на Него иудеев: "он уповал на Господа, пусть Он избавит его, пусть спасет его, если угоден Ему" (Пс.21:9). Скажи и о спасении языч­ников: "проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое" (Пс.2:8). Скажи и о погребении Его: "что Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть тление" (Пс.15:10). Скажи и о вознесении Его на небеса: "вознесся Бог при восклицании, Господь при звуке трубном" (Пс.46:6). Скажи и об избрании апо­столов: "вместо отцов Твоих были сыновья Твои" (Пс.44:17). Скажи и о лике дев: "приведутся к Царю девы во след Ее" (Пс.44:15). Скажи и о призвании Церкви: "предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная" (Пс.44:10). Скажи и о сидении Его одесную Отца: "сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс.109:1). Так, Давид, ты возвестил пророчества обо всем; для чего же взываешь: "сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей"? Ты – царь; ты одет в диадему; ты облечен порфирою. Но, говорит он, все это – листья, ночь и сновидение; я ищу другой красоты, даруй мне Духа Святого, чтобы Ты опять беседовал со мною и я беседовал с Тобою; Дух отступил от меня, как отступает голубь, видя грязь; я хочу возвратить Его; тогда прииду и явлюсь пред лицем Твоим; а теперь не могу выносить этого, потеряв дерзновение пред Тобою. Видишь, как Давид исповедуется пред Богом. Смотри же, сколь великое – зло грех. Какой грех? Прелюбо­деяние, убийство, преступление закона, нарушение заповедей Бо­жиих. Говорю это не для того, чтобы осудить пророка, но чтобы показать скорое его раскаяние. Пророк надлежащим образом исполнил написанное: "припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться" (Ис.43:26). Его оправдали слова, которые он произнес: "согрешил я пред Господом". Затем пришел пророк Нафан и сказал: "и Господь снял с тебя грех твой" (2Цар.12:13). Скоро совершен грех; еще скорее – раскаяние. Согрешив с женою Урии, он был поражен этим грехом и, приступив к на­писанию псалма, сказал: "помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей". Полным раскаянием он получил полное отпущение греха. И Павел как был помилован? Господь сказал ему: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" (Деян.9:4) О, человеколюбие Вла­дыки! Человеку Он говорит: "что ты гонишь Меня?" Он подражает здесь Своему Отцу. Как Тот говорил народу еврейскому: "народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне" (Мих.6:3), так и Сын его говорит: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" Что же Павел? Он отвечал: "кто Ты, Господи?", говорящий мне? О, благоразумный раб! Он тотчас исповедает владычество (Господа): "кто Ты", говорит, "Господи?" Господь же сказал ему: "Я Иисус, Которого ты гонишь": встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать" (Деян.9:5,6). И бывший некогда волком теперь стал овцою; бывший некогда гонителем теперь стал евангелистом; бывший некогда плевелом теперь стал пшени­цею; бывший некогда гонителем и губителем теперь стал правителем народа; бывшему некогда разорителем Церкви теперь вверяется она; бывший некогда истребителем винограда теперь стал насадителем его; бывший некогда свинцом теперь стал золотом. Так и ты, возлюбленный, взывай, при великом шуме грехов своих, и тотчас услышишь Господа; велико человеколюбие Владыки. Бог сделался человеком, нисшел и вселился в девическое чрево, и призвал кого? Волхвов. А после них кого? Блудницу. А после нее кого? Разбойника. А после него кого? Богохульника. О, дивные и необыкновенные дела! Начатком призванных были великие грешники. Так как вселенная была в дурном состоянии, люди преданы были гре­ховному сну, иудейству и великой беспечности, то Он, пришедши, вначале призвал в Церковь грешников, чтобы после никто не отчаивался в своем спасении. Ты нечестив? Вспомни о разбойнике. Ты нечист? Вспомни о блуднице. Ты хулил Бога? Вспомни о Павле, который хулил Его. Ты неверный? Вспомни о волхвах. Я знаю, как грех доводит до отчаяния. Диавол, изощряя меч, предстоит и говорит тебе такие слова: всю жизнь свою ты проводил с блудницами, притом нарушал клятвы, прелюбодействовал хуже всех в настоящей жизни. Таковы слова диавола. Но ты смело приступай к делам про­тивоположным. Ты пал? Восстань же. Ты блудодействовал? Раскайся. Ты прелюбодействовал? Исправься. Не велико твое покаяние; но велико человеколюбие Владыки. Пока ты имеешь дыхание, и находясь на самом одре, Совершай покаяние; труд­ность дела привлечет человеколюбие Божие. Прилагай эти вра­чества – и ты укротишь пламень. Знаю, возлюбленный, что много ран душевных; но каждая рана имеет свое, соответствующее и готовое для нее, врачество. Ты имеешь Церковь, которая низводит дары Духа. Ты имеешь сонм мучеников и много другого, что может обращать тебя от греха к праведности. Вы слышали о некоторых грехах праведников; но видели и скорое их раскаяние словами и слезами. Так, сам Давид взывал: "слезами моими орошаю постель мою" (Пс.6:7). И Павел говорил: "но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии" (1Тим.1:13). Итак, не будем и мы отчаиваться в своем спасении, вспоминая о тех, которые прежде согрешали и удостоились царства небесного, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, с Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

 

 

СТИХИ

в честь великого светильника и учителя Церкви Златоуста

 

О, море словесное неизмеримое,

Писаний безмерный простор обнимающее,

И ныне дошедшее до самой глуби псалмов.

Ты все наполняешь до самого дна,

И сокровенные от ока места

Видными делаешь во глубинах,

И светлым словом сокрытые освещаешь перлы.

Буду же пить я, о, море, сладкие воды твои!

Жаждешь ли, жажда не стихнет

Горящего страстью к писаньям твоим.

 



[1] Эта беседа и следующие две статьи в издании Миня отнесены к разряду Dubia.

Hosted by uCoz