"В конец. Сынам Кореевым. Псалом" (ст. 1).
1. Справедливо и настоящий псалом надписывается: "в конец", или как у других переводчиков: подобная песнь, потому что в нем говорится о тайнах, совершенных в конце веков, и являющихся поистине победою над диаволом. "Господи! Ты явил благоволение земле Твоей, возвратил пленных Иакова" (ст. 2). Случающееся одинаково обще как человеку, так и земле. Когда земля благоденствует, благоденствует и человек, когда она подвергается казни, вместе с ней подвергается казни и он, как от нее происшедший и от нее получающий питание. Поэтому и сказанное теперь пророком можно понимать в общем смысле, так как и тварь, основанием которой служит земля, ожидает нашего освобождения, как говорит Павел (Римл.8:19-22); это освобождение пророк назвал теперь благоволением, относя его в общем смысле ко всем людям, – почему человек называется землею, многократно разъяснено было раньше, – а в частном – к обратившимся к Богу иудеям, которых он назвал пленом Иаковлевым. Что это за благоволение, ты яснее можешь узнать из дальнейшего. "Отпустил беззакония народа Твоего, покрыл все грехи их" (ст. 3). Это – благоволение к нам: не одно беззаконие Он оставил нам, а все; равным образом и все грехи наши покрыл Своим человеколюбием, подобно тому, как врач покрывает рану лекарствами. Беззакония и грехи пророк упомянул, желая выразить не одно и тоже, а чтобы показать, что Бог простил не только иудеев, преступления которых называются беззакониями, так как они находятся под Моисеевым законом, но и язычников, проступки которых называются грехами, так как своими греховными делами они обращают небесные планы во что-то неразумное. Здесь следует в пении перемена тона, причем пророк прервал свою речь не без причины, – он намерен был сказать о чрезвычайно важном, и ум его подавлен был величием откровений, потому он и имел нужду в перерыве, чтобы точнее уразуметь их. "Прекратил весь гнев Твой, удержался от гневной ярости Твоей" (ст. 4). Прекратил гнев свой не отчасти, а совсем, не так, чтобы вновь навести его впоследствии времени, а чтобы удалить его совершенно, чтобы о нем не осталось никакого и воспоминания. Поэтому и говорится, что он отвратился от гнева ярости Своей. Если же Он отвратился от гнева, то значит преклонился к милосердию. Так как псалмопевец, по свойственному пророкам обычаю, излагает будущее как бы настоящее, то смотри, как он обращает пророчество в молитву, показывая, что то, о чем он говорит, еще не случилось, а существует лишь в надежде. "Возврати нас, Боже спасения нашего, и отврати ярость Твою от нас" (ст. 5). Гнев у Бога, следовательно, не страсть, а угроза, служащая к нашей пользе. Поэтому, если мы обращаемся, то и Он отвращается от гнева и успокаивается, более всего ценя наше спасение; потому Он и находит много путей к нему, измышляет многие способы достижения его, за что справедливо и называется Богом спасений. "Ужели на веки будешь гневаться на нас? Или прострешь гнев Твой из рода в род?" (ст. 6) Страшен и теперь гнев Божий на людей; но так как в настоящей жизни Бог большею частью обнаруживает долготерпение, то будущий гнев, естественно, еще страшнее. Поэтому пророк молится, чтобы Бог не гневался на нас в продолжение всего настоящего века, и не переносил Своего гнева от настоящего рода на род будущий, а угасил бы его милосердием. Каким образом это совершается, при нашей косности в обращении, показывает дальнейшее. "Боже! Ты снова оживишь нас, и народ Твой возвеселится о Тебе" (ст. 7). Ты можешь понять под обращением Бога то обращение, которое совершается Им в нас; но в собственном смысле оно есть обращение, которое Он Сам совершил вместо нас, потому что сказано: "Боже! Ты снова оживишь нас". Это последнее явно совершилось, когда воплотившийся и ставший человеком принес Себя за нас и в Себе самом совершил наше обращение, делая и перенося за нас все, чем и оживотворил нас и заставил ныне веселиться и торжествовать свой народ, т.е. уверовавших в Него. "Яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даруй нам" (ст. 8). Обрати внимание, что псалмопевец говорит и как пророк, и как раб: как пророк, он возвестил будущее, но как раб, он снова молится о том, что раньше уже высказал в качестве пророка. О чем же он молится? О том, чтобы людям показана была милость Божия и явлено было спасение, т.е. чтобы Бог Слово явился во плоти. А что Христос называется Спасителем, свидетель – Симеон, который, приняв Его в храме, с благодарностью говорил: "ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое" (Лк.2: 29,30). Что Он называется и милостью, это показывает несколько ниже сам пророк. Впрочем, оба названия Он получил от своих дел. "Услышу, что скажет во мне Господь Бог: как изречет Он мир на народ Свой, и на преподобных Своих, и на обращающихся сердцем к Нему" (ст. 9). Удивительна вера пророка! Только что посеял он семя молитвы, как уже получает от нее и плод. И зная, Кому он молился, приготовился к слушанию мира, того мира, который даровал Христос народу Своему, т.е. верующим в Него, чрез лик апостолов. Последние справедливо называются святыми Его и обратившимися сердцем, так как всецело посвятили себя Христу и обратились к Нему от всего сердца, отреклись от всего житейского, оставили родителей, домашних, занятия, и говорили открыто: "вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?" (Мф.19:27). "Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы вселить славу в землю нашу" (ст. 10). Здесь пророк ясно утверждает, что хотя синагога иудейская и хочет называться народом Божиим, однако спасение Божие оказывается близ боящихся, уверовавших из язычников. Последние, не бывшие некогда народом, теперь стали народом Божиим, возвратились к Богу из своего заблуждения, и бывшие некогда далеко стали близки через веру. А это произошло для того, чтобы "вселить славу в землю нашу", потому что где могла бы обитать слава Божия, если бы язычники, как не происходившие от Авраама, были отвергнуты, а те, кто происходил от Авраама, не хотели придти к Христу, как об этом говорит Иоанн: "пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин.1:11). Поэтому Бог принял язычников, чтобы иметь место обитания в земле нашей, т.е. в роде человеческом, как изъяснил это Богослов в дальнейших словах: "а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (ст. 12, 13); он говорит о язычниках, потому что они не имели по крови и плоти родства с Авраамом, а родились от Бога, соответственно чему далее евангелист и присовокупил: "и Слово стало плотию, и обитало с нами" (ст. 14). "Милость и истина встретились, правда и мир облобызались! Истина от земли воссияла и правда с небес приникла" (ст. 11, 12). Здесь пророк указывает на встречу Божества и человечества, причем каждое из них действовало как ему свойственно; это и значит: "встретились"; встречается же идущий медленно с идущим быстро и хромой с имеющим здоровые ноги. Но пророк указал не только на встречу, но и на единение, происходящее из любви: это обозначено словом: "облобызались", потому что чрез поцелуй любящие и любимые объединяются друг с другом. Бог Слово и не сошел бы в человечество, если бы Творец не имел горячей любви к человеку. "Ибо так возлюбил Бог мир", говорит Христос, "что отдал Сына Своего Единородного" послал в него (Ин.3:16). Но как произошла эта встреча? "Истина от земли воссияла и правда с небес приникла". Истина – плоть, и называется так не потому только, что она, как говорит псалмопевец, воссияла от земли, но и потому, что истина воплотилась и Бог Слово стал истинно человеком. Правда – Божество, почему пророк и говорит, что она приникла с неба, – Божество, которое сотворило правду, сокрушив нечестие, господствовавшее на земле. После соединения однако истина и правда уже не разделяются, почему Христос весь и называется истиной, когда напр. Он говорит: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин.14:6), равно весь называется и правдой, когда напр. Павел говорит о Нем: "сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1Кор.1:30). Продолжая изъяснять таинство, пророк говорит: "ибо Господь дарует благо, и земля наша даст плод свой" (ст. 13), – Отец Свое Слово, почему другие переводчики говорят: даст благого, потому что, как тебе известно, сам Христос сказал: "никто не благ, как только один Бог" (Лк.18:19). "И земля наша даст плод свой" – рожденную от Марии плоть. Так в образовании таинства Христова действо вали и Бог и земля. "Правда" (ст. 14), о которой пророк раньше сказал: "с небес приникла". Божество идет впереди человечества, как и Аввакум говорит: пред лицом его предыдет слово (синод. "пред лицем Его идет язва") (Авв.3:5), и далее относительно человечества: и изыдет на поле при ногах его (синод. - "а по стопам Его – жгучий ветер") (там же). Что согласно со словами псалмопевца, который в заключение говорит: "пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои" (ст. 14). Так Божество предшествует, т.е. направляет плоть свою на путь домостроительства и исправляет стопы ее, чтобы она не подверглась никаким человеческим заблуждениям и обманам.