1. Много раз мы указывали, что ветхий завет есть тень нового. Не менее легко убедиться в этом и из настоящего псалма. И он с одной стороны предрекает освобождение иудеев, а с другой – предсказывает спасение всех людей. В сто четвертом псалме были изображены обетования, данные Богом патриархам, и дары, полученные потомками их; в следующем за ним псалме помимо благодеяний описана и неблагодарность иудеев, и постигшие из-за нее бедствия. А настоящий псалом предсказывает освобождение от плена по неизреченному человеколюбию Божию. Но так как и те псалмы в образах сени говорили о том, что принадлежит нам, то и в этом псалме поищем предсказаний о нашем спасении, потому что существенное в пророчестве относится больше к нам, чем к тем.
"Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его" (ст. 1). Опять пророческое слово повелевает прославлять благодетеля Бога; повод же к прославлению находит в Его человеколюбии. Конечно, говорит, так могли бы только люди, избежавшие бедствий благодаря исключительно милости Божией, без всякого содействия со своей стороны. И такая милость для достигших чего-нибудь временного не продолжительна, для удостоившихся же вечных благ она вечна. А между тем сказано: "вечною милостью помилую тебя" (Ис.54:8); (сказано это) о Том, Который творит милость в тысячах любящих Его и уготовляет им, "не видел того глаз, не слышало ухо" (1Кор.2:9); "благ" и "милость" здесь, конечно, синонимы. "(Так) пусть скажут избавленные Господом, которых Он избавил от руки врага" (ст. 2). Показав в предшествующем псалме, где было сказано: "разгневался в ярости Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим" (ст. 40), отвержение народа иудейского, здесь пророк говорит о призвании язычников со всей вселенной, собираемых и исторгаемых Спасителем из рук диавола для святой Своей Церкви. Напрасно, конечно, ожидают иудеи, что они, собравшись из рассеяния между язычниками, будут сами по себе обитать в Иудее. За истекшую тысячу лет со времени пленения их в Вавилоне этого не случилось, призвание же язычников совершилось на деле. "И собрал их от стран: от востока и запада, и севера и моря" (ст. 3). Мы не видим, чтобы это исполнилось на иудеях: они по всей вселенной живут рассеянно; Церковь же из язычников Господь призвал и собрал во всех пределах вселенной, восточных и западных, северных и южных, и такие собрания можно видеть повсюду на суше и на море. Только в слабой степени подобное можно было бы сказать об иудеях, когда одни из них возвратились из Вавилона, другие же в небольшом числе были собраны из Египта и окрестных стран. "Блуждали они в пустыне безводной, пути в обитаемый город не находили" (ст. 4). Жизнь призванных из язычников прежде была безводной и бесплодной. Как язычники, лишенные разума, они заблудились и предавались служению безгласным идо-лам; в то же время, чуждые жизни Израиля, они томились голодом и жаждой души, потому что лишены были разумной пищи и духовного питья, согласно с словами: "не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних" (Ам.8:11). Конечно, и для иудеев Вавилон был пустынным и безводным. Пустыней был он в отношении Бога, и народ иудейский, находясь там в рабстве, был лишен духовного орошения. Точно также и уверовавшие из язычников жили в безводной пустыне, не имея упования и будучи безбожными, как говорит апостол: "вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире" (Ефес.2:12). Ни иудеи не были в силах убежать от своих поработителей и возвратиться в свое отечество, ни уверовавшие из язычников до вочеловечения Спасителя не нашли пути, ведущего к божественному городу. Под городом же здесь нужно разуметь общество благочестивых. "Они алкали и жаждали, (так что) жизнь их пропадала в них" (ст. б). Голод божественного учения томил тех и других. Как иудеи, рабствуя в Вавилоне, и священников были лишены, и подзаконного служения не могли исполнять, так и язычники, с другой стороны, ни закона божественного не получили, ни учения духовного не удостоились, а между тем то и другое составляет свойственную душам пищу. Этим-то голодом угрожал Бог иудеям: "пошлю", говорит Он, "на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды" (Ам.8:11). "Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их" (ст. 6). Из иудеев более благочестивые возносили молитвы Богу; об этом свидетельствует пророчество Даниила: и сам он, и Анания, Азария и Мисаил, молясь о всем, испросили себе божественную милость. Язычники же, подавляемые различными несчастьями, стонали и предавались воплям и безутешному плачу, не имея надежды воскресения; конечно, они не просили у Бога всяческих избавлений от одолевавших их зол, тем не менее, Человеколюбец видел их воздыхания и простер им свою милость. Ведь, конечно, когда язычники, как я сказал, бедствовали вследствие лишения сказанных благ, предстоявшие за них ангелы Божии, подобно пастырям человеческого стада, взывали к Богу о том, чтобы им был послан общий Спаситель. И человеколюбивый Бог наставил их на путь правый, который есть спасительное слово евангельское. Оно привело нас в небесный город, почему и повелевается нам проповедовать всем людям чудеса Божии, чтобы все, узнав о бывшей нам благодати, поспешили к тому же самому спасению. А может быть кто-нибудь прибавит, что в древности иудеи, притесняемые в Египте, взывали к Богу; если и теперь они сделают это, то чрез то достигнут совершенной свободы во Христе. "И повел их прямым путем, чтобы вошли в город обитаемый" (ст. 7). Иудеям Господь даровал воз-вращение чрез Кира Персидского; чрез святых же апостолов Он наставил язычников и показал им вышний град, имеющий "основание, которого художник и строитель Бог" (Евр.11:10). "Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим" (ст. 8). Симмах перевел так: и "чудеса Его над сынами человеческими". Конечно, приносят Богу благодарственную песнь не милость, не чудеса, но те, которые получили такие блага. Дивно и достойно удивления освобождение иудеев, но еще удивительнее и замечательнее спасение вселенной, перемена к лучшему, конец заблуждения и познание истины. Всего этого виновница божественная милость, потому что "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили", говорит божественный апостол, "а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего" (Тит.3:5,6).
"Ибо Он напитал душу истощенную и душу алчущую насытил благами: сидящих во тьме и тени смертной, окованных нищетою и железом" (ст. 9, 10).
2. И иудеев, томившихся в рабстве и озлоблении и истаевавших от (духовного) голода, освободил Господь от тяготевших над ними бедствий, и всякую человеческую душу Он напитал божественным учением, освободил от мрака неведения и просветил светом богопознания, а покрывавшую нас тень смерти рассеял, подав надежду воскресения и разорвав крепкие узы греха. "Беззаконного уловляют собственные беззакония его", говорит Премудрый, "и в узах греха своего он содержится" (Притч. 5:22). И: "горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными" (Ис.5:18). А душой пустой в собственном смысле можно назвать ту душу, языческую или иудейскую, которая лишена духовной пищи. "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Ин.4:34). Ведь и это пища, и притом самая лучшая пища, почему и говорил Христос: "блаженны алчущие и жаждущие правды" (Мф.5:6). Все это сделал Христос, насытив вселенную такою пищею. Тенью смерти ты, не погрешая, можешь назвать идолослужение и дела безбожия, потому что они закрывают для нас истинную жизнь. Ими мы издавна огорчали Бога и раздражали совет Вышняго. В самом деле, должно было в величии и красоте тварей созерцать Родоначальника всего и в создании мира уразумевать невидимую силу Его и божество, а мы, как слепые, пребывая во тьме и сени смертной, связанные и ослепленные в отношении разумных сил души, "и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (Римл.1:23). "Так как они противились словам Божиим и совету Вышнего не покорялись, то усмирено было трудами сердце их, и они изнемогли, и не было у них помощника" (ст. 11, 12). Причиной всех этих бедствий и для иудеев и для всех людей служит грех. И те в отмщение за грехи преданы были в рабство вавилонянам, и все люди подпали тяжести труда после преступления заповеди, потому что тогда услышал Адам эти слова: "проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт.3:17-19). Среди таких несчастий, они не нашли никакого разрешения от окружавших их зол, но Предавший их в эти бедствия Сам даровал им и освобождение. "Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужд их.
И извел их из тьмы и тени смертной, и узы их растерзал" (ст. 13, 14). Пожалев как тех, так и других, одних Он избавил от постигших их несчастий, а других освободил из тьмы неведения и расторг узы их рабства. Тенью смерти ты можешь назвать идолослужение и безбожие, которые прежде удаляли нас от истинной жизни, огорчая Бога и раздражая совет Вышняго. Тогда сердце наше смирилось под тяжестью греха, так как нас оставила врожденная разумная сила, которой никто не мог возвратить, потому что все изнемогли и не было помощника. Совершение этого великого дела сохранялось для одного только Слова Божия. Что же касается слов: "узы их растерзал", то они означают совершенное отпущение грехов, какое нам даровала благодать Спасителя. "Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! Ибо Он сокрушил врата медные и запоры железные сломил" (ст. 15, 16). Вратами медными и железными запорами пророк назвал неумолимость зла. Как заключенному внутри таких ворот и дверей невозможно убежать, так немыслимо было и иудеям избежать порабощения вавилонянам, а всем людям – власти смерти. Только одна божественная милость была в состоянии разрушить державу и тех, и этой последней, и принести облегчение горестей. То же самое во второй раз сказал псалмопевец при повторении Его благодеяний. Он показывает падение человеческих душ до смерти, почему и просил Его о снисхождении до смерти; и исполнивши это, Господь сокрушил врата, ни для одного смертного неодолимые, и потому называемый медными и железными. И в книге Иова Господь говорит: "отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это" (Иов.38:17,18) Он один только покрыл наши беззакония, которые увлекли нас до врат адовых. "Взял их с пути беззакония их, ибо за беззакония свои они смирены были" (ст. 17). Ни для иудеев, ни для людей вообще бедствия не были несправедливыми, но и те, и другие несли наказание за то, в чем согрешили. Однако и тех, и других, утопавших в столь великом зле, Господь удостоил спасения. "Всякой пищи возгнушалась душа их, и приблизились ко вратам смерти" (ст. 18).
3. Иудеи, объятые множеством зол, не могли принимать даже пищи. Это и в другом псалме, как бы от лица их, пророк сказал: "забыл есть хлеб мой" (Пс.101:5). А язычники не хотели слушать наставлений собственных философов, почему одни осудили на смерть Сократа, другие подвергли Анаксарха неслыханному наказанию, третьи, тяжко оскорбив последователей Пифагора, причинили им преждевременную смерть. Однако и их Бог всяческих привлек к участию в бессмертной пище, побудил приступить к ней с полным расположением и освободил из врат смерти. С другой стороны, можно разуметь здесь и ту духовную пищу, о которой Господь говорил апостолам: "старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную" (Ин.6:27). Все роды этой пищи сделались гнусными для людей; ни естественного, ни писанного закона они не сохранили, и поэтому "приблизились ко вратам смерти". Вратами смерти были для них грехи, к которым они приблизились, тогда как им следовало от них удаляться, потому что насколько они приближались к ним, настолько неизбежно удалялись от врат жизни. Но хотя они и далеко были, Христос приблизил их к Себе Своею кровью. "Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужд их" (ст. 19). Для Бога имеет значение не вопль, устами испускаемый, но душевное расположение; так и Моисею, сохранявшему молчание, он говорил: "что ты вопиешь ко Мне?" (Исх.14:15) "Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от растления их" (ст. 20). Бог Слово, вочеловечившийся и посланный как человек (как Бог Он, конечно, неописуем, везде присутствует и все содержит в Себе), исцелил всякие душевные раны и укрепил развращенные умы. Так Он исцелил ту грешную женщину и внушил ей быть бодрой (Лк.7: 47); так расслабленного укрепил, сказав: "прощаются тебе грехи твои" (Мф.9:2); так разбойника Он ввел в рай; так мытарей сделал учителями вселенной; так приступающих к всесвятому крещению возрождает и очищает, и исцеляет от всяких греховных ран. "Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим!
Да принесут Ему жертву хвалы и да возвестят о делах Его с радостью" (ст. 21, 22). За все это, говорит, по справедливости следует прославлять человеколюбивого Бога, явившего столько милости и даровавшего нам необычайное спасение. Нужно не только знать чудеса Божии, но и неведущих их научать, и всех побуждать к воспеванию Ему торжественных песней. При этом должно заметить, что и здесь пророк убеждал принести Богу жертву хвалы, а не жертвы бессловесных. Следовательно, и здесь он отбрасывает подзаконное служение. "Жертву хвалы" Акила назвал жертвой благодарения. "Отправляющиеся на кораблях в море, имеющие дела на больших водах" (ст. 23). С явлением людям Слова Божия настоящее пророчество весьма последовательно соединило воспоминание об апостолах и тех, которые разделяли их труды, потому что они были сходящие на море в судах, в точном и буквальном смысле, как свидетельствует о них Священное Писание в евангелиях. Притом здесь же пророк внушает совершать новые таинства нового завета, говоря: и "принесут Ему жертву хвалы". А было именно так: "проходя же", говорится, "близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их" подобным же образом (Мф.4:18,19,21). Таким образом, эти слова псалма относятся к апостолам. Как будто отвечая на чей-то вопрос: кто это такие? пророк прибавил: "отправляющиеся на кораблях в море", и дальнейшее. И на них все это исполнилось во всей силе. В самом деле, когда ученики Спасителя нашего плыли вместе с Ним, "сделалось великое волнение на море", говорит евангелист, "так что лодка покрывалась волнами"; тогда они, припавши к Нему, говорили: "Господи! спаси нас, погибаем. Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина" (Мф.8:24-26): вот именно, что значит увидеть "дела Господни и чудеса Его во глубине". "Они видели дела Господни и чудеса Его во глубине" (ст. 24). Пророк обращается здесь к сравнению. Он имеет в виду, что как мореплаватели, пересекая великие моря, бывают свидетелями разнообразных проявлений божественного могущества, причем нередко буря ввергает их в большие затруднения, и они достигают спасения вопреки человеческим расчетам, так и иудеи, после таких несчастий получившие освобождение, познали на себе силу Божию. Равным образом и все люди, видя необыкновенную перемену в обстоятельствах, рассеяние прежнего заблуждения, тишину, повеявшую на души, и пристань воскресения, удивляются Виновнику всего этого. Здесь под морем нужно разуметь жизнь нашу, под кораблями – церкви, в которых апостолы потрудились над делом спасения, очевидно, среди множества людей. Видели они и дела Божии, т.е., создания Его, и чудеса, т.е., знамения, какие Он, устраивая наше спасение, положил в глубине, т.е., в мудрости, с которой Он устраивает наши дела. Конечно, глубина – это мудрость Божия, с ее непостижимостью и неизмеримостью. "Он рек, – и поднялся бурный ветер, и вознеслись волны его: восходят до небес и нисходят до бездн, душа их истаевала в бедствиях" (ст. 25, 26). Этим пророк научил, что по Его мановению приходят и печали, и радости. Разумеет здесь искушения, которые возбуждают дух бурный, то есть – противный, когда Бог позволяет ему для упражнения и явления праведных. Бог Сам показывает, как именно Он позволил диаволу искусить, говоря Иову: "ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?" (Иов.40:3)? Именно, чем для золота огонь, тем для душ служат искушения, расплавляя их, не для того, чтобы погубить, но для того, чтобы обнаружилось, какой блеск они имеют. "Они трепетали и качались, как пьяный, и вся мудрость их пропала" (ст. 27).
4. Продолжается тоже сравнение: он говорит как будто о мореходцах, а в действительности имеет в виду разнообразные несчастья душевные, которых никто при помощи человеческой мудрости не в состоянии разрешить. В самом деле, и кормчие, подобно пьяным бросаемые туда и сюда, когда разыграется волнение, бывают даже, напрягая все свое искусство, не в состоянии справиться с ужасами бури. "Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он извел их от нужд их. И повелел буре, и настала тишина, и умолкли волны, поднятые ею. И возвеселились они, что утихли они, и Он привел их в пристань, желаемую Им" (ст. 28-30). Когда плавающие в море призывают Его, Он простирает им Свою помощь, и по Его мановению тотчас буря сменяется легким веянием ветра, волнение моря утихает, и угрожаемые бедой в Его благодатной помощи находят избавление от беды. Так и иудеи освободились из своего горького рабства. "И Он привел их в пристань, желаемую Им". Он только пожелал – и положил конец бедствиям, и вместо бури явилась пристань. Это относится больше к нам, чем к иудеям. Нас Он действительно направил в пристань Своего желания, даровав нам божественное познание. Эта пристань, очевидно, Его царство: оно по справедливости называется пристанью, так как в него не достигают волны искушений; и притом, конечно, оно есть пристанью желания Христова, так как таково было желание Христа: "Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня" (Ин.17:24). "Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! Да превозносят Его в собрании народа, и в сонме старцев да восхвалят Его!" (ст. 31-32). Вслед за апостолами вспоминается Церковь и ее священство. К благовестию о благах должно было прибавиться и это. Нужно, говорит, в церкви язычников прославлять Бога, творящего необычайные дела. Язычники и иудеи переменились взаимно своим положением. Иудеи отвергнуты за свое нечестие, лишены явления ангелов и служения пророков, сама страна их и город, прежде приносивший благие плоды, со времени восстания на Христа остается бесплодным, не будучи столицей, не имея ни святилища, ни святого святых, ни священства, ни царства; лишившись свободы, они подчиняются языческим законам. Церковь же язычников, безводная прежде, пустынная и блуждающая, ныне исполнена благ, сама насыщает голодающих и составляет божественное общество; она и есть – населенный город, в котором и духовная пища, и небесный хлеб. "Он превращал реки в пустыню и источники вод – в землю жаждущую. Землю плодоносную – в солончаковую, за злобу живущих на ней" (ст. 33-34). Как можно видеть, это постоянно бывает у уверовавших народов. В самом деле, во всех церквах по вселенной всенародно, под предводительством священного собора, воспевают Благодетеля, превознося чудеса божественного человеколюбия. Прославляют же Его достигшие спасения под впечатлением виденного ими необычайного переворота. Действительно, напаяемые прежде обильными пророческими реками и приносившие зрелый плод Богу, теперь не получают даже ничтожной влаги, но за свою развращенность совершенно лишены прежнего орошения. "Он превращал пустыню в озера (много)водные и землю безводную – в источники вод" (ст. 35). Язычники же, бесплодные в древности и не имевшие даже скудного источника, теперь наводняются водами учения, получая духовные струи выше меры. Но заметь, до какой степени сказанное здесь о церкви согласуется с тем, что проповедал Исаия. Ведь и он говорил: "открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды" (Ис.41:18). "И населил там алчущих, и они построили город для обитания" (ст. 36). Тех, которые прежде истаевали от голода и терпели лишение в духовной пище, Господь поселил на тех реках и совокупил их в благочестивое общество. "И засевали поля, и насадили виноградники, и получили плод от растений" (ст. 37). Небесное семя, от апостолов всегда передаваемое по преемству, посевается в душах, приготовленных покаянною жизнью, о чем говорит Спаситель: "вышел сеятель сеять семя свое: иное упало при дороге, иное упало на камень, а иное упало между тернием, а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный" (Лк. 8:5-8). Насаждаются и виноградники, т.е., существующие повсюду на земле церкви, – согласно с словами: "Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя" (Иер.2:21); и: "у Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его" (Ис.5:1,7). Конечно, насколько относилось это к иудейской синагоге, настолько теперь относится к церкви из язычников. А что язычники принесли плод правды, об этом говорит Спаситель: "отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его" (Мф.21:43). "И Он благословил их, и они весьма умножились, и скота их не умалял" (ст. 38).
5. Пророк употребил здесь образное выражение. И Господь часто прибегал к подобным сравнениям, и то апостолов называл жнецами, то Самого Себя сеятелем и земледельцем, а тех, которые с готовностью принимают семена учения – тучной землей. И апостол говорит: "я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог", а в другом месте: "вы Божия нива, Божие строение" (1Кор.3:6,9). Итак, апостолы посеяли семена спасительной проповеди, и насадили для Бога духовные сады, и принесли Ему зрелый плод правды. И все после них уверовавшие учению (Христову) продолжают делать то же самое. А, конечно, "кто сеет щедро, тот щедро и пожнет", по словам божественного апостола (2Кор.9:6). Скотами же называет тех, кого они пасут, и которых Господь умножил, даровав силу чудотворения. Это подтверждает блаженный Лука в Деяниях: "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деян.2:47). И сам Господь верующих называет овцами. "Овцы Мои", говорит Он, "слушаются голоса Моего" (Ин.10:27). "Но они умалились и стали бедствовать, вследствие страдания от зла и болезни" (ст. 39). Итак, эти, говорит пророк, никогда обитавшие в безводной пустыни, уверовавши, удостоились столь великого процветания и благословения; те же, которые прежде наслаждались струями пророков, будучи затем лишены их за свою злобу и оставшись совершенно пустынными и бесплодными, подверглись различным несчастьям и были рассеяны по всей вселенной, так что их отечественный город, некогда многолюдный, теперь населяется немногими. "Излилось уничижение на князей их, и Он оставил их блуждать в непроходимом (месте, где) нет пути" (ст. 40). Это пророчество подтверждается делами. В самом деле, те, которые выдают себя за князей их и учителей, не имеют никакого значения: некогда славные и знаменитые, они теперь совершенно ничтожны и у своего собственного народа пользуются презрением. Затем, хотя телесно иудеи и умножаются, согласно пророчеству: "будет число сынов Израилевых как песок морской" (Ос.1:10), но не всех их Дух Святой признает достойными; чрез пророка Исаию он говорит: "хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится" (Ис.10:22), что именно говорит и теперь, т.е., что погибли среди бедствий и несчастий. Но это большинство – народ; выдававшиеся же по своим достоинствам и знанию были преданы уничижению, их именно "и Он оставил их блуждать в непроходимом (месте, где) нет пути". Симмах перевел так: "и заставить блуждать их в суете помышлений". Бог не вводить в заблуждение, но не повинующихся Ему оставляет без Своего водительства, и, конечно, без руководства, кидаемые туда и сюда, они заблуждаются. Это и потерпели иудеи: оставивши правый путь, они следуют собственным измышлениям. "И помог убогому (избавиться) от нищеты, и сделал колена (многочисленными), как овец" (ст. 41). Симмах же: "и ты оградишь бедного от озлобления"; а бедным называет народ. "И сделал колена (многочисленными), как овец". У Акилы: "и положить семейства как стадо овец", а у Симмаха: "и поставить семейства как стада овец". Это говорится о Церквах, основанных в городах и странах. И Спаситель говорит о своем народе: "Овцы Мои слушаются голоса Моего". Но пророк говорит об этом еще как о будущем, а не как о настоящем. "Увидят праведные и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста свои" (ст. 42). Видя это, верные путям правды исполняются радости, а предпочитающие жить в нечестии и беззаконии принуждены поникнуть в землю и молчать, обуздываемые судом правды. Что узрят иное, как не переворота от худшего к лучшему? Поэтому созерцавшим исполнение пророчеств Спаситель говорил: "ваши же блаженны очи, что видят: многие пророки и праведники желали видеть, и не видели" (Мф.13:16,17). Под беззаконием нужно разуметь диавола и всякого склоняющегося к беззаконию. "Кто премудр и сохранит это? И уразумеют милости Господни" (ст. 43). Величие их является задачей для ума и духа, и для своего понимания требует мудрости. Но уразуметь домостроительство Спасителя, исполненное человеколюбия, и соблюсти божественные законы, дано не всякому, а только взывающему ко Владыке: "открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего" (Пс.118:18). А говорит: "уразумеют" – потому, что предполагает это познание имеющим быть у верующих из язычников. Слава Христу во веки веков. Аминь.