1. Благодать всесвятого Духа не только преподает людям нравственное и догматическое учение, но и прямо научает их тому, как должны они воспевать Творца. И этот псалом написала она, при содействии блаженного Давида, с той именно целью, чтобы научить всех, какие песни следует воздавать Благодетелю. Здесь она говорит о благодеяниях Божиих, относящихся ко всем людям, и представляет Бога всяческих Творцом и вместе Владыкой всего. "Благослови, душа моя, Господа!" (ст. 1). Бог, благословляя человека, ограждает его безопасность и делает его более славным, как, например, было с Авраамом, а человек не так: он самого себя делает более славным, благословляя Бога. Значит, Бог ли благословляет человека, человек ли Бога, то и другое полезно только человеку, потому что Божество ни в чем не нуждается. Воспевать благодетеля Бога научается каждый питомец благочестия. "Господи, Боже мой! Ты дивно велик, в исповедание и великолепие Ты облекся". Здесь "дивно" поставлено для усиления, самое же выражение – "дивно велик" – означает неизмеримость величия вообще, а не увеличение его в данном случае. Симмах так и перевел: Господи Боже мой, Ты весьма велик. Не малым будучи, Ты возвеличился, но велик будучи по природе, Ты показал это благочестивым. Как же еще делается великим Тот, Кто всегда велик и Кто не нуждается ни в каком прибавлении, но обладает полным совершенством? Как Он возвеличивается? Когда Его почитатели проводят лучшую жизнь, когда прославляют Его словами и делами, – тогда Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что при этом возрастает Его собственное величие. Но чрез почитающих Его и чрез Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении Его величие открывается и неверующим в Него. Радуясь этому, душа и восклицает с чувством благоговения: "Господи, Боже мой!". А каким образом Он возвеличился, объясняет далее: "в исповедание и великолепие Ты облекся". По Симмаху это значит: Ты облачился песнью и славой. Ты не остаешься неведомым для тех, которые пользуются Твоими благами: они уже не приписывают теперь принадлежащей Тебе чести идолам, но Тебя воспевают и Тебе воздают должное славословие. Конечно, величие Божие достаточно обнаруживается в творении ангелов, в создании небес, в утверждении земли и в прочем, что вместе с этим указывает псалмопевец, но еще больше обнаруживается оно в том, что Спаситель был человеком и остался Богом, и свойственное нам претерпел, и сохранил собственное бесстрастие. Поэтому, хотя в порядке событий дело спасения было позднейшим, псалмопевец поставил его, однако, прежде всего в виду его выдающегося значения. Исповеданием называет именно воплощение, так как во время плотской Своей жизни Господь принес за нас исповедание Богу, возопив к Отцу: "славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных", и т. д. (Мф.11:25). А великолепие указывает на то, как велико и чрезмерно было то, что Ему угодно было спасти нашу бренную природу. Однако, когда псалмопевец говорит, что Он "облекся" в это исповедание и великолепие, то не имеет, конечно, в виду временного облачения, как будто потом Он и "разоблачится", а указывает на то, что воплотившись Он не преложился в человека, но и Богом остается, и человеком делается. "Ты одеваешься светом, как одеждою, простираешь небо, как кожаный покров (шатра)" (ст. 2). Он одевается светом как бы одеждой, как обладающий полнотою ведения, как имеющий непостижимое существо. Притом свет означает полнейшую истинность божественного ведения. По словам Павла, Бог "обитает в неприступном свете" (1Тим.6:16). Живет во свете – значит, что Он всецело есть ведение, превосходящее всякую мысль, почему свет и назван неприступным. В виду этого-то апостол и говорил: "единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете". Этот свет таков, что никто не осмеливается приблизиться к нему: чрезмерность блеска поражает зрение. Ведь если и видимое солнце принуждает к этому тех, кто пытается упорно смотреть на него, то у кого хватит сил для того, чтобы постигнуть мыслью этот неприступный свет? Итак, и сам Он есть истинный свет (Ин. 1:9), и облачается светом как одеждой, и во свете живет неприступном, "облако и мрак вокруг Его" (Пс.96:2), и Он "мрак сделал покровом Своим" (Пс.17:12). Все это не противоречит одно другому. Конечно, для тех, кто не может видеть неприступный свет, он тоже самое, что мрак и тьма, потому что ни там, ни тут нет возможности рассмотреть, что содержится внутри; и то и другое означает невидимость божественной природы. Впрочем, Иоанн Богослов, изображая и самое домостроительство Его, назвал это домостроительство светом, говоря: "и свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин.1:5). Тьма облегает Его как одежда, когда телесными слабостями Он совершенно прикрывает силу божества, напр., когда чувствует голод, жажду, утомление, и подобное тому претерпевает. Облекается же Он светом, когда проявляет Свое божество, запрещая морю, потрясая землю, омрачая солнце; тогда Он уже не позволяет божеству скрываться под человечеством. "Простираешь небо, как кожаный покров (шатра)".
2. Это сравнение указывает на легкость творения. Как человеку легко растянуть кожу и сделать палатку, так Бог всяческих распростер великий свод небес, одним Своим словом. "Покрываешь водами высоты Свои, облака делаешь колесницею Своею, шествуешь на крыльях ветра" (ст. 3). Этому учит и блаженный Моисей, он говорит, что Бог сказал: "да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так" (Быт.1:6,7). "Облака делаешь колесницею Своею, шествуешь
на крыльях ветра". Это указывает на Его промышление, все обнимающее. Оно простирается и на ветры, и на облака. Бог сам управляет ими, сам указывает им сроки исполнения их назначения. Вместе с тем это научаете нас, что божественной природе свойственно везде присутствовать и всюду являться. Так как из всех чувственных явлений ветру свойственна наибольшая быстрота (в мгновение ока он проносится от пределов запада к востоку и от востока к западу), то пророк, не найдя среди чувственных явлений другого более точного образа, сказал, что Бог носится на крыльях ветра, обозначая этим, что Он везде присутствует. С другой стороны (относительно облаков) мы находим, что и сынам Израилевым Бог всяческих явился в облаке, и в скинии Свое особенное присутствие обнаружил облаком; далее, при освящении Соломонова храма, облако осенило храм; и Владыка Христос трем ученикам на горе предстал окруженный светлым облаком, и при вознесении Его светлое облако скрыло Его от глаз их. "Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным" (ст. 4). Господь – творец не только видимых, но и невидимых, К одним и тем же пророк приложил, названия духа и огня, тем и другим, желая обозначить их силу и быстроту. Дух по природе не связан пространством, а действие огня отличается силой. При содействии ангелов Бог всяческих и благодетельствует достойным и наказывает недостойных. Это также напоминает об огне, так как он служит для наказания. "Основал землю на тверди ее: не преклонится она во век века" (ст. 5). Акила и Симмах: "на седалище ее". Какая же твердь, о, пророк, там, где столько воды, где беспредельный океан, носящий землю на волнах своих? Ведь он и сам в другом месте подтверждал это: "утвердил землю на водах" (Псал.135:6). Так как это основание было не прочно, но весьма непостоянно, то Творец сообщил устойчивость самой земле. В чем же заключалась эта устойчивость? В силе Создателя. "В руке Его все концы земли" (Пс.94:4). Землей называет человека. Кого Он утверждает на основании веры, тот не уклонится в век века, конечно – будущего. "Не преклонится она во век века". Сообщив ей самой в себе устойчивость, Господь сделал землю неподвижной. В том же самом положении она пребывает, насколько ему угодно. Подобно этому, в другом месте сказано: "повесил землю ни на чем" (Иов.26:7). "Бездна, как одежда, – покров Его. На горах станут воды" (ст. 6). Он сказал "Его", а не "ее"; между тем и Акила и Феодотион перевели так: "бездной как ризой Ты одел ее". Бездной Священное Писание называет влажную стихию. Так и о начале творения блаженный Моисей сказал: "земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною" (Быт.1:2). Так как земля со всех сторон окружена водою и пределы ее составляют великие и недоступные моря, самую же средину рассекают другие моря, доступные плаванию, то справедливо сказал, что бездна как одежда облегает землю. А с другой стороны – в смысле непостижимости – ты найдешь, что бездна заключается в том, что – "судьбы Твои – бездна великая" (Псал.35:7). Так как не исследованы суды Его, то никаким образом не могут быть постигнуты, почему и сравниваются не просто с бездной, но с "бездной великой". Итак, Бога, суды Которого – великая бездна, покрывает непостижимость, именуемая бездной. "На горах станут воды: от запрещения Твоего побегут, звука грома Твоего убоятся. Восходят горы и опускаются равнины на место, которое Ты назначил им" (ст. 6,7-8). Все это указывает на мудрость Божию, действующую в создании. Благодаря ей, море, вздымаясь подобно вершинам гор, не затопит, однако, материка волнами, но как мы устрашаемся громом, так оно боится положенного ему предела. "На горах станут воды" – значит: как гора стоит (море); "восходят горы" – значит: – как горы. Я думаю, что пророк разумеет здесь облака, лежащие на вершинах гор. В этих местах особенно держатся облака, так что необитаемые горы постоянно покрыты мраком. Как только Ты захочешь, говорит, все они оставляют свое место, рассыпаются и исчезают. В ином смысле – горами называет пророков по причине свойственной им высоты созерцания. В них поднимаются воды, откуда жаждущие пьют воду учения. От какого "запрещения"? От запрещения, положенного против иудеев. Это указывает другой пророк, говоря: "пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних" (Ам.8:11). Когда Бог разгневан, воды пророков оскудевают, так как не в самих себе имеют источник богатства. А гласом грома называет проповедь евангелия, которой воды пророков не убегают, но устрашаются, как превосходящей их разум. "Предел положил Ты, которого они не перейдут, и не возвратятся, чтобы покрыть землю" (ст. 9).
3. Море посрамляется песком; в бешенстве устремляется оно на берег, но удерживаемое положенным от Бога пределом как бы уздою, отбрасывается назад и возвращается вспять. Или (так следует понимать) это: не все свои откровения пророки возвещают, но только то, что им повелено открыть, чтобы множеством их не покрыть землю, то есть не подавить человека, не могущего вместить их. Об этом свидетельствует Павел: "слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2Кор.12:4). "Ты направляешь источники в долины: среди гор текут воды" (ст. 10), Далее указываешь их назначение: "поят всех полевых зверей; дикие ослы (из них) утоляют жажду свою.При них обитают птицы небесные, из средины утесов издают голос" (ст. 11-12). Вот весьма важная особенность божественного промысла, – что он удовлетворяет нужды не только людей, но и неразумных тварей. Рассекая горы, Он дает выход водам, чтобы не только люди могли обильно пользоваться струями источников, но и породы воздушных и земных животных. О промысле Божием о животных говорил Спаситель: "взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их" (Мф.6:26), Зверями лесными называются демоны, а зверями обитающими в поле, то есть – в мире, называет пророк грешников: как звери полевые могут быть приручены, так грешники могут раскаяться, почему и напояются водами апостольскими и пророческими. Дикими ослами назвал людей, не работающих более греху, но освободившихся уже из-под его власти, почему они и являются жаждущими духовной воды. На них указывал Бог в беседе с Иовом: "кто пустил дикого осла на свободу и кто разрешил узы" (Иов.39:5)? "Ты напояешь горы с высот Своих: плодами дел Твоих насыщается земля" (ст. 13). Для чего напояются горы? И они нуждаются в дожде, потому что на них растет трава и деревья. Не только внизу устраивает Господь орошение земли, но и вверху посылает влагу посредством облаков. "Высотами" (в славянском – превыспренными – τὰ ύπερω̃ον – верхняя часть дома, чердак) Божиими называет воздух, представляя весь мир – одним домом. После моря идет речь о дожде, потому что воды его получаются из моря. "Произращаешь траву для скота и злак на службу людям, чтобы доставить (им) пищу из земли" (ст. 14). Возращается трава и питает скотов, и они служат людям. От дождей питаются и плоды, зреют и употребляются людьми. Это говорил псалмопевец и в другом псалме: "людей и скотов спасешь Ты, Господи" (Пс.35:7). Конечно, и скоты пользуются попечением Божиим, благодаря своей пользе для человека. Земля, насыщаемая дождями, всем живущим на ней доставляет потребную пищу, но ее избранные произведения – хлеб, вино и елей – назначаются в пищу человеку, благородному и излюбленному Богом. Хлеб укрепляет силу сердца, вино радует душу, а масло восстановляет гибкость тела, изнуренного трудом. Но и животных Бог не оставил своей заботливостью. Травоядным скотам Он дал траву, причем пригодным по Своему нраву и силе для служения человеку назначил злаки, возделываемые человеком, предоставив остальным траву, прозябающую самородно. Впрочем, и те, и другие могут употреблять и злаки, и траву. Ни о зверях, ни о пресмыкающихся при этом не упомянуто, так как они пользуются пищей другого рода: одни едят землю, а другие живут плотоядно. "И вино веселит сердце человека, чтобы лице (его) блистало (как бы) от елея. Хлеб укрепляет сердце человека" (ст. 15).
4. Симмах выразил это яснее: произращающий траву скотам и злак на службу людям, чтобы пища исходила от земли и вино – веселило сердце человека, освещалось елеем лицо и хлеб – укреплял сердце человека. Для того, говорит, Бог всяческих постоянно посылает земле дожди, чтобы произрастить разнообразные плоды; и хлебом укрепить и напитать тело человека, вином порадовать его и сделать его жизнь более приятной, а елеем – не только напитать, но и снаружи умастить тело, лицо же внутреннего человека просветить и озарить питательным елеем божественного света, лишь по назначению отличным от упомянутого вина. Слово Божие есть виноградная лоза, и масличное дерево. "Я же", говорит псалмопевец, "как маслина плодовитая в доме Божием" (Пс.51:10). Наставления его в различных отношениях являются и вином, и елеем, и хлебом. "Насытятся деревья полевые, кедры ливанские, которые Ты насадил" (ст. 16). В еврейском и прочих читается: Господни. Сказав о плодоносящих растениях, псалмопевец вспоминает и о бесплодных, как необходимых и полезных для человека. А Господними назвал их как самородные, не рукой возделываемые, но возросшие единственно по слову Божию. Чего насытятся? Очевидно, богопознания. Как насытятся? Поучением в законе. Потому именно и назвал их древами Господними, что поучающиеся закону день и ночь называются деревом, насажденным у источников вод (Пс.1:3). "Насытятся деревья полевые, кедры ливанские, которые Ты насадил, там устрояют гнезда птицы: жилище аиста управляет ими". Акила читает так: там птицы будут гнездится. После плодовитых вспоминает и о бесплодных, как необходимых для человека. Под Ливаном, знаменитой горой, и его кедрами разумел псалмопевец и остальные горы и деревья земли. Эти деревья служат людям для постройки домов, а птицы устраивают на них свои жилища. Акила передал так: там птицы будут гнездиться, для аистов сосны – жилище их. Некто из отцов сказал: аисту всякое место пригодно для жилья и он всюду является как бы в приготовленный для него дом. Это именно значат слова – "управляет ими". Птицами называет людей, преследуемых диаволом и его слугами за благочестие, но могущих избежать его сетей; о них Давид говорил: "душа наша избавилась, как птица из сети птицеловов" (Пс.133:7). Что же касается "аиста", то ты не ошибешься, если приложишь это название к Петру, так как он постоянно следовал за Христом, как аист, говорят, не отстает от своих хозяев. Итак, он предводительствует птицами, т.е. показывает им, как нужно избегать сетей ловцов, как и сам он, уловленный в сеть своим отречением, избежал ее своим покаянием. "Высокие горы для оленей, каменистая скала – прибежище зайцам" (ст. 18). Промысл, говорит, не оставляет без внимания даже малых животных, но оленям дал жилище на вершинах гор, а ничтожнейшим из животных – убежище в скалах. Итак, ничто не сотворено Тобою, Боже, напрасно. В самом деле, не будь скал и вершин гор, слабейшие из животных на равнине легко делались бы добычей более сильных и скоро были бы истреблены, в особенности подвергаясь нападениям во время сна. Под скалами псалмопевец разумеет также пещеры и норы, в которых скрываются зайцы и ежи. Что касается оленей, то нужно заметить, что порода их враждебна породе змей. А таковы все ученики Христовы, имеющие власть над мысленными змеями по слову Христову: "се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью" (Лк.10:19). Симмах перевел: "зайцы и ежи" (находят прибежище в скалах). Зайцы и ежи считаются животными нечистыми и слабыми; именно, Моисей говорит: верблюда и свиньи и зайца с мохнатыми ногами "не ешьте" (Лев.11:4-8). Итак, под этими животными Давид разумеет язычников. Они находят убежище в мысленной скале – Церкви, и в ней укрепляются и очищаются. Олени же, так как по закону они считаются чистыми животными, очевидно, суть души праведных, сохранившие закон. "Он сотворил луну для (указания) времен, солнце познало запад свой" (ст. 19). Исчислив все земное, сказав и о сотворении невидимых существ, и о создании небес, псалмопевец вспоминает о светилах, сотворенных в четвертый день, и говорит, что луна создана для того, чтобы быть наставницей людей в определении времени. В самом деле, ее изменения способствуют измерению времени: она определяет миру месяца, в столько-то дней возрастая и ущербляясь. Луной он называет иудейскую синагогу, которую положил (Господь) во времена закона и пророков, солнцем же – Христа. Так о нем и пророк Малахия сказал: "для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные" (Мал.4:5). Он знал Свой закат. Он знал время, в которое должно было Ему принять страдания, так что, пока оно еще не наступило, Он говорил: "еще не пришел час Мой, прославиться Сыну Человеческому" (Ин.2:4;12:23). "Солнце познало запад свой". Не будучи одушевленным, не обладая разумом, но, совершая путь своей по божественному определению, оно, являясь, производит день и, скрываясь, ночь, движется одним и тем же ходом и соблюдает в своем движении меру. "Ты простираешь тьму, – и настает ночь, когда ходят все звери лесные" (ст. 20). Необходима ночь, образуемая отсутствием света и доставляющая отдых людям. Очевидно, здесь разумеет пророк время креста, потому что тогда была тьма от шестого часа до девятого (Мф.27:45), что и принимается за целую ночь – в объяснение тайны тридневного воскресения. "Когда ходят все звери лесные, молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе" (ст. 21).
5. Людям ночь доставляешь отдых, а животным дает смелость, чтобы они могли наполнить свои голодные утробы. Слова – "чтобы выпросить у Бога пищи себе" – указывают на то, что и им доставляет пищу божественный Промысл. "Просить у Бога" – это свойственно разумным существам, а бессловесные ищут. Но и им Бог доставляет необходимую для них пищу. Под зверями дубравными (лесными) и скимнами (молодыми львами) разумеет пророк демонов, которые во время крестных страданий Господа рыкали, думая, что настало время схватить добычу. И действительно, видели они предательство Иуды, отречение Петра, рассеяние остальных апостолов. Они именно рыкали, (готовые) похитить и найти себе пищу от Бога: сначала – похитить, а когда похищение не удалось – найти. Ведь, они не останавливаются и пред тем, чтобы с бесстыдством просить Бога об искуплении праведников. Не просил ли диавол об Иове? Просил он также у Христа об апостолах, так что Господь говорил: "Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя" (Лк.22:31,32). "Взошло солнце, и они собрались и легли в своих логовищах" (ст. 22). Когда восходит солнце, звери удаляются в свои убежища, а люди, отдохнувши от трудов вчерашнего дня, с готовностью опять принимаются за свои дневные дела. Когда воскрес Христос, (демоны) бежали. Симмах, вместо – "собирались", написал: "удалятся". Куда они удалились? В свои логовища, где и скрываются в засаде подобно пресмыкающимся. "Человек (тогда) выходит на дело свое и на работу свою до вечера" (ст. 23). – Справедливо, так как воскресение Христово дало людям свободу и ободрило их до вечера, очевидно – до конца жизни, трудиться над своим делом, т.е. над добродетелью, потому что она поставлена Богом целью наших трудов.
"Как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил. Полна земля тварью Твоею" (ст. 24). Пройдя мыслью все сказанное и во всем обнаружив великое попечение Божие, пророк прерывает свою речь прославлением Бога, говоря, что все дела Божии удивительны, достойны изумления и исполнены мудрости. Оказалось, что и ночь, иногда порицаемая нечестивыми, весьма полезна и бесплодные деревья полезны в других отношениях и породы животных во многих отношениях пригодны для людей. Замечательно здесь выражение – "как". Премудрость же Божия, с которою Бог все сотворил, есть Господь: "Христос", говорит Павел, "Божия сила и Божия премудрость" (1Кор.1:24),"но", как непостижимую "премудрость Божию, тайную, сокровенную, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы" (1Кор.2:7,8). "Полна земля тварью Твоею". Это значит: Ты наполнил ее разнообразными благами, – каковы блага возрождения и обновления. "Кто во Христе, тот новая тварь" (2Кор.5:17). Почему же – "земля"? Потому что на нее сошел Преклонивший небеса. Как Он возродил ее? Водою, как и в начале произвел ее, – водою, очевидно, крещения, – как показывают и дальнейшие слова: "это море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими" (ст. 25). Велика благодать крещения, так как ею совершается великое таинство, и обширна, так как она обнимает все действия Духа. Гадами называет грешников, так как они пресмыкаются в земных привязанностях; по своему множеству они справедливо называются бесчисленными, а может быть и потому, что одни праведники заслуживают исчисления. "Мне весьма почтенны друзья Твои, Боже, попытаюсь счесть их, но они многочисленнее песка морского" (Пс.138:17, 18). "Это море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими". И это свидетельствует о Божием промысле, что малые животные живут вместе с великими и не подвергаются от них совершенному истреблению. С морем чувственным сравнивает псалмопевец жизнь человеческую по причине непостоянства и вечного движения в ее делах. Под бесчисленным племенем гадов разумеет он многовидное и как бы многоличное обилие людей, имея в виду разнообразие в деле усвоения ими предрекаемой им перемены. Природа у всех, конечно, одна и та же и природный образ не различен, но в проявлениях ума и сердца наблюдается великое разнообразие. Разумея это, некто сказал: "как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку" (Притч.27:19). Мы говорим, что в этом море плавают корабли – святые церкви нашего Спасителя, пребывающие в мире, но выше мира, именно как на кораблях мы видим, что они плавают в воде, но выше воды. Итак, церкви, подобно кораблям, по- своему плавая в этом мысленном море, принимают, верующих и перевозят их в некоторую другую землю или страну – в царство небесное, надежду о Христе и освящение от Святого Духа, и в отечество святых – добродетель. Будучи пришельцами, по написанному, и странниками на этой Земле (Евр.11:13), они не имеют пребывающего здесь града, но стремятся в тот, "которого художник и строитель Бог" (Евр.11:10,14; 13:14). "Там плавают корабли" (ст. 26). И это весьма полезно для людей. Благодаря искусству кораблестроения и мореплавания, мы имеем необходимые взаимные сношения: произведения нашей земли доставляем в другие страны, а оттуда получаем то, что произрастает там. "Этот змей, которого Ты создал, чтобы унизить его".
6. Именем змея он обозначил больших морских животных, какие обитают в великих морях; "чтобы унизить его", то есть самому морю, потому что и в еврейском, и в сирском языке это имя мужского рода. Так, говорит, велико море, что и бесчисленные породы рыб содержит в себе, и величайшие морские животные безбоязненно в нем плавают. Если же кто захочет иносказательно разуметь змея – в виду того, что и у Исаии (Ис.27:1) наведен на змея меч великий, святой и крепкий, – на лукавого змея, действующего в (духовном) море, – то и мы ничего не будем иметь против такого понимания, так как мы знаем, что и Иова Бог спрашивает: "можешь ли ты удою вытащить левиафана" (Иов.40:20)? Этот змий, созданный Богом, но возгордившийся пред Создателем, предан на посмеяние; о нем также Бог говорил Иову: "ничего нет на земле, подобно ему сотворенного, поруганным быть ангелами моими"[1] (Иов.41:25), то есть, конечно, праведниками, потому что они, путем добродетели возвысившись до ангельского чина, посрамляют того, кто по своей злобе был извержен из этого чина. И Господь дал Своим ученикам "власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью" (Лк.10:19). А псалмопевец в другом месте говорит: "Ты сокрушил головы змиев в воде" (Пс.73:13). И справедливо, говоря о море, вспомнил об этом змие, так как и вся наша жизнь, горькая и соленая (подобно морю), обуревается неистовыми волнами, (им) возбуждаемыми. "Все ожидают от Тебя пищи, чтобы Ты дал им благовременно" (ст. 27). От Тебя, говорит, все создания во время получают то, что всякому нужно. Неразумные животные ищут пищи, и не знают, кто дает им ее, но получают ее от Творца. "Когда Ты дашь им, примут, когда Ты откроешь руку, все насытятся благом" (ст. 28). Когда Ты даешь обильно, каждое из них берет свою долю. "Когда Ты откроешь руку, все насытятся благом". Это показывает легкость, с какою Творец дарует блага Как легко выпрямить загнутые внутрь пальцы, так Богу легко даровать всякие блага.. Раскрытие рук Его нужно относить также к распростертию их на кресте, вследствие чего все исполнилось благости, то есть человеколюбия, так как всякий грех был искуплен крестом. "А когда Ты отвратишь лице, – смятутся, возьмешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратятся" (ст. 29). Милостиво ниспосылая и свои блага, Ты доставляешь пользующимся ими всякую отраду; когда же Ты отворачиваешься, все они объемлются смятением и страхом. "Возьмешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратятся". Когда Ты хочешь, душа и тело разлучаются, вместе с тем тело предается тлению и разрешается в прах, из которого оно произошло. Духом же назвал здесь душу. "Пошлешь Духа Твоего, и будут созданы, и обновишь лице земли" (ст. 30). Здесь ясно проповедал нам воскресение и восстановление жизни чрез всесвятого Духа. Так великий Илия воскресил сына вдовицы, трижды дохнув на отрока, возвратив того к жизни силой обитавшей в нем духовной благодати (3 Цар.17:19 и след.). Так и Елисей воскресил сына соманитянки, посредством духовного дуновения, силой животворящего Духа дал ему жизнь. Указав, таким образом, и это действие божественной силы, псалмопевец обращает свой язык к торжественной песни. "Да будет слава Господу во веки! Возвеселится Господь о делах Своих" (ст. 31). Справедливо, говорит, чтобы Он был всегда всеми воспеваем. "Возвеселится Господь о делах Своих". Этим предрек будущее познание Бога людьми. Когда люди освободятся от прежнего обольщения и получат познание Бога, Бог будет радоваться, не на их поклонение, но при виде их спасения. "Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись, прикоснется горам, и они задымятся" (ст. 32). Справедливо прибавил это, показывая, что божественная природа ни в чем не нуждается. Не как нуждающийся Он радуется, принимая поклонение, но как желающий спасти указывает истину, и будучи в состоянии наказать не налагает наказания, хотя одним явлением Своим потрясает землю и исполняет горы огня и дыма. Так было на горе Синайской: явившись там, Он всю гору облек дымом. "Воспою Господу в жизни моей, пою Богу моему, пока существую" (ст. 33). И это сказано справедливо, потому что "никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в аду кто исповедает Тебя?" (Пс.6:6). Так заключилась дверь брачного чертога пред неразумными девами, покупавшими елей в то время, когда нужно было нести светильники. "Да будет сладка Ему (молитвенная) беседа моя, а я буду веселиться о Господе" (ст. 34). Беседой называет свою похвалу; воспевающий Бога беседует с Ним. Симмах, вместо: беседа (ή διαλογή), поставил: разговор (διάλεζις), Акила: речь (όμιλία). Я молюсь, говорит, чтобы эта моя хвала была для него весьма приятна и сладка. "А я буду веселиться о Господе". Если это исполнится, я буду радоваться. "Да исчезнут грешники с земли и беззаконники – чтобы их не было! Благослови, душа моя, Господа!" (ст. 35). Поведав, насколько это доступно человеческой природе, божественную красоту и неизреченное богатство, он желает, чтобы познание их распространилось среди всех людей, и просит, чтобы общество грешников было совершенно уничтожено. Он не желает гибели им самим, но хочет, чтобы они раскаялись, и чтобы прекратилось извращение и забвение с их стороны божественных законов. Если же кто хочет понимать эти слова иначе, как будто пророк подвергает проклятию живущих в нечестии, то и в таком смысле пророчество будет согласно с апостольским учением. В самом деле, великий Павел в послании к Коринфянам пишет: "кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема" (1Кор.16:22). Это свойственно тем, кто горячо любит. Итак, все мы были во грехе, земля была полна беззакония; когда же явилось Единородное Божие Слово и сделалось человеком, грешники исчезли, остались лишь только виновные в беззакониях. Как и каким образом? Он оправдал всех и избавил от грехов. Разве только немного осталось грешников, многие же оправданы. "Благослови, душа моя, Господа!". Итак, не желающие прославлять Подателя стольких благ, пусть потерпят то, что я сказал; ты же, о душа, постоянно воспевай своего Создателя и Спасителя.