СОБЕСЕДОВАНИЕ

 

на псалом 79

 

"В конец. Об имеющих измениться. Откровение. Асафа" (ст. 1)

1. Под изменяющимися пророк разумеет обновляемых чрез покаяние. Справедливо он присовокупил: "в конец", так как по­каяние служит для нас последним якорем; кроме же того и воз­вещено оно было в самом конце веков с пришествием Христо­вым. В свидетельство этого Асаф и составил настоящий псалом, изложив в нем то, что потерпел народ иудейский за свои много­численные грехи. "Пастырь Израиля, внемли, водящий, как овцу, Иосифа, сидящий на херувимах, явись!" (ст. 2). Видишь, как с этим согласуются слова Господа, который сказал Он в евангелии: "Я есмь пастырь добрый" (Ин.10:14). Но почему пророк, оставив всех других, ука­зывает Иосифа и Иакова? Потому, что оба они были рабами – один в Египте, другой – в Месопотамии; но Бог изменил их рабство в свободу и соединенные с последнею блага. Пророк поэтому и просит теперь Бога внять, чтобы Он, видя весь наш род раб­ствующим мысленным врагам (не на себя обратить внимание умо­ляет пророк, а неопределенно, т.е. на всех), восстал для нашего освобождения и скорее пришел во плоти, так как мы нуждаемся в Его пришествии для своего освобождения; не иначе, как уже чрез воплощение, люди могли принять седящего на херувимах. "Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею яви силу Твою и приди спасти нас" (ст. 3). Ясно, что пророк просит послания Едино­родного во плоти, почему и умоляет Его не только придти, но и воз­двигнуть силу Свою; под силой же он разумеет воплощение, потому что так называет его и в другом псалме, говоря: "облекся Господь

силою и препоясался" (Пс.92:1). Но почему пророк говорит, что сила Божия воздвигнута пред Ефремом, Вениамином и Манассиею, если Бог, – который всегда силен и только скрывает Свою силу от людей, – когда пришел во плоти, явил Свою силу для всей земли? Он называет по одной части весь народ израильский, к которому пришел с небес воплотившийся Христос; поэтому и говорит: "яви силу Твою"; или же говорит так потому, что они, имея раньше превратное о Нем понятие, нашли Его таким, что стали обращаться к Нему. "Боже, обрати нас и просвети лице Твое, и спасемся" (ст. 4). Пророк делает свою речь яснее и показывает образ и причину пришествия Христова. Причина пришествия в том, чтобы мы обратились и исправились; образ – открытое явление, чтобы мы могли видеть Его лицом к лицу; иначе мы не могли бы и спа­стись, если бы Он не явился нам таким образом. Потому и пат­риарх Иаков говорил: "я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя" (Быт.32:30). Вот почему и Моисей просил, чтобы уви­деть Его таким же образом, не ради любопытства, а потому что, как пророк, он знал, что в этом заключается спасение людей; а не просил о том, чтобы увидеть чистое божество, так как на это лицо Божие не в состоянии никто взирать, как говорит сам Бог (Исх.33:20). "Господи Боже сил! Доколе будешь гневаться на молитву рабов Твоих?" (ст. 5). Не напрасно пророк употребил настоящие слова, а чтобы вместе указать и на свое достоинство и усиленно упросить Бога придти; поэтому он и называет Его не только Богом, но и Господом сил, т.е. сил небесных. Но зная по вдохновению Духа Св., что таинство воплощения Христова на некоторое время отсрочено, он называет гневом то, что молитва его в то время не достигла цели. Он знает и то, до коих пор этот гнев продолжится, по­чему дальше и присовокупляет: "будешь питать нас хлебом слезным и поить нас слезами в меру?" (ст. 6).

"Доколе", сказано вообще, потому что пророки до тех пор пи­тались слезным хлебом и питьем, оплакивая род человеческий, пока сам пришедший Христос не стал хлебом и чашей жизни. Хорошо сказал пророк: "в меру", показывая, что у Бога нет ничего без меры, но все – гнев ли, наказание ли – насылается для пользы людей по правилу и мере. "Сделал нас предметом спора для соседей наших и враги наши дразнят нас" (ст. 7). Тех же самых вра­гов и соседей очевидно разумеет пророк и теперь, потому что, пока Христос отлагал Свое пришествие, они издевались и смеялись над людьми, а особенно над пророками, не признавая истины в том, что они пророчествовали о пришествии Спасителя; кроме того, не мало и противоречия встречали от них пророки, когда они действовали в ложных пророках и чрез них говорили иное. Может быть, впро­чем, Он позволил демонам – мысленным врагам и соседям – противоречить, чтобы с очевидностью показать, что подобно тому, как слуги повинуются своим господам, так и демоны – пророкам, хотя по высокомерию часто возмущаются и противоречат. "Господи,

Боже сил! Обрати нас, просвети лице Твое, и спасемся" (ст. 8). Пророк повторяет ту же самую просьбу, желая показать, насколько необходима она, а вместе и нас научит – не падать духом, когда не получаем просимого, а оставаться твердыми, в уверенности, что получим непременно. "Виноград из Египта Ты перенес, изгнал народы и насадил его" (ст. 9).

2. Здесь пророк повествует, как заботился Бог о спасении народа иудейского. Как земледелец, желая сделать виноград луч­шим и более плодоносным, несколько раз пересаживает его с этою целью, так и Бог переселил Израиля из земли Халдейской в землю Ханаанскую чрез Авраама; отсюда чрез Иакова вывел его в Египет; наконец привел его, как на тучную пашню, в землю обетованную с самого начала. Не просто посадил его, а вкоренил, т.е. глубоко укрепил его корни, поскольку уже не было нужды еще переносить его. И сделал это не прежде, чем удалил, как бы тер­ния, обитавшие народы. Поэтому он и находился в полном благопо­лучии, как видно из дальнейшего. "Ты приготовил ему путь, и посадил корни его, и он наполнил землю" (ст. 10). Как? Чрез дарование закона, чрез истребление народов. "И посадил корни его, и он наполнил землю". Корень винограда иудейского – Моисей, Иисус, Финеес, Елеазар, которые наполнили землю его благочестием, потому что всюду прошли их добродетели. "Тень его покрыла горы, и ветви его (закрыли) кедры Божии" (ст. 11). Горами назы­ваются праведники Божии, по высоте и святости их жизни; они же и кедры. "Праведник, как финик, процветет и, как кедр на Ливане, умножится" (Пс.91:13). Их-то покрыла тень иудей­ского винограда, т.е. закон, как говорит Павел: "закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей" (Евр.10:1). Под ветвями разумей пророческие речи, которые, делаясь возвышеннее благодаря добродетелям трудящихся, подобно тому как бывает у земледельцев, занимающихся деревьями, показывают свои плоды. Итак, закон покрыл праведников, – не для того, чтобы скрыть их, а для того, чтобы прогнать от них холод неверия и пламень всякого другого греха. "Простер он отрасли свои до моря и лозы свои до рек" (ст. 12). Под морем разумеется крещение, под реками – частные очищения, под ветвями, из которых родятся гроздья, те доблестные по жизни мужи, какие были среди народа иудейского. Они простерлись не в море, а до моря, будучи по своим добродетелям близкими к благодати крещения. Те же, которые были только отраслями, а не ветвями, и только подражали ветвям, стараясь о правде законной, те простерлись до рек – до частных очищений, не получая в них действительного очищения, а только воображая себя очистившимися. "Для чего же Ты снял ограду его, так что обрывают его все проходящие путем?" (ст. 13) Ограда иудейского винограда – закон. Если ты этому не веришь, послушай Исаию, который говорит: "у Возлюбленного моего был виноградник

на вершине утучненной горы" (Ис.5:1), и дальше: "и Он обнес его оградою" (ст. 2), – разумеется законом, – "и очистил его от камней", – подразумевается очистил заповедями, – "и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его", – Иерусалим, – "и выкопал в нем точило" (ст. 2) – храм, – и затем продолжает "что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем" (ст. 5). Эту ограду Бог отнял, когда иудеи согрешили против Христа, который и оградил их законом; поэтому они обрываются мимохо­дящими, т.е. беззаконниками, не ходящими надлежащим путем. Та­ковы настоящие иудеи, вероломствующие в законе, почему о них и говорится, что они идут не дорогою, а мимо. Так и премудрость в Притчах говорит о скудоумном юноше, увлеченном преступной женщиной, что он блуждает на площади мимо угла, а не идет (Притч.7:7,8). "Повредил его лесной вепрь и одинокий дикий зверь поел его" (ст. 14). Диавол называется не только львом за его хищность, змием – за яд злобы, но и именами других зверей, упоминаемых в божественном Писании; он, обитающий в бесплодных лесах не­честия, называется и вепрем за его радость при виде мерзостей не­честия, а также живущим в уединении, как один возгордившийся против Бога, и диким, как звероподобный и свирепый. Он-то ра­зоряет иудейскую синагогу с тех пор, как разрушена ее ограда, т.е. с тех пор, как Христос положил конец жизни законной, они составляют теперь достояние врага, так как не имеют ни закона, ни жертвенника, ни чего другого, относившегося к богослужению. "Боже сил!

Обратись, и посмотри с неба, и узри, и посети виноград сей" (ст. 15). Так как ни закон, ни пророки не обратили Израиля, то пророк по необхо­димости просит Бога, чтобы Он обратил, т.е. исправил. Как же обратить? Призревши с неба и увидев. Но разве когда Бог не ви­дит? Но теперь пророк просит Его увидеть с особенным мило­сердием и оказать нам большее благодеяние сравнительно с преж­ними. Как же именно? Это видно из дальнейших слов: "и посети виноград сей, и соверши то, что насадила десница Твоя! (Посмотри) на Сына человеческого, Которого Ты укрепил Себе" (ст. 15, 16). Заметь, что про­рок просит Бога придти не только в качестве земледельца, но и в качестве врача, потому что посещать свойственно врачу, который сам по себе производит осмотр.

3. Итак, пророк просит Его придти в качестве врача, в качестве земледельца вновь устроить виноградник, уничтожить мы­сленного червя, и отсечь излишние разросшиеся ветви, благодаря которым он не в состоянии приносить плодов. Но ради какого виноградника? Не того, говорит, ограду которого Он разорил и который предал врагу, а ради ветви владычней, имеющей про­изойти от него. Вот почему, сказав: "посети виноград сей", про­рок прибавил: "на Сына человеческого, Которого Ты укрепил Себе", т.е. ради Сына, имеющего родиться из иудейского виноградника, "Которого Ты укрепил Себе", посети его. И подлинно, пришествие Единородного было посещением народа иудейского, если бы иудеи приняли его. По­тому-то и Иоанн говорил: "пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин.1:11), равно и сам Господь: Я не пришел, "только к погибшим овцам дома Израилева" (Мф.15:24). "Он пожжен огнем и взрыт. От гнева лица Твоего (все) погибнут" (ст. 17). Так как пророк уподобил на­род иудейский винограднику, то по необходимости разделяет речь, го­воря то об образе, то о тех, к кому он приложил этот образ. Итак, пожжен огнем виноградник иудейский, т.е. синагога. Об этом же говорил и Христос: "огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лк.12:49). А огонь низвержен, и раскопан виноградник для того, чтобы, по раскопании его, открылось сокрытое в нем основание, о котором Исаия говорил: "вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится" (Ис.28:16). И Давид говорил: "припомни, Господи, сынам Едомским, в день Иерусалима" (Пс.136:7), т.е. язычни­ков, говоривших: "опустошайте, опустошайте его до основания" (там же). Принадле­жащее иудеям до тех пор раскапывается язычниками, т.е. тщательно исследуется, испытывается, пока они не откроют основания, которое те скрывают. В силу этого последние погибнут от прещения лица Божия, разумей – Христа, потому что Он порицал их за то, что, имея ключи знания, они сами не входят, и желающим войти препят­ствуют (Лк.11:52). "Да будет же рука Твоя над мужем десницы Твоей и над Сыном Человеческим, Которого Ты укрепил Себе. И мы не отступим от Тебя: оживи нас, и мы будем призывать имя Твое!" (ст. 18, 19). Мужем десницы называется Христос: мужем – по человечеству, десницы Его – во-первых потому, что Он вместе с плотью сидит как бы в деснице Отца, а затем и потому, что Он устроил всю тварь. Его же называет пророк и Сыном Чело­веческим точно также по причине плоти. Но чтобы ты считал всего Его единосущным Отцу по божеству, говорит: "Которого Ты укрепил Себе": укрепил его, поскольку Сам родил Его, укрепил Себе, по­скольку родил Его равномощным и по всему Себе подобным. Про­рок молится, чтобы на нем была рука Отца, разумеется, для совер­шения знамений и чудес для нас, так как последние называются иногда рукою Божией, иногда перстом. Пророк молится, чтобы знаме­ния для нас совершены были уже не чрез пророка, не чрез богоносного мужа, например Моисея, или Илию и др. пророков, а чрез Сына, обе­щая, что если это сбудется, то мы уже не отступим от Него, потому что многократно отступали. "Оживи нас, и мы будем призывать имя Твое". Оживишь нас живою водою крещения. Тогда мы призываем и имя Его, называясь по имени Христа христианами. "Господи, Боже сил! Обрати нас, и просвети лице Твое, и спасемся" (ст. 20). Пророк часто повторяет эти слова. Он молится не применительно только к на­стоящему, показывая, что ни обратиться, ни спастись мы не можем иначе, как только чрез воссияние лица Божия, т.е. воплотившегося Слова.

Hosted by uCoz