Иисус получает повеление сказать народу, чтобы он внимал закону Божию; посылает соглядатаев, которые и пришли в Иерихон. Узнав об этом, царь города послал искать этих мужей у блудницы Раав, которая приняла их. Но она скрыла соглядатаев, и за эту услугу просила пощады своему дому, когда будет взят город, на что они и согласились. Возвратившись, они рассказали о случившемся. Иисус повелевает народу перейти Иордан; и перешли посуху и поставили на месте стана двенадцать камней. Цари аморрейские, жившие по ту сторону Иордана, и цари финикийские, узнав, что евреи перешли Иордан посуху, пришли в ужас и смятение. Тогда Иисус по повелению Божию обрезывает израильтян каменными ножами. Так как они находились в пустыне сорок лет, то многие из воинов не были обрезаны: они и погибли; а вместо них Бог воздвигнул сынов их, которых Иисус обрезал, потому что они на пути оставались не обрезанными. Тогда, он совершил пасху; и в тот день, в который они вкусили опресноков из пшеницы этой земли, манна прекратилась. Иисус получает повеление снять обувь свою и обходить Иерихон с трубами и ковчегом семь дней. Когда это было исполнено, стены пали сами собою. Очевидно, что уже с того времени начал нарушаться покой субботы, потому что, как бы кто ни стал считать дни, суббота неизбежно должна пасть на эти семь дней. Тогда спасается Раав с родственниками своими и поселяется между израильтянами, а город сожигается и предается проклятию; Иисус проклял того, кто стал бы восстановлять его. Ахар тайно взял несколько заклятых вещей, и народ потерпел поражение при нападении на другой город. Иисус молит Бога, и Бог повелевает очиститься от заклятого. Указан Ахар, обличен в краже и побит камнями со своими сыновьями и дочерями. Иисус возобновил войну и взял Гай (Газу) и сжег его; в нем погибло двенадцать тысяч, а царя города повесили на дереве. На израильтян собираются напасть цари аморрейские, хананейские и другие. Иисус строит жертвенник из цельных камней и пишет на них второзаконие; одна половина народа стояла близ горы Гевал, а другая близь горы Гаризин. Далее говорится о гаваонитянах. Они, услышав об израильтянах и убоявшись их вследствие того, что было совершено ими в сражениях, приходят к ним одетые в ветхие одежды, с черствыми хлебами и изношенною обувью, и говорят народу, что они идут из далекой страны и в доказательство того, что они живут далеко, показывают свои одежды, хлебы и обувь. Они говорили, что все это обветшало на пути, а пришли они для заключения союза с ними. Израильтяне, не вопросив Бога, заключили союз; но узнав, что те обманули их и живут не далеко, а близко, не могли воевать против них по причине клятвы и сделали их рабами, — дровосеками и водоносцами. Здесь исполнилось пророчество Ноя, которое он изрек: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих (Быт.9:25), так как они произошли от Ханаана. Адонивезек, царь иерусалимский, услышав, что взят Иерихон и Гай и что гаваонитяне сдались, пошел на них войною вместе с другими царями. Они же призвали на помощь Иисуса. Он пришел, сразился и обратил неприятелей в бегство; с неба упал на них град, который истребил их больше, нежели меч сынов израильских; тогда остановилось солнце против Гаваона, и луна против долины Елом; и умертвил Иисус весь народ неприятельский и пять царей; взял Манилу, Ловну, Лахис, Аглон. Хеврон, Давир и страну горную и ровную. Собрались многие другие цари с многочисленными войсками; и их победил Иисус. Здесь указываются имена их, города и число. Иисус получает повеление разделить землю между израильтянами, и описывает, какое колено какой получило удел и что дано левитам. Колена Рувимово и Гадово и половину колена Манассиина Иисус посылает в уделы их, которые они получили еще при жизни Моисея. Отошедши, они построили близ Иордана жертвенник. Это смутило прочие колена, которые подумали, что те сделали это по отступничеству, и послали к ним посольство с упреком. Но те в свое оправдание сказали, что они построили жертвенник не по отступничеству, но для того, сказали они, чтобы потомки ваши не считали наших сынов чуждыми родства с ними, по той причине, что между ними протекает Иордан, чтобы этот жертвенник служил свидетельством и чтобы дети ваши не могли сказать потомкам нашим: нет вам части в Господе (Иис. Нав.22:27). Это убедило прочие колена не воевать против них. Тогда Иисус созывает израильтян, напоминает им о благодеяниях Божиих, убеждает соблюдать закон, предсказывает ожидающие их бедствия, если они не будут соблюдать его, и умирает. Умирает также Елеазар первосвященник, и вместо него делается первосвященником Финеес, сын его. Израильтяне стали поклоняться идолам и были преданы Еглому, царю моавитскому, который и владычествовал над ними восемнадцать лет.